Об этом заявил советник Президента РФ Сергей Глазьев на совместном заседании Либеральной платформы партии «Единая Россия» и журнала «Эксперт»
Идеи Сергея Глазьева о необходимости для России быстрейшего встраивания в процесс смены технологических укладов достаточно известны. Но недавно он конкретизировал их, неожиданно для многих посмотрев на «офинансирование» мировой экономики в новом ракурсе.
Ситуация, когда старые производственно-технологические цепочки перестали давать отдачу после всплеска нефтяных цен, не что иное, как структурный кризис. Новый уклад на основе наноинженерных и информационно-коммуникационных технологий растет на 35 процентов в год, но еще не в состоянии стать локомотивом экономического роста. Высвобождающийся из устаревших производств капитал в силу неопределенности новых технологических возможностей зависает на некоторое время в финансовом секторе.
Отсюда - вздувание пузырей и общая турбулентность. Как поступают в таких условиях ведущие страны мира? Заливают экономику деньгами. Это нормальная антикризисная политика в условиях структурного кризиса, объясняет академик РАН. Значительную часть рисков развития берет на себя государство. Не только в форме субсидий на НИОКРы, разных видов льготного, венчурного и прочего финансирования, но и простого вливания широким потоком в экономику дешевых денег. Для бизнеса на Западе и на Востоке сегодня нет проблем взять кредиты на любой срок и практически бесплатно. Но это не наш случай. Денежные власти России поступают наоборот.
Так, с начала финансового кризиса денежная база передовых стран, прежде всего США, выросла почти в четыре раза. Источник средств — банальная денежная эмиссия. Пятерка стран — эмитентов мировых валют (доллар, евро, фунт, иена и франк) увеличила за это время количество денег в обращении почти на 3 триллиона долларов, ежегодно вливая в экономику до 700 миллиардов долларов.
На российском финансовом рынке доминируют нерезиденты. Они и управляют его развитием»
Часть их перетекает на российский финансовый рынок, где доминируют нерезиденты. Они и управляют его развитием. Денежно-кредитная политика РФ привязывает эмиссию рубля к доллару более чем на 70 процентов за счет иностранных кредитов и инвестиций. Лишнее доказательство, что мы не управляем своим финансовым сектором. Отказ Центробанка обеспечивать стабильный курс рубля лишь усиливает возникшую турбулентность.
На Западе есть максимум возможностей для подъема инвестиций — низкие процентные ставки, безграничные варианты получения кредитов, у нас же ставки крайне высокие, финансовый рынок ориентирован на спекулятивные цели, долгосрочный кредит в экономику не поступает. При этом Россия последние годы была настоящим мировым финансовым донором. Причиной тому — механизм неэквивалентного внешнеэкономического обмена.
Мы заимствовали за границей средства, а огромные валютные резервы через стерилизационные механизмы вкладывали в низкодоходные западные инструменты. Своя экономика лишалась денег при ежегодной утечке из страны 120-140 миллиардов долларов капитала. Экономические санкции и отзыв ранее данных кредитов еще больше осложнили ситуацию. Да еще при этом взят курс на сжатие денежной базы. Это ухудшает качество денежного обращения и отнюдь не снижает инфляцию.
Как реагирует реальный сектор, когда процентная ставка превышает норму рентабельности, понятно. При закредитованности промышленности это оборачивается невозможностью для оборотного капитала поддерживать дальнейшее воспроизводство. Перед предприятиями встает выбор: отдавать кредиты, сокращая оборотный капитал, наполовину сформированный за их счет, поднимать цены на продукцию или банкротиться. «То, что катастрофа для реального сектора, — манна небесная для финансовых спекулянтов, из которых три четверти — нерезиденты», — замечает Сергей Глазьев. Вот доказательство: при спаде производства на 5 и инвестиций более чем на 8 процентов биржевые и валютные спекуляции в 2015 году выросли вдвое, а их норма прибыли 80 процентов.
По проекту основных направлений денежно-кредитной политики на 2016 и последующие годы видно, что денежная база будет расти намного медленнее инфляции. Сокращение ее за четыре года почти на треть при ошибочном прогнозе инфляции 4 процента приведет к выходу на уровень демонетизации, близкий к экономике 90-х годов.
Все это происходит на фоне незагруженных производственных мощностей. По статданным, промышленность работает всего на 60 процентов мощностей. Это позволяет нарастить денежное предложение без инфляционных последствий и получить объем выпуска продукции в полтора раза выше, чем сегодня. Есть и резервы трудовых ресурсов. Скрытая безработица с учетом короткого рабочего дня, вынужденных отпусков и прочего — порядка 20 процентов. На столько же можно повысить выпуск продукции без увеличения занятости. Создание единого экономического пространства со Средней Азией гарантирует неограниченный резерв неквалифицированной или среднеквалифицированной рабочей силы. А миллион беженцев с Украины даст прирост квалифицированных трудовых ресурсов.
Сергей Глазьев убежден, что расширенное воспроизводство в условиях, когда большинство отраслей работает на уровне рентабельности в 1,5 раза ниже минимально доступной цены кредита, невозможно. Вывод один — переходить к принципиально иной денежной политике. Он видит ее как многоканальную систему кредитной эмиссии при строгом контроле за целевым использованием денег. Первый канал связан с государством — госгарантиями, госзакупками, что исключает большие риски. Ставка его рефинансирования — ноль процентов. Освоенные каналы — малое предпринимательство, рефинансирование жилищного строительства при помощи ипотеки, импортозамещение (с небольшой степенью риска) в один процент.
Главный принцип такой кредитной системы — контроль за целевым использованием денег. Это исключит их уход на валютные спекуляции и заставит работать в реальном секторе. Предел маржи банков — два процента. Альтернативным, точнее дополнительным, каналом здесь служат банки развития. Реорганизация всей денежной системы в единый механизм развития не является чем-то экзотическим. Это действует в Китае и применялось в Японии, а в более простом виде — в Европе после войны, когда деньги печатались центральными банками под пересчет векселей производственных предприятий.
У академика РАН есть и альтернативная идея - создание государственного внебюджетного инвестиционнокредитного фонда с ресурсом порядка семи триллионов рублей. Именно столько минимально необходимо сегодня для запуска механизма роста производства при снижающейся инфляции. Естественно, понадобится запустить и механизм стратегического и индикативного планирования, чтобы знать, куда пойдут деньги, где оптимальные резервы роста и максимальные перспективы производства конкурентоспособной продукции. Государству здесь отводится не директивная, а чисто координационная роль. Только так можно сориентировать денежное предложение не на финансовые спекуляции, а на задачи развития экономики.
Людмила Глазкова