Легализация зарплат
Вопросы законодательного обеспечения конституционных гарантий по оплате труда обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме
Тон дискуссии задал председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, заявив: «Если заработная плата не будет легальной, то пенсия будет оставаться маленькой».
По его словам, из четырех китов социальной политики Россия устойчиво стоит на трех, среди которых — трудовые отношения, система социальной защиты и пенсионная система. Четвертый— регулирование заработной платы — «делает неустойчивой всю систему». Для искоренения этой проблемы, по мнению депутата, «необходимо решить две задачи: роста заработной платы и ее легализация».
«Только в объемах легальной заработной платы действует принцип социального партнерства», — считает Андрей Исаев. Среди необходимых первоочередных мер он назвал регулирование через минимальный размер оплаты труда, приравненный к прожиточному минимуму.
С этим мнением согласился и министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. В своем выступлении он, прежде всего, обозначил направления, «в которых двигается министерство», и выразил обеспокоенность тем, что в настоящее время «от 7 до 10 миллионов человек находятся вне занятости», получая нелегальную заработную плату. Правительство, по его словам, намерено эту ситуацию изменить. С этой целью «проводится сверка баз данных министерства, налоговой и пенсионных фондов, что позволит определить зоны нелегальной занятости и ухода от налогов».
Также Минтруда одобрило многочисленные поправки в Уголовный кодекс, которые готовит Министерство юстиции. Кроме того, Максим Топилин выступил с инициативой о создании системы, при которой поступающие страховые взносы за работников являлись бы обязательным условием для получения кредитов. Перечисляя инициативы своего ведомства, министр резюмировал: «Законодательство необходимо приводить в соответствие с жизненными реалиями»…
Участники парламентских слушаний, обсудив весь спектр вопросов по законодательному обеспечению конституционных гарантий по оплате труда, выработали ряд рекомендаций в адрес правительства и Государственной Думы.
ЖКХ: хуже и хуже
Председатель Комитета ГД по жилищной политике Галина Хованская прокомментировала законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», вводящий обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, особо отменив острую необходимость совершенствования регулирования деятельности в сфере ЖКХ. Депутат напомнила, что в сфере ЖКХ остро стоит ряд проблем — состояние жилищного фонда, низкий профессиональный уровень занятых в управлении жилищным фондом специалистов, конфликт интересов собственников и соцнайма в бывшем государственном жилом фонде и воспрепятствование конкуренции со стороны муниципальных властей. Поскольку в сфере ЖХК никогда ранее лицензирования не было, то Галина Хованская предостерегла: «Очень легко сейчас конкурентную среду благодаря лицензированию закрыть». В свою очередь, представлявший позицию авторов законопроекта, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Мартин Шаккум отметил, что «несмотря на все действия правительства и муниципальных властей ситуация в ЖКХ хуже и хуже, а стоимость услуг выросла в 17 раз за последние пятнадцать лет», «конкурентный рынок в сфере ЖКХ не получился», а рост злоупотреблений в этой сфере приводит к росту социальной напряженности и требует вмешательства государства. Исправить эту ситуацию, по его словам, можно благодаря лицензированию и профессиональному управлению.
[Прямая речь]
Налоговая офшоризация
В ближайшее время подготовленные сенаторами проекты законов по деофшоризации российской экономики будут внесены в Госдуму, заявил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
«В настоящее время насчитывается более 200 способов уклонения от налогов. Порядка 10 триллионов рублей проходят через офшоры каждый год. Ситуацию необходимо коренным образом изменить, — подчеркнул глава комитета, отметив, что в российском налоговом законодательстве прямо не установлены критерии правомерности той или иной деятельности по минимизации налогов. — Исходя из этого, предлагается включить в Налоговый кодекс РФ новый принцип — недопущение и противодействие налоговой минимизации. В закон «О Банке развития» предлагается поправка, запрещающая государственную поддержку организаций, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях и использующих схемы агрессивной минимизации налогообложения. Такие компании, согласно законопроекту, не смогут получать кредиты Внешэкономбанка и средства из Фонда национального благосостояния… Кроме того, подготовлены изменения в Уголовный кодекс РФ, расширяющий перечень уголовно наказуемых способов уклонения от налогов. В этот перечень должна быть включена необоснованная налоговая выгода. В настоящее время для так называемой налоговой оптимизации широко используются офшорные компании, а также подставные организации.
ПОДГОТОВИЛ СЕРГЕЙ МУРАВЬЕВ