Рыболовство занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе Ямала и является одним из видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера…
Традиционное рыболовство на Ямале — часто основной источник семейного бюджета
В этой отрасли сложились славные рыбацкие династии, объединяющие не одно поколение рыбаков. Согласно официальной статистике, в рыбодобывающих хозяйствах автономного округа трудятся более двух тысяч человек, для которых рыболовство — единственный способ обеспечения своей семьи.
В округе удалось сохранить традиционный рыбный промысел северян, начать его модернизацию, внедрить новые перерабатывающие технологии, не дать упасть объемам вылавливаемой рыбы. Однако изменившееся за последнее десятилетие законодательство поставило ямальских рыбаков перед выбором: или жить впроголодь, или идти на нарушение закона и платить штрафы, как потенциальные браконьеры.
По словам председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергея Ямкина, проблемы, сложившиеся в рыбодобывающей отрасли, ямальские депутаты пытаются решить уже не первый год.
«В автономном округе уделяется огромное внимание развитию рыбодобычи, но существуют сдерживающие факторы, влияющие на ее развитие. В частности, при разработке Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (принят в 2004 году) его основные положения и нормы устанавливались исходя из необходимости урегулирования отношений в сфере морского рыболовства. В результате в отношении рыбопромыслового использования пресноводных водоемов его нормы оказались избыточными и чрезмерно усложняющими организацию рыболовства в этих акваториях», — считает спикер парламента Ямала.
Действительно, в рамках закона о рыболовстве распределение промышленных квот в пресноводных водных объектах осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. А вот переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона, который проводит федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Такое положение дел приводит к тому, что рыбодобывающие организации, освоившие доведенные квоты в полном объеме и имеющие возможность увеличения добычи водных биоресурсов сверх лимита, находятся вне правового поля. В то же время в рыбодобывающих организациях, у которых в силу природных факторов определенные виды рыб отсутствуют, квоты не могут быть освоены в полном объеме. Так, освоение квот рыбодобывающими предприятиями Ямала в 2013 и 2014 годах составило 80 процентов, а в 2012 году и того меньше — 75 процентов.
«Наблюдается неосвоение квот добычи водных биоресурсов на 20 процентов ежегодно, а следовательно, основные промысловые виды водных биоресурсов используются неэффективно. При этом с 2008 года Росрыболовством не проведено ни одного аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, договора пользования водными ресурсами для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации. Существующая система перераспределения квот добычи не дает возможности оперативного регулирования рыболовства в отношении сиговых видов рыб и затрудняет его организацию в целом и освоение доведенных до региона квот добычи», — подчеркивает Сергей Ямкин.
Для исправления сложившейся ситуации, по мнению ямальских парламентариев, которые сейчас готовят законодательную инициативу в Государственную Думу, необходимо внести изменения в закон о рыболовстве и в подзаконные нормативные правовые акты. Нужно передать регионам полномочия по закреплению долей квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации. Или же необходимо отменить долевой принцип для водных биологических ресурсов, чей жизненный цикл проходит во внутренних пресноводных водных объектах.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Ямкин
|
Еще одна проблема, решения которой ямальские парламентарии добиваются на федеральном уровне, — это освобождение рыбаков от чрезмерной отчетности. «Приказом Федерального агентства по рыболовству в 2010 году утверждена новая форма промыслового журнала. Данная форма подлежит применению в морях. Она не учитывает специфику промысла во внутренних водных объектах, где промысел осуществляется круглогодично: в зимний период без применения судов — со льда, в летний период времени — с использованием только маломерных судов (лодки, бударки, на которых невозможна установка сертифицированных промышленных весов). А одним из требований нового промыслового журнала является заполнение отдельной страницы на каждые сутки промысла с указанием веса выловленных биоресурсов. Более того, при рыбном промысле в зимний период сети устанавливаются на срок более одних суток, что является нарушением требований формы промыслового журнала, где постановка и снятие орудий лова должна проводиться в течение одних суток», -поясняет Сергей Ямкин.
Если же быть точнее, то разработка упрощенной формы промыслового журнала, предусматривающего все элементы рыбного промысла в пресноводных водных объектах, — это лишь частичное решение проблемы. Для ее полного решения необходимы изменения во вступившие в действие с 2015 года Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Этим документом регламентирована добыча водных биоресурсов на объектах рыбохозяйственного значения Ямала для промышленного и прибрежного рыболовства, а также для ведения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Согласно правилам, в период с 20 мая по 15 июня запрещена добыча всех водных биоресурсов реки Оби. На практике же ситуация показывает, что период запрета на вылов водных биологических ресурсов не должен быть фиксированным. По словам специалистов рыбной отрасли, природные явления и погода Ямала изменяются в каждом году. Соответственно, разбег начала подъема рыбы для нагула в реки Ямала также меняется, а установленный запрет в виде фиксированной даты начала путины позволяет пропускать хищные породы рыб в верховьях реки Оби, что срывает мелиоративный вылов хищных пород рыбы. «К примеру, в 2015 году ход налима и ерша был зафиксирован уже 3 июня в районе поселка Харсаим Приуральского района, а начало путины 16 июня 2015 года. Таким образом, целесообразнее мелиоративный лов осуществлять с момента подъема (начало хода рыбы) или с момента открытия реки ото льда», — говорит Сергей Ямкин.
Также парламентарий считает, что необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие Правила рыболовства по установлению «годовой» отчетности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам при традиционном рыболовстве. По действующим нормам рыбаки обязаны отчитываться ежеквартально. Но в связи с отдаленностью мест проживания тундрового населения, отсутствием дорог до мест кочевий, постоянной телефонной связи, а также в силу традиционного уклада и образа жизни они не имеют технических возможностей предоставлять ежеквартально сведения о добыче водных биоресурсов в территориальные органы Росрыболовства. За непредоставление или несвоевременное предоставление этих сведений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере двух тысяч рублей. Также предусмотрены штрафы за использование маломерных судов на водных объектах рыбохозяйственного значения. Вместе с тем для аборигенных народов Севера, проживающих на берегах рек, моторные лодки являются единственным средством передвижения в летний период, поскольку дорог к таким поселениям нет.
Ямальские парламентарии пытались урегулировать часть существующих проблем путем обращения к министру сельского хозяйства весной текущего года, но положительных ответов на свои предложения так и не получили. В настоящее время депутаты готовят новое обращение к уже новому министру.
Андрей Погорелов
Фото пресс-службы ЗС ЯНАО