Депутаты предлагают узаконить торговлю в социальных сетях

В условиях кризиса государство должно поддерживать бизнес-начинания россиян, считают парламентарии

Депутаты предлагают узаконить торговлю в социальных сетях

фото: pixabay.com

Продажи через социальные сети давно стали привычной частью практически любого бизнеса. И именно с этого начинают свой путь в предпринимательство те россияне, которые сами изготавливают какие-то товары, будь то одежда, игрушки или торты по уникальной рецептуре. Однако многие занимаются этим, не имея никаких разрешений и лицензий, то есть, по сути, нелегально. Минпромторгу предлагают блокировать аккаунты таких людей, а самих граждан штрафовать за незаконное предпринимательство. Однако в Госдуме против репрессивных мер, выяснила «Парламентская газета».              

Что предложили Минпромторгу

С идеей распространить штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность на тех, кто без разрешений и лицензий торгует через социальные сети, выступил глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Свои соображения на этот счёт он изложил в письме на имя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, сообщили СМИ 9 ноября. Он также призвал Минпромторг заняться разработкой механизма блокировки аккаунтов «серых» продавцов в соцсетях.

Упомянутые штрафы, согласно Кодексу об административных нарушениях, касаются занятий бизнесом без регистрации в качестве ИП или юрлица. Такое нарушение может обойтись в 500-2000 рублей. Если же бизнес гражданина связан с лицензируемой деятельностью, например торговлей спиртным или оружием, то с него взыщут до 2,5 тысячи рублей и конфискуют всю продукцию и оборудование.

Кто торгует через соцсети

Объёмы продаж через соцсети в России ежегодно растут, и пандемия только ускорила развитие этого рынка. По подсчётам экспертов, сегодня на соцсети приходится более 20 процентов всех онлайн-продаж, а в год там совершается сделок на 600 миллиардов рублей.

Интерес бизнеса к социальным сетям объясним. Ведь они дают возможность компании самой прийти к покупателю, а не ждать, пока он найдёт её. Согласно исследованию Brand Analytics, этим каналом, как правило, пользуются обеспеченные люди молодого и среднего возраста, живущие как в городах, так и в посёлках. Важный аргумент — пользователи проводят на этих сайтах порой по несколько часов в день. «Платёжеспособные молодые люди до 24 лет предпочитают искать информацию о товаре или бренде именно в соцсетях, а одна четвёртая респондентов призналась, что активности (лайки, репосты, комментарии) в сообществе магазина могут склонить их к покупке», — приводит VC.ru итоги исследования аналитической компании Smart Insight.    

В России социальными сетями пользуется около 100 миллионов человек, и более 95% онлайн-потребителей имеют аккаунты минимум в двух соцсетях, сообщал VC.ru.

Такой формат продаж интересен даже крупному бизнесу, так как позволяет находить именно ту аудиторию, которой интересно его предложение, и общаться с ней напрямую. По данным Data Insight и Яндекс.Кассы, 76% компаний, торгующих в онлайне, используют социальные сети.

Ещё более привлекательны соцсети для начинающих предпринимателей, так как здесь можно продвигать продукцию с минимальными затратами на рекламу. Также этот формат используют россияне, которые продают товары собственного изготовления ради дополнительного заработка. Часто этим занимаются мамы в декрете, студенты, пенсионеры. Как правило, они не считают необходимым регистрироваться в качестве ИП, так как доходы от такой деятельности невелики — в отличие от расходов на администрирование предприятия и уплату различных налогов.

Особенно актуален этот вид заработка во время пандемии, когда люди оказались не в лучших экономических условиях, сказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. По его мнению, не стоит мешать таким людям хоть как-то улучшать своё материальное положение.

«Кто-то, например, вяжет, шьёт-вышивает, я вижу море предложений в «Инстаграме» по пошиву одежды или игрушек. Часто этим занимаются пожилые люди. И вместо того, чтобы поддержать их, предлагается блокировать их аккаунты, лишать возможности выйти на аудиторию», — возмутился депутат. Он отметил, что гораздо перспективнее стимулировать индивидуальное предпринимательство в России, а не ставить ему барьеры.

Людям нужны возможности

Регулировать продажи через социальные сети необходимо, считает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. В пользу этого он назвал три аргумента. Во-первых, серая торговля нарушает принципы здоровой конкуренции, то есть мешает развиваться добросовестному бизнесу. Ведь очевидно, что товары того, кто не платит никаких налогов и не содержит штат бухгалтеров и менеджеров, явно дешевле. Во-вторых, в легализации торговли заинтересовано государство, которое получает налоги. В-третьих, если клиент такого «вольного» продавца получит некачественный товар, то защитить свои потребительские права он не сможет.

С другой стороны, добавил Айрат Фаррахов, очевидно, что социальные сети — это мощный ресурс для продвижения своей продукции и развития бизнеса. «В любом случае торговля через соцсети — это то, что уже пришло и никогда уже не уйдёт. Поэтому лучше создать условия, сделать переходный период, чтобы люди могли легализоваться, а если они не воспользуются этой возможностью — тогда уже применять блокировку. Только в этом случае уже должна возникать ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность», — сказал он «Парламентской газете».

Выходом может стать статус самозанятого, считает Айрат Фаррахов. Такой налоговый режим позволяет заниматься торговлей без образования ИП, всё оформление происходит в смартфоне, а налог на прибыль составляет всего четыре процента. Сегодня получить такой статус могут жители любого региона.

Айрат Фаррахов. фото: Юрий Инякин / ПГ

Но есть несколько нюансов, указал депутат. Так, самозанятые не вправе продавать подакцизную продукцию (алкоголь, табачные изделия) и товары, подлежащие маркировке (шубы, обувь, духи и так далее). К другим видам бизнеса есть дополнительные и довольно серьёзные требования.

«Например, человек изготавливает какие-то уникальные торты на заказ и рекламирует их в соцсетях. Это не розничная торговля, не подакцизная и не маркируемая продукция, то есть он может заниматься этим в качестве самозанятого. Но нормативные акты запрещают изготавливать пищевую продукцию, те же кондитерские изделия, в домашних условиях — надо снимать помещение, которое отвечает требованиям Роспотребнадзора», — привёл пример Фаррахов.

По его мнению, если речь идёт о том, чтобы вписать в легальное поле самозанятых, которые делают торты, духи, ботинки и другие товары ручной работы, следует переработать множество нормативных актов, чтобы люди могли заниматься любимым делом, а их клиенты получали качественный и безопасный продукт.

Просмотров 2093

16.11.2020 00:00

Пример



Популярно в соцсетях