Не верьте тому, кто на вопрос о трудовых приоритетах ответит, что для него важны, прежде всего, не высокая заработная плата, а возможность проявить себя в профессии, планомерно идти по карьерной лестнице и испытывать глубокое чувство удовлетворения результатами своего скромного труда. Разумеется, важны и карьера, и желание ходить по утрам на работу, и перспектива совершенствования в профессии. Но первый приоритет всегда будет стоять во главе этого списка. И не потому, что человеку денег мало (их всегда не хватает), а потому, что это материальная оценка его труда.
Как привести эти две противоположности в разумное соотношение — вопрос вопросов. На словах всё вроде бы решается просто (одним зарплату повысить, другим — повременить), а на деле положение только ухудшается. По данным международной консалтинговой группы Hay Group, базовые оклады российских руководителей выше жалованья их подчиненных в 12,5 раза.
Один к четырем — и не больше
Сколько писано-переписано о необходимости реформы системы оплаты за труд, но реальных результатов как не было, так и нет. Зато, как всегда, идей много. Отечественный креатив бьет ключом по поводу проблем диспропорции в зарплатах между руководством компаний и рядовыми работниками, почасовой оплаты труда, индексации окладов бюджетников в соответствии с показателями инфляции. Предложений от политиков, экономистов, экспертов великое множество. На властных верхах тоже не отстают. На уровне правительства и российских субъектов в последние годы были приняты решения по введению ограничений между размером заработной платы руководителей и средней заработной платы в организациях. В частности, было предложено ввести для регионов такое соотношение — 1 к 4. Как в свое время объяснил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, ограничение вносит прямую зависимость окладов друг от друга, поэтому если руководитель хочет получать больше, больше должны получать и его подчиненные.
Придерживаются ли сегодня этих рамок руководители? Практически никто. Посмотрите статданные по средней зарплате в том или ином регионе и сравните их со сведениями о доходах тамошнего высокого начальства — выводы напрашиваются сами собой. Власти все-таки решились и заморозили заработные платы госслужащих, видимо, с тем расчетом, что к их уровню подтянется и зарплата бюджетников. Но не тут-то было. Правительство в лице Министерства финансов посчитало целесообразным не проводить в нынешнем году индексацию зарплат бюджетников и прочих социальных выплат.
Министр финансов Антон Силуанов так и сказал журналистам: «Мы считаем, что в нынешних условиях можно было бы пропустить индексацию зарплат как госслужащим, так и другим категориям граждан (надо понимать, бюджетникам), и социальных выплат, чтобы облегчить бюджет текущего и последующего годов, не стимулировать потребление, дополнительный спрос, в том числе на импортные товары».
Про экономию бюджетных средств всё ясно. В самой природе любого финансового ведомства заложено желание сократить расходы бюджета, особенно за счет кармана рядовых граждан. Такой путь очень прост и очень эффективен. Хотя прижимистость, как известно, и не самый лучший способ решать экономические проблемы. В любом случае логика понятна. А вот с тем, что касается негативной роли высокого потребительского спроса, всё гораздо сложнее. Каждый здравомыслящий экономист скажет, что повышенный спрос во все времена свидетельствовал о достойном уровне жизни населения и стимулировал развитие производства товаров и услуг. Относительно спроса на импортные товары (это якобы поддерживает зарубежных производителей, а не отечественных), то существует масса законных и вполне вменяемых с экономической точки зрения способов его переориентации на продукцию российских компаний и фирм.
Кроме того, причины разгула инфляции коренятся вовсе не в том, что люди, получая более высокую заработную плату, больше тратят денег на приобретение товаров и услуг, в результате чего якобы и ползут вверх цены. Стоило лишь отпустить в свободное плавание рубль, как тут же выросли цифры на ценниках и соответственно кривая инфляции пошла в гору. Теперь производители в легкой панике: граждане перестали массово покупать, как говорили раньше, товары народного потребления, начали экономить на еде, отказались без острой нужды летать самолетами, ездить на отдых за границу — на кого работать, что выпускать, если круг потребителей сужается на глазах?
Индексация по инфляции
Идея отмены индексации заработных плат по годовому инфляционному уровню несет в себе большой антисоциальный заряд. Индексация, или увеличение размера заработка на проценты инфляции, казалось, настолько очевидная, социально оправданная и справедливая мера, что ее даже широко обсуждать не имеет особого смысла. С ростом цен на товары, услуги, продукты питания должна расти и заработная плата. Никто не должен терять заработанное только потому, что правительство не может справиться с высокой инфляцией. Фактически зарплата катится вниз, причем примерно на уровень реальной, а не официальной инфляции. И если ее периодически не повышать, восстанавливая статус-кво, то проблема бедности человека, работающего в бюджетной сфере, в большинстве случаев высококвалифицированного специалиста, законопослушного гражданина, станет еще более острой. Да и по действующему законодательству, в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса, предусматривается «повышение уровня реального размера заработной платы, в том числе путём её индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги».
Организации, финансируемые из бюджета, на практике, признаться, осуществляют такую индексацию спустя рукава. Она нередко попросту игнорируется. Частные компании и организации вообще не обращают на это законодательное требование никакого внимания. Ведь индексация проходит в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, различными нормативными актами и проч. Одним словом, их хозяева в принципе должны и могут, но, как правило, не хотят. По закону выходит, что это не обязанность работодателя, а всего лишь его право, которое может и не быть реализованным. Владелец предприятия может работать спустя рукава, может в течение долгого времени ради собственной сиюминутной выгоды или в чьих-то интересах вести предприятие к банкротству и при этом мотивировать постоянное понижение зарплаты своих работников чем угодно — кризисом, падением рубля, зарубежными санкциями, нефтяным дефолтом, но только не своей неэффективностью и корыстолюбием.
На виду и на слуху
Еще в 2010 году Конституционный суд РФ определил, что работодатель обязан индексировать заработную плату. Однако суды общей юрисдикции, как утверждает «Российская общественная инициатива», не считают этот вердикт источником права, так как новой нормы он якобы не создает. Практически на большинстве предприятий зарплата не повышается в отношении всех работников без исключения, а зачастую снижается до уровня пятилетней давности. Упавший рубль подбрасывает дровишек в костер всеобщего понижения окладов и премий. Представители гражданского общества, авторы поправки в статью 134 ТК, предлагают ввести норму об обязательной индексации заработной платы во всех российских организациях, вне зависимости от источников их финансирования и формы собственности, не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции, определяемых органами государственной статистики.
Следовательно, если инфляция за прошлый год составила в стране, по данным Росстата, 11,4 процента (это максимальный показатель со времен экономического кризиса 2008 года), то именно на такой уровень и должна быть повышена по закону заработная плата всех работников. В этом году инфляция, по прогнозам года, тоже будет двузначной. Из-за ослабления рубля цены на сахар, рыбу и морепродукты выросли в начале этого года более чем на 50 процентов, гречка в два раза по сравнению с серединой минувшего года. Только за первые двенадцать дней января, в самый разгар зимних каникул, когда все россияне должны были усиленно отдыхать, уровень инфляции составил 0,8 процента. Спустя неделю еще подрос на 0,7 процента. Так что в обычно «инфляционные» март-апрель кривая роста возьмет еще большую высоту.
Сведения о результатах обязательной индексации по уровню инфляции должны быть доступны каждому. Пока же все данные по зарплатам хранятся в строжайшей тайне, словно это секреты государственной важности. Непрозрачность российских зарплат — притча во языцех.
Полное отсутствие, как говорят ученые мужи, транспарентности лишь углубляет пропасть между бедными и богатыми, содействует разрастанию разрыва, существующего в заработках руководства компаний и их рядовых сотрудников. В таких условиях можно всячески манипулировать работниками, поощряя одних, наказывая рублем других — кто заметит? Можно не индексировать зарплаты и т.д. «Важно, чтобы мути никакой не было. Чтобы это было все прозрачно, объяснено гражданам, и тогда будет понятно, а если кто-то что-то закрывает, прячет, тогда возникают вопросы: значит, есть, что прятать», — сказал Президент Владимир Путин, выступая недавно на съезде ФНПР. Глава государства и ранее неоднократно заявлял о необходимости дифференцированного подхода к оплате труда руководителей государственных компаний, которая должна соответствовать результатам их деятельности. Что сделано? Как любит говорить Президент, где адреса, явки?
По статистическим данным, доступным в открытой печати, лишь у трёх из 12 крупнейших госкомпаний России в 2010-2013 гг. прибыль росла быстрее выплат их топ-менеджерам. В одной из компаний прибыль упала на 300 миллиардов рублей, а топ-менеджмент почти втрое увеличил себе выплаты. Это означает, что руководство компаний с превалированием государственного капитала вышло из-под контроля акционеров, в частности, главного держателя акций — государства. Топ-менеджмент постепенно превращается в некое замкнутое, мало контролируемое сообщество. Его члены платят самим себе немыслимо большие вознаграждения за труд. Причем за труд весьма сомнительного качества. И за чужой счет. Государство, по сути, закрывает на это глаза. Более того, оправдывает эти «ножницы», мотивируя тем, что отечественный специалист не может получать заработную плату меньше, чем иностранный топ-менеджер.
По единой тарифной сетке
Тем самым мы как бы расписываемся в собственной кадровой беспомощности. Почему бы в таком случае не применить эту формулу и к не менее квалифицированному среднему персоналу, вознаграждения которого не выдерживают сравнения с зарубежными аналогами. Не говорю уже про пенсию по возрасту. Ее размер в долларовом эквиваленте упал до немногим более 200 долларов, то есть пенсионеры получают сегодня в среднем более 12 тысяч рублей. Спрашивается, им индексируют пенсии в соответствии с годовым уровнем инфляции, а именно на 11,4 процента? Или придумают очередные отговорки? На Западе топ-менеджерам, получавшим баснословные деньги, после кризиса 2008 года без всяких колебаний прижали хвост.
Часть из них рванула в Россию — и не прогадала. А под их запросы подстроились и наши капиталисты-товарищи.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин предлагает ограничить (законопроект уже подготовлен) зарплаты чиновников и управленцев госкомпаний зарплатой Президента, которая в бюджете прописана в сумме примерно 300 тысяч рублей. «Это дополнение к 154-й статье ТК РФ, — говорит депутат. — Поправка ограничивает вознаграждение за труд, устанавливает предельное вознаграждение за труд госслужащих, равное зарплате Президента или меньше». Относительно опасений, что разобиженные высококлассные специалисты-профессионалы переметнутся в частный сектор экономики, то они, на взгляд законодателей, беспочвенны. Их там вовсе не ждут с распростертыми объятиями, так как большинство из тех, кто был трудоустроен по звонку, за время существования госкорпораций продемонстрировали полный непрофессионализм и некомпетентность. В профессиональной среде об этом хорошо знают.
В Интернете все большую популярность набирает инициатива РОИ по установлению заработной платы руководителям госкорпораций в размере, не превышающем пятикратный размер средней заработной платы работников этой корпорации. Руководство корпораций, компаний, ГУ-Пов и хозяйственных обществ, контролируемых государством (более 50 процентов в уставном капитале), должно публиковать сведения о своих доходах. Сегодня оно может их обнародовать, а может ничего и не сообщать — в трудовом законодательстве есть немало дыр, позволяющих избежать огласки. К тому же до сих пор не ясно, какой должна быть процедура публикации доходов руководителей и должностных лиц всех государственных унитарных предприятий и других подобных структур. В Федеральном законе «О противодействии коррупции», оказывается, и вовсе не предусмотрена обязанность указанных организаций размещать такие сведения на официальных сайтах в сети Интернет, а тем более о капитале их супругов и детей.
Эксперты предлагают разработать единую тарифную сетку заработной платы госслужащих, привязав тарифы к уровню среднего дохода работников внебюджетной сферы в регионе с учетом привязки к определенному соотношению, о котором мы упоминали выше. Только в случае решения этой проблемы можно будет говорить о справедливой индексации, так как одно дело — повысить зарплату размером в 25 тысяч рублей на 11,4 процента (примерно на 3 тысячи рублей), и совсем другое — зарплату в 250 тысяч, которую получают далеко не бедные начальники — разница огромная. При этом индексация заработных плат становится обязательной для всех. Важно это обязательство государства перед своими гражданами провести через закон, чтобы все руководители знали, что повышать заработки своих сотрудников надо именно на столько процентов, сколько «стоила» инфляция в минувшем году. И без всяких лазеек и увиливаний. Ясно и прозрачно. Может, тогда у нас что-то и получится со строительством «социального общества»…
Николай Лашкевич