Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Для запуска экономического роста нужно семь триллионов рублей

Об этом заявил советник Президента РФ Сергей Глазьев на совместном заседании Либеральной платформы партии «Единая Россия» и журнала «Эксперт»

15.11.2015 15:56

Для запуска экономического роста нужно семь триллионов рублей
PHOTOXPRESS
Идеи Сергея Глазьева о необходимости для России быстрейшего встраивания в процесс смены технологических укладов достаточно известны. Но недавно он конкретизировал их, неожиданно для многих посмотрев на «офинансирование» мировой экономики в новом ракурсе.
Ситуация, когда старые производственно-технологические цепочки перестали давать отдачу после всплеска нефтяных цен, не что иное, как структурный кризис. Новый уклад на основе наноинженерных и информационно-коммуникационных технологий растет на 35 процентов в год, но еще не в состоянии стать локомотивом экономического роста. Высвобождающийся из устаревших производств капитал в силу неопределенности новых технологических возможностей зависает на некоторое время в финансовом секторе.
Отсюда - вздувание пузырей и общая турбулентность. Как поступают в таких условиях ведущие страны мира? Заливают экономику деньгами. Это нормальная антикризисная политика в условиях структурного кризиса, объясняет академик РАН. Значительную часть рисков развития берет на себя государство. Не только в форме субсидий на НИОКРы, разных видов льготного, венчурного и прочего финансирования, но и простого вливания широким потоком в экономику дешевых денег. Для бизне­са на Западе и на Востоке сегодня нет проблем взять кредиты на любой срок и практически бесплатно. Но это не наш случай. Денежные власти России поступают наоборот.
Так, с начала финансового кризи­са денежная база передовых стран, прежде всего США, выросла почти в четыре раза. Источник средств — ба­нальная денежная эмиссия. Пятерка стран — эмитентов мировых валют (доллар, евро, фунт, иена и франк) уве­личила за это время количество денег в обращении почти на 3 триллиона долларов, ежегодно вливая в экономи­ку до 700 миллиардов долларов.
 

На российском финансовом рынке доминируют нерезиденты. Они и управляют его развитием»

Часть их перетекает на российский финансовый рынок, где доминируют нерезиденты. Они и управляют его развитием. Денежно-кредитная поли­тика РФ привязывает эмиссию рубля к доллару более чем на 70 процентов за счет иностранных кредитов и ин­вестиций. Лишнее доказательство, что мы не управляем своим финансовым сектором. Отказ Центробанка обеспе­чивать стабильный курс рубля лишь усиливает возникшую турбулент­ность.
На Западе есть максимум возмож­ностей для подъема инвестиций — низ­кие процентные ставки, безграничные варианты получения кредитов, у нас же ставки крайне высокие, финансо­вый рынок ориентирован на спекуля­тивные цели, долгосрочный кредит в экономику не поступает. При этом Рос­сия последние годы была настоящим мировым финансовым донором. При­чиной тому — механизм неэквивалент­ного внешнеэкономического обмена.
Мы заимствовали за границей сред­ства, а огромные валютные резервы через стерилизационные механизмы вкладывали в низкодоходные запад­ные инструменты. Своя экономика лишалась денег при ежегодной утечке из страны 120-140 миллиардов долла­ров капитала. Экономические санк­ции и отзыв ранее данных кредитов еще больше осложнили ситуацию. Да еще при этом взят курс на сжатие де­нежной базы. Это ухудшает качество денежного обращения и отнюдь не снижает инфляцию.
Как реагирует реальный сектор, когда процентная ставка превышает норму рентабельности, понятно. При закредитованности промышленности это оборачивается невозможностью для оборотного капитала поддержи­вать дальнейшее воспроизводство. Пе­ред предприятиями встает выбор: от­давать кредиты, сокращая оборотный капитал, наполовину сформированный за их счет, поднимать цены на продук­цию или банкротиться. «То, что ката­строфа для реального сектора, — манна небесная для финансовых спекулянтов, из которых три четверти — нерезиден­ты», — замечает Сергей Глазьев. Вот до­казательство: при спаде производства на 5 и инвестиций более чем на 8 про­центов биржевые и валютные спеку­ляции в 2015 году выросли вдвое, а их норма прибыли 80 процентов.
По проекту основных направле­ний денежно-кредитной политики на 2016 и последующие годы видно, что денежная база будет расти намного медленнее инфляции. Сокращение ее за четыре года почти на треть при ошибочном прогнозе инфляции 4 про­цента приведет к выходу на уровень демонетизации, близкий к экономике 90-х годов.
 
Загрузка мощностей
 
Все это происходит на фоне неза­груженных производственных мощ­ностей. По статданным, промышлен­ность работает всего на 60 процентов мощностей. Это позволяет нарастить денежное предложение без инфляци­онных последствий и получить объем выпуска продукции в полтора раза выше, чем сегодня. Есть и резервы трудовых ресурсов. Скрытая безрабо­тица с учетом короткого рабочего дня, вынужденных отпусков и прочего — порядка 20 процентов. На столько же можно повысить выпуск продукции без увеличения занятости. Создание единого экономического пространства со Средней Азией гарантирует неогра­ниченный резерв неквалифицирован­ной или среднеквалифицированной рабочей силы. А миллион беженцев с Украины даст прирост квалифициро­ванных трудовых ресурсов.
Сергей Глазьев убежден, что рас­ширенное воспроизводство в условиях, когда большинство отраслей работает на уровне рентабельности в 1,5 раза ниже минимально доступной цены кредита, невозможно. Вывод один — переходить к принципиально иной денежной политике. Он видит ее как многоканальную систему кредитной эмиссии при строгом контроле за целе­вым использованием денег. Первый ка­нал связан с государством — госгаран­тиями, госзакупками, что исключает большие риски. Ставка его рефинанси­рования — ноль процентов. Освоенные каналы — малое предпринимательство, рефинансирование жилищного строи­тельства при помощи ипотеки, импортозамещение (с небольшой степенью риска) в один процент.
Главный принцип такой кредит­ной системы — контроль за целевым использованием денег. Это исключит их уход на валютные спекуляции и за­ставит работать в реальном секторе. Предел маржи банков — два процента. Альтернативным, точнее дополнитель­ным, каналом здесь служат банки раз­вития. Реорганизация всей денежной системы в единый механизм развития не является чем-то экзотическим. Это действует в Китае и применялось в Японии, а в более простом виде — в Европе после войны, когда деньги пе­чатались центральными банками под пересчет векселей производственных предприятий.
У академика РАН есть и альтернативная идея - создание государственного внебюджетного инвестиционнокредитного фонда с ресурсом порядка семи триллионов рублей. Именно столько минимально необходимо сегодня для запуска механизма роста производства при снижающейся инфляции. Естественно, понадобится запустить и механизм стратегического и индикативного планирования, чтобы знать, куда пойдут деньги, где оптимальные резервы роста и максимальные перспективы производства конкурентоспособной продукции. Государству здесь отводится не директивная, а чисто координационная роль. Только так можно сориентировать денежное предложение не на финансовые спекуляции, а на задачи развития экономики.
 
Людмила Глазкова
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3454