Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

День знаний раскрывает кошельки

Чем можно помочь малоимущим семьям, чтобы они могли достойно проводить ребенка в школу

13.09.2015 15:56

День знаний раскрывает кошельки
 
Родительский ажиотаж накануне нового учебного года не меняет­ся из года в год. Все так же папы и мамы тянут до последнего. Все такое же столпотворение на школьных ба­зарах, а в гипермаркетах — у секций школьных принадлежностей. В специа­лизированных магазинах тоже не про­толкнуться. По школьным ярмаркам, которых в Москве насчитывается более пятидесяти, бродят толпы оза­боченных и замороченных родителей. Словом, все как всегда — высокий спрос, богатое предложение товара, увы, зачастую некачественного, до­рогая форма и полупустые кошельки.
 

Цены пошли на взлет

Однако на этот раз ситуация ради­кально изменилась. Если раньше рост цен на товары для школьника в среднем составлял максимум пять- j шесть процентов, то в нынешнем году произошел резкий скачок. Как сообщил журналистам руководитель Департамента торговли и услуг горо­да Москвы Алексей Немерюк, сегодня собрать ребенка в школу будет стоить в среднем около тринадцати тысяч рублей. Это на 11-15 процентов больше, чем в прошлом году.
 
Лучший барометр — оцен­ки родителей. Для этого не обязательно проводить обстоятельные социологи­ческие исследования. А если уж обратиться к опросам социологов, то, по данным ВЦИОМ, опросившего в минувшем августе родителей, при под­готовке ребенка к школе в этом году придется потратить почти в полтора раза больше, чем в прошлом году — 20 026 рублей против 13 628. Даже при­выкшие к неожиданным результатам социологи поражены: столь дорого школьные сборы, по их словам, не об­ходились еще никогда. Так, по отноше­нию к прошлому году прирост соста­вил 47 процентов, а относительно 2005 года — 225 процентов. И все же лучше оценить ситуацию на собственном при­мере, своими глазами увидеть, что се­годня творится с ценами на школьные товары. Чтобы разобраться в динамике цен, надо было всего лишь зайти в ма­газин и послушать, что говорят покупа­тели. Наслушался всякого. Сколько лю­дей, столько и мне­ний. Но в одном все москвичи сошлись — цены словно с цепи со­рвались.
 
-    В прошлом году купила сыну ранец, китайский, за две тысячи, — делится с подругой молодая мама. — С ортопедической спинкой, с карма­нами, отделениями, в комплекте даже мешочек был для сменной обуви. Так он его истерзал за год. Теперь рюкза­чок стоит почти три тысячи. Я уж луч­ше куплю подороже, но более прочный.
 
Это если у вас деньги есть, — всту­пает в разговор двух приятельниц по­жилая женщина, — а я вот в семье вну­ку должна купить тетрадки, ручки, ка­рандаши, пенал, краски, а также кисти, альбомы, дневник, — загибает пальцы женщина. — В прошлом году заплати­ла за все про все около одной тысячи рублей, а нынче, гляжу, полутора тыся­чами не обойдусь. Это же десятая часть моей пенсии!
 
Пенал- Безобразие! — вслух возмущается на другом конце магазинного разва­ла чья-то мама. — Хотела племяннику кроссовки купить, думала, семьсот-восемьсот рублей выложу, а тут чуть ли не в два раза больше.
 
Недовольны все покупатели. Даже те, кто не привык вслух ничего ком­ментировать, озабоченно поднимают брови. Удивляться есть чему. Имеется лишь одно объяснение, почему так рез­ко взлетели цены на товары для шко­лы, которые не содержат никакой, как принято сегодня говорить, «импортной составляющей». С точки зрения произ­водителей это якобы объясняет значи­тельное повышение цен на отечествен­ные товары. Ткань импортная, нитки завозные, оборудование зарубежных марок и тому подобное. Однако, ду­мается, причина совершенно в дру­гом — в их стремлении воспользо­ваться ситуацией и хорошенько под­заработать на ажиотаже, ведь папам и мамам, бабушкам и дедушкам деваться некуда. Они все равно станут покупать ранцы, авторучки и кеды, чтобы их ча­да не были «хуже других».
 
Причем в последние годы семьи начали разрастаться — спасибо мате­ринскому капиталу. Вчерашние дети из «маткапиталистов» сегодня массово идут в первый класс. В семьях ныне не ограничиваются одним-двумя детьми, соответственно, школьников в одной только «ячейке общества» становится все больше и больше. Стало быть, и расходы увеличиваются. Хорошо хоть, что сегодня не надо тратиться на приобретение учебников —  государство выделяет их бес­платно.
 
Зато придется раскошелиться на учебники электронные, кото­рые вводятся с начала нынешнего учебного года. Конечно, за их исполь­зование никто и копейки не возьмет, но электронную учебную библиотечку надо ведь на чем-то смотреть и читать. Значит, родители будут вынуждены выкладывать деньги за планшеты или легкие нетбуки. Далеко не всюду эти гаджеты раздают ученикам безвоз­мездно — утром в школе получают, к вечеру сдают. Не все родители могут позволить себе такие расходы.
 

В регионах каждая копейка на счету

Разумеется, есть немало тех, кто готов пойти на любые траты, лишь бы обе­спечить своего ребенка всем необходи­мым и качественным. Они метут все, что надо и не надо, исполняют любую просьбу подростков. Желаешь супер­модный ранец, будет тебе школьный рюкзачок. Не нравятся тебе эти крос­совки для спортивной формы, купим другие. Но таких людей — единицы. Большинству же приходится считать каждую копейку. Цены ведь растут буквально по всем категориям това­ров, а зарплата остается на прежнем уровне.
 
Обратимся к официальным дан­ным региональных статистиков, кото­рые обобщили коллеги из ТАСС. Так, в Брянской области собрать в нынешнем году в школу мальчика стоит в сред­нем 22 417 рублей, а девочку дороже -27 411 рублей. Еще год назад сборы в школу мальчика обходились примерно на три тысячи меньше, а девочки — на пять. Рост цен, следовательно, составил свыше пятнадцати и более шестнадцати процентов соответственно.
 
В комплект уче­ника средней школы обычно входят несколько смен верхней одежды и бе­лья, спортивный костюм, трикотажная шапка, ботинки, полуботинки, крос­совки, туфли-сандалии, сменная обувь, резиновые сапоги, ранец, семь носовых платков, кипа школьных тетрадей, несколько альбомов для рисования, примерно по семь штук авторучек и карандашей, три-четыре учебных по­собия. Плюс расходы по мелочам. При­чем учитывались, по данным Брянскстата, только недорогие товары.
 
РюкзакУ мам и пап из Орловской области расходы на первоклассника составят около пятнадцати тысяч рублей. Ми­нимальный набор канцелярских това­ров вместе с неимпортным ранцем в Астраханской области, без учебников и формы, будет стоить в районе двух тысяч рублей. Еще год назад такой комплект стоил пятьсот рублей — пры­жок цен в четыре раза. Стоимость школьной формы, таким образом, в регионе выросла по сравнению с про­шлым годом на пятнадцать-двадцать процентов.
 
Такая тенденция наблюдается и в других краях и областях страны. Ска­жем, один лишь пиджак для старше­классника, скромный, не фирменный, не импортный, будет стоить свыше двух тысяч рублей. Не ушла дале­ко от цен на одежду и цена на канцтовары — рост в ряде областей в среднем до двадцати пяти процентов. Если в прошлом году пол­ный комплект школьных канцелярских принадлеж­ностей в вышеупомянутой Астраханской области стоил полторы тысячи рублей, то в этом году — до двух с половиной тысяч. И это без учета ранца. За него придется выложить три ты­сячи рублей, если вы хотите, чтобы это был портфель, соответствующий всем требовани­ям, — ортопедическая спинка, жесткий каркас, широкие регулируе­мые лямки, светоотражатели. Такие товары в нашей стране изготавливаются в небольших количествах, да и качество оставляет желать лучшего, поэтому родители, не эконо­мя на здоровье ребенка, покупают им­портные. А цены на любой товар из-за рубежа, как известно, ныне взлетели до небес.
 
Если перечислять дальше, то под­готовка школьника к началу учебы в среднем в Хабаровском крае обойдется в двадцать тысяч рублей для мальчи­ка и двадцать пять тысяч для девочки. В Карачаево-Черкесии набор необходи­мых вещей для школьника будет стоить в среднем до двадцати тысяч рублей. В Новосибирске цены скромнее — око­ло десяти тысяч рублей, однако такова минимальная цена, существующая на школьных ярмарках. В магазинах же придется выкладывать суммы, которые на двадцать процентов выше базарных. В Свердловской области — около сем­надцати тысяч рублей.
 

Чтобы букет был «не хуже других»

Как горько шутят учителя, скоро пер­вое сентября, школа гостеприимно рас­пахнет кошельки родителей. Конечно, школу винить в таком резком взлете цен нелепо. «Благодарить» надо в пер­вую очередь тех, кто проводит в жизнь экономическую политику. Катящийся вниз рубль заставляет толкать вверх цены, причем не только на импортные, но и на отечественные товары. От мно­гого семьи в нынешние сложные време­на могут отказаться. Например, ограни­чить себя в еде, одежде, поездках за ру­беж и даже по родной стране. Многие готовы потерпеть «назло надменному соседу». Россияне могут забыть о при­вычке ежегодного приобретения новой электроники, еженедельного хождения по кафе и ресторанам, посещения теа­тров и кино, выработанной в последние «тучные» годы.
 
Словом, пойдут на любые жертвы, но только не в отношении своих де­тей. Никто не хочет, чтобы его ребенок выглядел и был экипирован хуже, чем другие дети. Давно известно, как ревностно родители следят, кто какой бу­кет цветов принес на первое сентября. Кому же охота выглядеть скупердяем среди собравшихся на первосентябрьские торжества пап и мам однокласс­ников?
 
Однако одно дело, когда школьный набор покупают богатые родители, и совсем другое — малообеспеченные семьи. Нынешний кризис ударил по ним особенно сильно. Хорошо хоть в последние годы родители не платят за учебники, иначе вместе с расходами на приобретение рабочих тетрадей, мето­дической литературы и учебных посо­бий, которые они должны приобретать на собственные деньги, пришлось бы тратиться и на них. А они тоже резко подорожали.
 
Добавьте к этому высокие требова­ния, установленные Роспотребнадзором, относительно веса ранцев и учеб­ников, расцветки, качества материалов школьной формы и даже шрифта в пособиях, и становится понятным, что за это тоже придется доплачивать. Так, для ученика начальных классов экипи­ровка должна весить не более 300 грам­мов, для старшеклассников — вдвое больше. Вес портфелей — не более 700 граммов. Продуманы такие мелочи, как длина плечевого ремня (600-700 мм). А соотношение веса ранца с учебниками и тетрадями должно составлять один к десяти.
 
Можно, конечно, купить ранец рос­сийского или китайского производства за две тысячи рублей. Но твердой га­рантии, что этот заплечный портфель прослужит до конца учебного года, нет никакой. А вот импортный школьный рюкзак с прочной ортопедической спинкой, который можно найти в спе­циализированных магазинах, может долго выдерживать от учеников «не­почтительное» к себе отношение. Но и стоит он в разы дороже.
 

Помоги собраться в школу

А если приплюсовать негласные роди­тельские расходы в течение учебного года на необходимую школе оргтех­нику, на ремонт и украшение класса, оплату работы фотографов, то семьи победнее и вовсе окажутся в большом денежном минусе. Правда, как прави­ло, школьная администрация, как за­верили меня в одной из средних школ Москвы, не просит денег. «Мы даже не намекаем на такие выплаты, так как за поборы нынче больно бьют, — говорит школьная администрация. — Кто-то из родителей пожалуется, директора мо­гут уволить в два счета». По их словам, чаще всего сами родители, видя, как «щедро» финансируется средняя школа, в которой учится их сын или дочь, ста­новятся инициаторами сборов «на шко­лу». Они договариваются между собой, какой должна быть помощь. Кто-то по­купает оргтехнику в виде благотвори­тельного акта, кто-то приобретает кан­целярские товары, а кто-то бесплатно моет окна и красит стены. Но деньги совать, за редким исключением, никто не рискует.
 
ТетрадиВ любом случае нужно проводить четкую градацию жизненного уровня семей учеников, кстати, без какого-ли­бо афиширования. В этом учебном году дети из многодетных семей снова смо­гут получить бесплатную школьную форму и спортивный комплект одежды для занятий физкультурой. Или полу­чить аналогичную форму, которая уста­новлена в соответствии с нормами то­го или иного учебного заведения. Надо идти дальше — применять это правило и в отношении семей, чьи доходы ниже порога бедности. Только в Москве, по данным Общественной палаты РФ, поч­ти каждый пятый не может целиком и полностью оплатить весь школьный комплект необходимых товаров.
 
В условиях компьютерного учета данных по заработной плате, пенсиям, другим облагаемым налогами дохо­дов провести такую работу совсем не сложно. К тому же все нужные сведе­ния у школы уже есть, так как по «ма­лоимущим» и «многодетным» спискам дети получают бесплатный завтрак. Так что в кризис государство просто обязано помочь детям и их родителям, с трудом сводящим концы с концами.
 
На одном из заседаний Госдумы под занавес весенней сессии министр фи­нансов Антон Силуанов «пожаловался», что с 2000 по 2014 год государственные расходы на одного школьника в реаль­ном выражении выросли в 4,6 раза, а при этом, мол, качество образования ухудшилось. Так от того и ухудшилось, что бюджетные траты на образование невысоки, что расходы выросли всего в 4,6 раза, а не в десять раз больше. Зар­платы учителей в связи с ростом цен, падающим рублем, высокой инфляци­ей, поднявшиеся было после реализа­ции майских Указов Президента, вновь поползли вниз в том же самом «реаль­ном выражении».
 
Практику выдачи бесплатной школьной формы можно было бы рас­пространить и на другие товары, не­обходимые школьнику. И не только для многодетных семей, но и для дру­гих категорий нуждающихся. Если бы к этому делу активно подключились различные благотворительные и обще­ственные организации, то цены этому начинанию не было бы. В некоторых регионах проходит благотворительная акция «Помоги собраться в школу», но пока она не получила широкого рас­пространения по всей стране.
 

Траты на школу

И форма на всех одна

Как известно, с будущего учебного года в стране планируют ввести еди­ную школьную форму. Тенденция к всеобщей унификации образования, как видим, затронула не только учеб­ники истории, литературы и русского языка, но и школьную одежду. Иници­аторы идеи одеть детей во все одина­ковое, по их собственному признанию, сделанному в соцсетях, даже сами не ожидали, что инициатива найдет под­держку в обществе. Особого сопротив­ления этому новшеству педагогическая общественность не оказывала. Многие учителя — «за». Да и родители, как по­казывают социологические опросы, в большинстве своем не против новых веяний школьной моды в сторону уни­формы.
 
Ученики, конечно, не очень рады такому единообразию в одежде, но их мнение, вероятно, в силу несознатель­ного возраста никто не берет в расчет. Элемент корпоративной культуры, соз­дание деловой атмосферы, исключение духа состязательности в одежде, пози­тивный настрой, дисциплинирующая роль, чувство коллективизма, сопри­частность к делам школы, экономия ро­дительских средств — как только ни об­рисовывали пользу нововведения сто­ронники идеи о новой единой форме.
 
Можно долго спорить на тему, надо ли ее вводить, не проще было бы одеть мальчиков, да и девочек, в удобные джинсы и светлые рубашки со школь­ной эмблемой и т.п. Но в любом случае очевидно, что затея эта очень дорого­стоящая. Ясно, что будет установлена одна цена по договору школы со швей­ным предприятием. Не исключено, где-то школы смогут самостоятельно выбрать производителя школьной формы, без подсказок свыше. Может быть, будут проводиться конкурсы. Однако, как показывает практика, не­редко они являются законной ширмой всевозможных махинаций, надо лишь мастерски, со знанием дела провер­нуть конкурсную процедуру. Словом, появляются широкие коррупционные возможности.
 
Самое главное, малоимущие семьи теперь не смогут, как сейчас, приоб­рести форму подешевле. Пусть хуже по качеству, мало соответствующую тре­бованиям по экологии, здоровью, но — дешевле. Они будут вынуждены выкла­дывать те же деньги, что будут платить и семьи обеспеченные. Альтернативы не останется. По исследованиям со­циологов, львиная доля расходов при­ходится именно на покупку школьной формы. Еще один аргумент в пользу создания комплексной системы мате­риальной поддержки семей с детьми школьного возраста и с низким уров­нем доходов. А если бы к этому делу, — опять же! — подключились всевозмож­ные общественные фонды и движения, благотворительные и волонтерские организации, то нагрузка на бюджет существенно снизилась бы.
 
Нужно или вообще отказываться от дорогостоящей идеи поголовной унификации школьной формы, или регулярно оказывать помощь семьям с низким уровнем жизни, где воспитываются дети-школьники, для ее приобретения. Не лучше ли выбрать второй вариант?
 
Николай Лашкевич
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2964