Энергетика с неверной целью
В соответствии с законом «О парламентском контроле» Минэнерго внесло в Госдуму для рассмотрения профильными комитетами доработанный проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»
Комитет Государственной Думы по энергетике на своем заседании уже рассмотрел доработанный Правительством РФ проект госпрограммы и в целом поддержал ее. Вместе с тем, депутаты комитета высказали ряд существенных замечаний.
Первое из них касается выбора в качестве целевого показателя госпрограммы энергоемкости ВВП, что представляется комитету концептуально неверным. Критику комитета вызвал и план разработки соответствующих постановлений правительства и приказов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. По мнению депутатов, план составлен с существенным отставанием от мероприятий госпрограммы.
Также депутаты отметили низкую степень готовности проектов федеральных законов и изменений в Бюджетный кодекс, необходимых для реализации механизма энергосервисного контракта, запланированных к рассмотрению в этом году. Реальный срок их принятия 2015 год, а реализация этих новелл может быть осуществлена не ранее 2016 года, в связи с чем все цифры бюджетного финансирования региональных программ по энергосбережению на предыдущие бюджетные периоды представляются депутатам необоснованными.
Большая же часть законодательных замечаний относится к подпрограмме «Развитие использования возобновляемых источников энергии». Финансирование в рамках Госпрограммы по этому направлению запланировано на 2014—2015 гг., а положения проектов двух нормативных актов по ней будут реализованы не ранее 2016 года. Кроме того, существенным недостатком является и то, что мерам государственной поддержки подлежат самые дорогостоящие по мощности ветровые, солнечные источники генерации и малая гидрогенерация.
При доработке из подпрограммы и нормативной базы исключены возобновляемые источники энергии (ВИЭ), имеющиеся в больших объемах, но практически не используемые: газ угольных пластов, свалочный газ, газ переработки биомассы, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Не квалифицирован в соответствии с мировой практикой в качестве ВИЭ и энергетический торф. И это при том, что все эти источники энергии в большом количестве имеются в наших регионах. Причем местные и региональные власти заинтересованы в их вовлечении в оборот и использовании в рамках местных распределительных сетей и в объемах, определенных объемами соответствующих источников топлива. А это не совпадает с концепцией потребления энергии ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности… Впрочем, комитет нашел недостатки и в других подпрограммах.
Протеин для России
На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграр-но-продовольственной политике и природопользованию сенаторы и представители регионов рассмотрели проект «Протеин России. Высокотехнологичное производство белкового концентрата из масличных культур».
Как отметил глава комитета Геннадий Горбунов, предпосылки создания и реализации указанного проекта по производству и переработке сельскохозяйственной продукции связаны с глобальными мировыми процессами. «На российском рынке официальный дефицит основного компонента кормового рациона животных — протеина — составляет на сегодняшний день один миллион тонн».
Выступивший гендиректор одной из российских компаний, работающих в сфере биотехнологий, Александр Герман сообщил, что проектом предусматривается открытие на территории России пяти заводов по производству белкового концентрата, который будет использоваться в качестве протеиновой основы кормов для животноводства и птицеводства. Концентрат будет производиться из шрота подсолнечника — самой массовой масличной культуры России. Помимо производства протеина, заводы будут выпускать побочную продукцию, в частности, сахарный сироп.
Единый сельскохозяйственный
Проблему совершенствования налогового законодательства в отечественном агропромышленном комплексе обсудили на «круглом столе», организованном Комитетом ГД по аграрным вопросам.
Открыла заседание заместитель председателя комитета Надежда Школкина, которая сразу же представила полярные позиции по изменению налогового законодательства в АПК. И предложила собравшимся высказать свои аргументы в пользу общего перехода сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции на НДС или оставления льгот, которые с 2004 года предоставляются предприятиям отрасли, — единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Тридцать два региона поддержали переход на НДС и пятьдесят три — не поддержали.
Заменив уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, ЕСХН позволяет снизить налоговую нагрузку, упростить ведение бухгалтерского и финансового учета, считает большинство участников «круглого стола».
Так, замдиректора Департамента финансов и бюджетной политики Минсельхоза Наталья Дацковская выступила «за принцип добровольности». Замруководителя ФНС России Дмитрий Григоренко заявил, что «правила для мелких предприятий должны быть краткими, и их должно быть меньше». Глава фермерского хозяйства Татьяна Трегубо-ва подчеркнула, что отмена ЕСХН приведет не только к банкротству «мелких и средних предприятий, но и к гибели деревни»… Обсудив плюсы и минусы системы ЕСХН, большинство участников рынка признают значимость поднятых вопросов. Так как в настоящее время в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе на первый план выходят вопросы повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на рынке.
ПОДГОТОВИЛ СЕРГЕЙ МУРАВЬЕВ