Счетная палата обеспокоена, в частности, тем, что в 2009-2012 годах госдолг России вырос в 2,4 раза (до 6,52 трлн рублей), причем его рост продолжался и при профицитном бюджете в 2011 году (на 27,7 процента) и при относительно небольшом дефиците бюджета в 2012 году (на 12,7 процента). Между тем, внешние заимствования обычно призваны покрыть дефицит бюджета и долговые обязательства, подчеркивается в отчете СП по результатам анализа возможности использования средств фондов в качестве источника финансирования дефицита бюджета как альтернативного механизма замещения долговых обязательств.
Эксперты ведомства называют несколько причин такой странной ситуации. Во-первых, росту госдолга России способствовал неэффективный действующий механизм формирования Резервного фонда, когда часть нефтегазовых доходов идет в фонд, а полученный дефицит бюджета финансируется за счет заемных средств. Плюс государству приходится наращивать внешние заимствования в результате неточных прогнозов нефтегазовых доходов из-за ошибки прогноза стоимости нефти в 2010-2012 годах. Причем стоимость новых заимствований в разы превышает совокупную доходность от размещения средств Резервного фонда, отмечается в отчете Счетной палаты.
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 20092012 годах были размещены в активах, номинированных в обесценивающихся валютах: долларах США (45 процентов), евро (45) и фунтах стерлингов (10). Именно эти вложения Счетная палата считает неэффективными. По ее данным, при ставках рефинансирования Федеральной резервной системы США в 0,25 процента годовых, Европейского центрального банка — в 0,5 процента годовых, Банка Англии — в 0,5 процента годовых доходность от вложений в активы, номинированные в долларах, евро и фунтах стерлингов, будет невысокой, в пределах 0,75-1,2 процента годовых.
Вместо финансирования Резервного фонда профицитом бюджета ведомство предлагает просто использовать средства фонда, а также остатки на счетах по учету средств федерального бюджета («прочие остатки») в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета. Что позволит сократить как рост госдолга РФ, так и расходы по его обслуживанию, так как стоимость заимствований в разы выше доходности от размещения средств фонда в финансовые активы, номинированные в трех валютах.
[От первого лица]
«Задать новый вектор развития…»
Юрий Шамков, первый зампредседателя Комитета СФ по экономической политике, считает, что успех регионов во многом связан с промышленной политикой России. Основной проблемой отечественных промпредприятий сенатор назвал морально устаревшие основные фонды, износ которых по ряду направлений достигает от 50 до 75 процентов. «Это не позволяет российским предприятиям производить высококачественную продукцию, соответствующую требованиям международного уровня, чтобы выходить с ней на мировые рынки», — отметил он. Среди актуальных проблем сенатор также выделил отток из страны капитала, нехватку инвестиций, низкую доступность кредитных ресурсов. С целью создания выверенной долгосрочной государственной промышленной политики необходимо, по его мнению, сформировать прочный правовой фундамент. «Принятие федерального закона о промышленной политике позволит задать новый вектор развития промышленного сектора экономики», — уверен Юрий Шамков.
|
Статус для бизнеса
Депутаты всех четырех фракций Госдумы внесли на рассмотрение палаты проект закона «О статусе национального бизнеса в Российской Федерации», предусматривающий льготы для организаций, которые работают в России и не зависят от западных компаний.
Документом предлагается вести реестр национального бизнеса, в который могут попасть компании, доля иностранных физических или юридических лиц в которых не превышает 10 процентов капитала (если в их отношении не установлен иной вид контроля со стороны иностранцев), а критерии соответствия юрлица статусу национальной компании будет устанавливать Правительство РФ. Для компаний, получивших подобный статус, предлагается ввести льготный налоговый режим, ограничения по размеру процентных ставок при кредитовании, предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, и государственных, и муниципальных гарантий. Также предлагается ограничить для них размер тарифов на услуги естественных монополий, предоставить им преимущественное право при заключении договоров аренды госимущества и его выкупе, при выделении земельных участков.
Интернет-пошлина
Федеральная таможенная служба предлагает ввести 10-процентную таможенную пошлину с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазинами, сообщил и.о. начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров.
В настоящее время пошлиной в размере 30 процентов от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг их веса, облагаются только те посылки, задекларированная стоимость которых превышает 1000 долларов и общий вес которых более 31 кг. «Мы затрачиваем силы и средства не адекватные конечному экономическому эффекту», — констатировал чиновник.
Одним из положительных моментов такого решения может стать пополнение федерального бюджета. Так, по данным Александра Дурова, объем посылок, прошедших через Московскую таможню, превысил 7 млн отправлений. Средняя стоимость каждой посылки составила 400 евро. Таким образом, объем интернет-торговли, с которым имеет дело только Московская таможня, превышает 2,8 млрд евро. Введение 10-процентной пошлины с каждой посылки от интернет-магазина должно принести в бюджет до 280 млн евро, подсчитал он. Кроме того, считают специалисты, введение пошлин может помочь увеличить конкурентоспособность российских онлайн-магазинов. Так, сейчас западные торговые интернет-площадки не платят налоги и дополнительные пошлины, а стоимость товаров у них ниже, поэтому, если пошлины будут введены, то и конечная стоимость товаров будет выше. Однако могут пострадать и потребители, потому что некоторые товары в наших онлайн-магазинах не представлены.
Подготовил Сергей Муравьев