Все о пенсиях в России

00:00В Госдуме рассказали, о чем важно не забыть пенсионерам перед Новым годом

вчераМинтруд придумал, как перечислять в Израиль и Болгарию пенсии российским пенсионерам

два дня назадДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

Для развития оленеводства необходимы современные законы

Северное оленеводство является главной, профилирующей отраслью сельского хозяйства коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяю­щей сохранить самобытную культуру коренных малочисленных народов Севера, обеспечить питанием, изготовить национальную одежду. Кроме того, оленевод­ство — это традиционный образ жизни и хозяйствования, природопользования, сформировавший и поддерживающий этноэкологические традиции коренных народов Ямала… 

23.11.2014 15:56

Для развития оленеводства необходимы современные законы
 
Вместе с тем в этой отрасли много проблем, нуждающихся в законодательном урегулировании, считает председатель Комитета Законодатель­ного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по делам национальностей и общественных объединений Александр Евай. Мыслями о том, какие шаги необхо­димо предпринять законодателям, он поделился с читателями журнала.
 
РФС: Александр Вадетович, долгое время Ямал являлся лидером в оле­неводстве не только в России, но и, пожалуй, в мире. Как обстоят дела сейчас?
 
Александр Евай: Общая земельная площадь Ямало-Ненецкого автоном­ного округа составляет 77 миллионов гектаров, из которых почти 64 про­цента пригодны для использования в качестве оленьих пастбищ. Это позво­ляет содержать примерно 660 тысяч голов северных оленей. Фактическое поголовье на начало 2014 года в авто­номном округе составляло 740 тысяч голов. Говоря проще, на сегодняшний день на территории Ямала сосредото­чено до 44 процентов общероссийской и почти одна треть общемировой чис­ленности домашнего северного оленя.
 
РФС: Такое огромное поголовье, это хорошо?
 
Александр Евай: С одной стороны, это хорошо. В оленеводстве заняты преимущественно коренные мало­численные народы Севера, а развитие этой отрасли, как известно, являет­ся главным условием сохранения их традиционного образа жизни. С дру­гой стороны, более актуальной ста­новится проблема сохранения оле­ньих пастбищ — важнейшего ресурса традиционного хозяйствования. Под оленеводство, как правило, использу­ются земли сельскохозяйственного на­значения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий. Так, под оленьи пастбища на Ямале заня­то почти 64 процента всей площади. Из них наибольшие по площади оле­ньи пастбища расположены на землях сельскохозяйственного назначения -более 50 процентов, и на землях лес­ного фонда — более 42 процентов. В настоящее время для такого большого оленьего стада пастбищ не хватает, поскольку из сельскохозяйственного оборота выведены сотни тысяч гек­таров. Дефицит пастбищ в Ямальском и Тазовском районах, например, обо­стрился в результате промышленного освоения этих территорий. Нефтега­зовые, транспортные коммуникации серьезно осложняют сезонную мигра­цию оленей.
 
Есть необходимость искусственного сокращения поголовья ради хотя бы частичного восстановления в течение 10 — 15 лет кормовой базы, ныне весь­ма скудной. Аргументы следующие. Высота лишайников составляет уже 0,5 — 2 сантиметра, тогда как в 30-е годы прошлого столетия она достигала 3 — 4 см. Запасы трав сократились в полто­ра-два раза. Питательный ягель вытес­няют малопродуктивные виды растений. Огромному стаду не хватает кор­ма, олени медленно набирают вес, сами по себе мельчают, что, кстати, призна­ют и специалисты-животноводы. Через какое-то время объем растительной массы станет настолько мал, что после­дует резкое естественное сокращение поголовья в результате падежа. Что мы и наблюдали уже в 2014 году. Правда, этому способствовали и природные ус­ловия, гололед, бескормица.
 
РФС: Что мешает сократить поголо­вье, тем более сейчас, когда в услови­ях внешних экономических санкций страна нуждается в мясе и мясной продукции?
 
Александр Евай: Вопрос сокращения оленпоголовья не такой простой, как кажется на первый взгляд. На сегод­няшний день для Ямало-Ненецкого ав­тономного округа характерно сочета­ние двух форм оленеводства — коллек­тивного и личного. И это эффективно с точки зрения сохранения этого вида традиционной деятельности. Начиная с 70-х годов владельцы личных оленей сначала медленно, затем все более ин­тенсивно стали наращивать собствен­ное поголовье. То есть главная особен­ность оленеводства округа в том, что 56 процентов всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 44 процента — в собственно­сти сельхозпредприятий. В некоторых районах в собственности физических лиц находится до 70-80 процентов по­головья. Сегодня кочевой образ жизни ведут около 16 тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Се­вера. И для них оленеводство не просто работа, а образ жизни. Поэтому необ­ходимо думать об эффективных эконо­мических рычагах, которые позволили бы оленеводу-частнику снизить по­головье своего оленстада, не боясь за свое будущее и будущее своих детей.
 
Сегодня такая работа ведется. Раньше лишь незначительная доля оленей — около 20 процентов — под­вергалась промышленной переработ­ке. Но поскольку северный олень яв­ляется животным универсальной про­дуктивности, в результате разведения которого можно получать не только мясо высшей категории, но и лекар­ственные препараты, одежду, транс­порт, в округе проявляются тенденции к полному использованию продукции оленеводства. Развивая это направле­ние, мы обеспечиваем оленеводу боль­шую прибыль, а отрасли даем новое развитие.
 
РФС: Получается, что проблема реша­ема?
 
Александр Евай: Да. Но для этого не­обходимо совершенствовать правовую базу, и в первую очередь федераль­ную. Проведя анализ федерального законодательства, а также анализ правоприменительной практики, мы пришли к пониманию, что важные проблемы развития северного олене­водства в Ямало-Ненецком автоном­ном округе такие же, как и во многих северных регионах страны. На сегод­няшний день правовое положение оленеводства в России не определено специальным федеральным законом. Регулирование отрасли осуществля­ется в соответствии с нормами Кон­ституции РФ, федеральными закона­ми о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение сельского хозяйства, гражданским, земельным, лесным и экологическим законодательствами. Это накладывает определенные трудности.
 
РФС: Их много?
 
Александр Евай: Скажем откровенно — не мало. Отсутствие четко закреплен­ных определений и понятий в сфере се­верного оленеводства приводит к массе пробелов. Недостаточно урегулирован­ные права и интересы частных оленево­дов, отсутствие в законодательстве мер по поддержке и развитию «малого оле­неводства» осложняют решение вопро­сов об оказании поддержки семейным хозяйствам с небольшим поголовьем оленей. Отсутствие четких механизмов регулирования научной деятельности в отношении оленеводства затрудняет получение информации о допустимой природной и антропогенной нагрузке на оленьи пастбища, сбалансирован­ности поголовья оленей и пастбищ для их выпаса. Низкая эффективность правовых норм о рекультивации техногенно нарушенных земель не позволяет эффективно использовать эти земли, в частности в качестве оленьих пастбищ. Вопрос о земельных отношениях в оле­неводстве, о статусе оленьих пастбищ стоит остро.
 
Также есть потребность в норма­тивно-правовых актах системы вне­дрения и использования новых ин­формационных технологий ведения зоотехнического и племенного учета, идентификации северных оленей. При­менение, например, чипов для мечения животных будет способствовать снижению трудоемкости селекцион­ной, племенной и ветеринарной рабо­ты, повышению точности и скорости получения сводной информации по поголовью. Необходимо также ввести механизмы страхования от природных и других катаклизмов.
 
РФС: Но часть этих вопросов наверня­ка можно решить и на региональном уровне?
 
Александр Евай: Можно, и мы этим занимаемся. Идет проработка вопро­сов страхования домашних оленей, в том числе посредством внедрения таких новаций, как региональные государственные фонды поддержки оленеводства. Сегодня в автономном округе разрабатывается организаци­онно-правовая модель государствен­ной региональной поддержки олене­водства, предусматривающая стиму­лирование оленеводов-частников к систематизированному учету и иден­тификации оленей, самостоятельному регулированию численности поголо­вья, исходя из рекомендуемых пока­зателей, посредством предоставления гарантий государственного страхова­ния. Предполагается, что эта модель позволит создать предпосылки для баланса численности поголовья до­машних оленей и ресурсов оленьих пастбищ, личных интересов оленево­дов и государства.
 
Помимо этого, с 1998 года в округе действует региональный закон «Об оленеводстве». На тот момент он позволил закрыть некоторые проблемы в отрасли, но в настоящее время требует серьезной корректировки. Сейчас ведется работа над его новой редакцией, которую мы планируем принять до конца текущего года. Перечисленные выше пробелы федерального законодательства мы постарались восполнить в новом законопроекте, но все же необходима серьезная работа на федеральном уровне.
 
Оленеводство
 
Андрей Погорелов
Читайте нас в Одноклассниках