1 января 1864 года Император Александр II подписал именной Указ «О создании губернских и уездных земских учреждений», в котором утверждалось Положение о губернских и уездных земских учреждениях… «Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть… устройство и содержание принадлежащих земству путей сообщения, содержимых за счет земства». Указ, по сути дела, положил начало созданию органов управления дорожным строительством в центре России.
Реконструкция трассы М-9 «Балтия» в разгаре
С упоминания этого исторического факта и началась наша беседа с начальником Федерального управления автомобильных дорог «Центральная Россия» Юрием Жирковым.
РФС: Юрий Александрович, давайте теперь о делах сегодняшних. Каковы центры ответственности управления, расскажите о ваших ближайших планах.
Юрий Жирков: Сегодня в ведении «Центравтомагистрали» находятся 455 мостов и путепроводов, 2430 километров федеральных автомобильных дорог. Среди них: М-2 «Крым», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-6 «Каспий», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», Дмитровское, Щелковское шоссе, автомобильная дорога «Москва— Рославль», Ильинское шоссе, Рублево-Успенское шоссе, автомобильные дороги А-107 и А-108. О людях — штаб нашего управления на сегодняшний день более 200 человек. На автомобильных дорогах заняты 4 генеральных подрядчика, 15 субподрядчиков. Программа действий у нас очень обширная. Если говорить по этому году, то в настоящее время ведем реконструкцию участков автодорог «Балтия», «Холмогоры», «Урал». Очень важные объекты — путепровод через железную дорогу на трассе А-107 «Московское малое кольцо», транспортная развязка на подъезде к аэропорту Домодедово, отдельные участки Рублево-Успенского шоссе. Всего у нас в работе сейчас 16 объектов.
РФС: Как я понимаю, Московский транспортный узел — особая забота «Центравтомагистрали». Загруженность дорог колоссальная. По некоторым данным, здесь проходит до 40 процентов всех грузов страны. Серьезные затруднения автомобилисты испытывают не только на федеральных трассах, но и на большинстве местных дорог…
Юрий Жирков: Развитием Московского транспортного узла долгое время всерьез не занимались. Теперь же головные участки радиальных автомобильных дорог и кольца исчерпали свою пропускную способность и работают в режиме перегрузки. Интенсивность движения сегодня достигает 120 тысяч автомобилей в сутки и постоянно растет. Именно поэтому Правительством Российской Федерации была принята программа развития автодорог Московского транспортного узла. На основании задания, утвержденного Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), за три года нам предстоит выполнить работ на общую сумму 88,6 миллиардов рублей. Предусмотрено строительство 25 объектов. Необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию 124,3 километров дорог и 10 километров искусственных сооружений. В программе проектно-изыскательских работ находятся еще девять объектов строительства и реконструкции.
Отличительными особенностями возведения дорог Подмосковья являются плотная застройка вдоль автотрасс жилыми, торговыми и промышленными зданиями, большое количество инженерных коммуникаций, немалое число земельных участков в частной собственности. Все это приводит к колоссальным затратам по освобождению территорий под строительство. Так, при реконструкции головного участка автодороги М-8 «Холмогоры» затраты, связанные со сносом и расселением жилых домов, выкупом земельных участков, переносом коммуникаций сопоставимы со стоимостью строительно-монтажных работ.
РФС: Губернатор Московской области Андрей Воробьев в одном из своих выступлений заявил, что существенно разгрузить дороги может лишь строительство ЦКАД и пяти хордовых дорог общей протяженностью 140 километров. Так ли это?
Юрий Жирков: Да, ЦКАД жизненно необходим. Особенно теперь, когда Москва ограничила движение «большегрузов» по МКАДу. Нужна современная автомобильная дорога с развитой инфраструктурой. В настоящее время ведется подготовка территорий (всего 5 участков), и скоро начнутся работы. При этом важно учитывать, что Московский транспортный узел — это единый живой организм, его нельзя разрывать на части. Есть разные органы управления автодорогами, процессами, но строительство ЦКАДа должно вестись в едином режиме. Что сегодня представляют из себя московские большое и малое кольца? Автодороги были построены в 50-е годы для нужд противовоздушной обороны. А теперь это дороги общего пользования. Две полосы движения через крупные населенные пункты. А через них запустили транзит. Это беда для тех, кто живет вдоль трасс, и тех, кто по ним ездит.
РФС: А местные власти заинтересованы в решении проблем?
Юрий Жирков: Безусловно! Для согласования действий создан Координационный совет. Председателем является министр транспорта Максим Юрьевич Соколов. Входят в совет мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев. Решения совета являются обязательными для всех исполнителей. Действует также дирекция Московского транспортного узла. В ней — представители железных дорог, авиаузлов, короче — всех транспортников. Вместе с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) мы выносим на общее обсуждение проблемы и сообща их решаем.
С госкомпанией «Автодор» нам предстоит ликвидировать в области 22 пересечения с железными дорогами, возвести 21 транспортную развязку на радиальных автодорогах. Будут построены 10 обходов населенных пунктов. Среди них — Ногинск, Звенигород, Клин, Электросталь, Бронницы, Руза и другие.
РФС: В прошлом году, насколько мне известно, на трассах, закрепленных за вашим управлением, произошло 2555 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 652 и ранено 3351 человек. Печальная статистика. Есть ли надежда на исправление сложившейся ситуации?
Юрий Жирков: К сожалению, в целом по стране мы теряем ежегодно в ДТП 28-30 тысяч человек. Решение этой проблемы весьма непросто. Надо учитывать множество факторов. Каждый из них нужно анализировать отдельно. Безопасность движения — это качество дорог, их пропускная способность, это и человеческий фактор. Прежде всего, нам надо обеспечить безопасность пешеходов. Сегодня перейти дорогу в городах и поселках столичного региона бывает весьма не просто. Необходимо обустраивать переходы светофорами, более яркими знаками. Эффект от этого проявляется сразу. Пример — город Электросталь. Здесь за небольшие деньги мы оснастили пешеходные переходы более информативными знаками с подсветками, с мигающими фонарями на желтом фоне, нанесли контрастную разметку на дороги…
Еще одна из актуальнейших тем — разделение транспортных потоков. Там, где случаются наиболее страшные ДТП. Надо исключить выезд транспорта на встречную полосу движения — случайного, вынужденного, умышленного — но его надо исключить! И тогда тяжесть последствий упадет в разы. В Ногинске мы установили тросовые ограждения. Они занимают мало места, но выполняют ту же функцию, что и разделительные полосы из бетона или металла.
В обеспечении безопасности движения нет, и не может быть мелочей. Взять, к примеру, освещение дорог. Здесь у нас разработана целая программа действий. 23 километра освещенных трасс мы введем в строй в этом году.
Какие препоны стоят на пути решения проблем безопасности дорожного движения? Порой отстают от жизни наши законы. Имеет место несовершенство нормативной базы. Зачастую используются ГОСТы, СНИПы 80-х годов. Хотя, надо отметить, сегодня ситуация меняется к лучшему. Росавтодор предполагает выделить мероприятия по обеспечению безопасности движения в отдельную программу, которая и станет для нас руководством к действию.
Беседовал Николай Тарасенко
Фото Игорь Самохвалов