Наша страна богата крупными экономическими проектами, ожидающими своего претворения в жизнь. Большинство из них пока остается только на бумаге, но есть и те, которые уже полным ходом воплощаются. Их реализация стала возможна только благодаря силам и стараниям вполне конкретных людей. Одним из таких проектов является строительство арктической железнодорожной магистрали — Северный широтный ход (СШХ).
Стальной хребет страны
Салехард — Надым — ключевой участок Северного широтного хода протяженностью 707 километров, пути которого пройдут по территории всего Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляя России шанс на интенсивное экономическое развитие. Местные жители окрестили магистраль «дорогой жизни». Кому как не им, проживающим на этой отдаленной территории, не знать: жизнь есть только там, где есть хорошие дороги, нет дороги — нет ни развития, ни современной жизни.
Несмотря на пессимистичные взгляды на проект еще три-четыре года назад, сегодня уже мало у кого остались сомнения, что не развивать транспортную инфраструктуру Ямала в наше время сродни преступлению. Приполярный Урал богат природными ресурсами. Его площадь имеет прямой выход к Арктическому побережью, где показатели только разведанных запасов арктической нефти составляют до 100 миллиардов тонн, газа — 50 триллионов кубометров.
Строительство новой транспортной артерии — это серьезный задел на будущее нашей страны. Магистраль позволит задействовать богатейшие, но пока еще малодоступные месторождения Ямала, создать здесь дополнительные рабочие места, новые производства, центры переработки углеводородного сырья, что станет серьезным импульсом для социально-экономического развития не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Урала, Западной Сибири, будет иметь практическое значение для всей России.
Эта широтная стяжка евразийской и азиатской частей нашей страны станет центральным звеном полярной железной дороги и войдет в единую опорную транспортную систему России. В перспективе ее железные пути примкнут к меридиональной ветке Обская — Бованенково и через многофункциональный порт Сабетта выйдут прямиком к воротам Мирового океана и торговым каналам Северного морского пути.
Десятки миллионов тонн зерна Сибири, металлы Урала, уголь Кузбасса и нефтепродукты Поволжья — все это будет поставляться на мировые рынки через создаваемый на Ямале транспортно-логистический узел.
Северный широтный ход — это именно тот стальной хребет, который позволит обеспечить нашей стране стратегическое преимущество в экономическом, военном и социальном развитии.
Торжественное открытие моста через реку Надым 12 сентября 2015 года (город Надым). Слева направо: генеральный директор АО «Корпорация Развития» Сергей Маслов, губернатор Ханты-Мансийского АО Наталья Комарова, полномочный представитель Президента РФ в УрФО Игорь Холманских, губернатор Ямало-Ненецкого АО Дмитрий Кобылкин, губернатор Тюменской области Владимир Якушев
Масштабный проект
Задумка построить эту магистраль появилась почти десять лет назад. Идея была поддержана Правительством Российской Федерации, а глава государства взял ее под особый контроль. По словам полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе Игоря Холманских, железнодорожный транспорт в России и регионах динамично развивается. «На территории Уральского федерального округа планируется реализация масштабного инвестиционного проекта «Северный широтный ход». В результате будут созданы условия для освоения Арктики», — отметил он.
Заручившись поддержкой руководства нашего государства, глава Ямальского региона Дмитрий Кобылкин, на территории которого строится магистраль, стал тем самым драйвером, который смог дать серьезный толчок развитию этого проекта.
«У меня нет никаких сомнений в том, что проект «Северный широтный ход» на территории Ямала будет реализован. Вопрос времени: когда это будет. И Ямалу, и бизнесу очень нужно, чтобы Северный широтный ход был построен в период промышленного освоения полуострова Ямал. Это значительно сократит затраты и, соответственно, увеличит прибыль компаний. Это ускорит окупаемость проектов, что очень важно, потому что в них есть и иностранное участие, и, безусловно, ускорит социальное развитие региона», — говорит глава региона.
Без сомнения, он не одинок в своих оценках. К нему присоединились главы Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Владимир Якушев и Наталья Комарова.
«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики. Строительство Северного широтного хода будет способствовать ускорению развития экономики Ямала, Югры и юга Тюменской области», — отметил Владимир Якушев.
Реализация проекта была поручена АО «Корпорация Развития». Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что проект прошел свою точку невозврата. 12 сентября был запущен первый и ключевой этап строительства СШХ — автомобильная часть совмещенного мостового перехода через реку Надым. Этот мост является не только самым крупным сооружением на территории Ямальского региона, его длина вместе с подходами составляет три километра, но и уникальным по своей сути. Проект железнодорожного и автомобильного мостового перехода разрабатывался индивидуально под потребности Арктического региона с учетом местных суровых погодных условий.
Несмотря на все сложности продвижения этого проекта, сдать мост в эксплуатацию «Корпорации Развития» удалось даже раньше намеченного срока почти на четыре месяца.
«С вводом Северного широтного хода Россия получит мощный импульс для развития экономики — богатый газовыми месторождениями и другими природными ресурсами Ямал с развитием транспортной инфраструктуры повлияет на рост экономики в стране в целом. А ввод в эксплуатацию моста задает начало формированию совершенно новой системы транспортного обеспечения в ЯНАО», — уверен генеральный директор корпорации Сергей Маслов.
Задача трудная, но амбициозная
Реализация этого стратегически значимого для экономики России проекта была доверена АО «Корпорация Развития» не случайно. Несмотря на общее понимание крайней необходимости его скорейшей реализации, проект с 2010 года топтался на месте. По мнению аналитиков, после того как компанию летом 2013 года возглавил Сергей Маслов, проект строительства СШХ за полтора года совершил серьезный скачок вперед.
Выступая на открытии моста, Игорь Холманских подчеркнул: «Открытый сегодня мостовой переход через реку Надым является стратегическим звеном железнодорожного Северного широтного хода, с которым связаны стратегические планы на освоение богатейших газоконденсатных месторождений Приполярья, месторождений Северного морского пути в преддверии экономических, ресурсных, территориальных и военных позиций России в Арктике. «Корпорация Развития» выступила куратором этого проекта, и я знаю, сколько трудностей вам пришлось преодолеть, чтобы сдать этот объект в установленные сроки. Знаю, как это важно было для вас!»
На совещании после открытия моста Сергей Маслов доложил членам попечительского совета корпорации, куда входят полномочный представитель Президента РФ в УрФО и главы ЯНАО, ХМАО и Тюмени, о 100-процентной готовности к строительству Северного широтного хода. По его словам, реализация проекта уже началась с открытия моста через реку Надым и установления опор для железной дороги.
За плечами нынешнего руководителя корпорации Сергея Маслова большой опыт реализации значимых государственных проектов — от строительства трубопроводов до создания биржи нефтепродуктов. В 2008 году, возглавляя «Транснефтепродукт», он сумел реализовать проект федерального значения «Север», что позволило укрепить энергетическую безопасность страны за счет устранения зависимости российских компаний в вопросах экспорта нефтепродуктов. Кроме того, в рамках проекта было создано более 2,5 тысячи новых рабочих мест.
Строительство Северного широтного хода — очень серьезная, трудная и амбициозная задача. Воплотить ее в жизнь предстоит тем, кто верит в сильную и процветающую Россию, кто уже имеет успешный опыт реализации масштабных задач, кто сосредоточен на продвижении и поддержке экономически выгодных и значимых для всех россиян проектов.
То, что очень скоро по Полярной магистрали начнут курсировать груженые составы и пассажирские поезда, уже не вызывает никаких сомнений! Давние мечты местных жителей о том, что когда-нибудь в их регионе появится мощная транспортная артерия, которая откроет доступ к благам современной цивилизации и наполнит регион долгожданной новой жизнью, — сегодня обретают вполне реальные очертания. «Дорога жизни» уже получила свое рождение на территории Ямала, и теперь ее строительство будет набирать все новые и новые обороты, попутно создавая все условия для развития территорий нашей страны.
Максим Сергеев