Центры ответственности

Активно реализуется программа развития Московского транспортного узла

1 января 1864 года Император Александр II подписал именной Указ «О соз­дании губернских и уездных земских учреждений», в котором утверждалось Положение о губернских и уездных земских учреждениях… «Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть… устройство и содержание принадлежащих земству путей сообщения, содержимых за счет земства». Указ, по сути дела, положил начало созданию органов управ­ления дорожным строительством в центре России. 

Центры ответственности
Реконструкция трассы М-9 «Балтия» в разгаре
С упоминания этого историче­ского факта и началась наша беседа с начальником Федерального управления автомобильных дорог «Центральная Россия» Юрием Жирковым.

РФС: Юрий Александрович, давай­те теперь о делах сегодняшних. Како­вы центры ответственности управле­ния, расскажите о ваших ближайших планах.

Юрий Жирков: Сегодня в ведении «Центравтомагистрали» находятся 455 мостов и путепроводов, 2430 ки­лометров федеральных автомобиль­ных дорог. Среди них: М-2 «Крым», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-6 «Каспий», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», Дмитровское, Щелковское шоссе, автомо­бильная дорога «Москва— Рославль», Ильинское шоссе, Рублево-Успенское шоссе, автомобильные дороги А-107 и А-108. О людях — штаб нашего управ­ления на сегодняшний день более 200 человек. На автомобильных дорогах заняты 4 генеральных подрядчика, 15 субподрядчиков. Программа действий у нас очень обширная. Если говорить по этому году, то в настоящее время ведем реконструкцию участков авто­дорог «Балтия», «Холмогоры», «Урал». Очень важные объекты — путепро­вод через железную дорогу на трас­се А-107 «Московское малое кольцо», транспортная развязка на подъезде к аэропорту Домодедово, отдельные участки Рублево-Успенского шоссе. Всего у нас в работе сейчас 16 объек­тов.
 
РФС: Как я понимаю, Московский транспортный узел — особая забо­та «Центравтомагистрали». Загруженность дорог колоссальная. По неко­торым данным, здесь проходит до 40 процентов всех грузов страны. Серьез­ные затруднения автомобилисты ис­пытывают не только на федеральных трассах, но и на большинстве местных дорог…
Юрий Жирков: Развитием Москов­ского транспортного узла долгое вре­мя всерьез не занимались. Теперь же головные участки радиальных авто­мобильных дорог и кольца исчерпали свою пропускную способность и рабо­тают в режиме перегрузки. Интенсив­ность движения сегодня достигает 120 тысяч автомобилей в сутки и постоян­но растет. Именно поэтому Правитель­ством Российской Федерации была принята программа развития автодо­рог Московского транспортного узла. На основании задания, утвержденно­го Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), за три года нам предсто­ит выполнить работ на общую сумму 88,6 миллиардов рублей. Предусмотре­но строительство 25 объектов. Необ­ходимо обеспечить ввод в эксплуата­цию 124,3 километров дорог и 10 кило­метров искусственных сооружений. В программе проектно-изыскательских работ находятся еще девять объектов строительства и реконструкции.
Отличительными особенностями возведения дорог Подмосковья яв­ляются плотная застройка вдоль ав­тотрасс жилыми, торговыми и про­мышленными зданиями, большое ко­личество инженерных коммуникаций, немалое число земельных участков в частной собственности. Все это при­водит к колоссальным затратам по освобождению территорий под стро­ительство. Так, при реконструкции головного участка автодороги М-8 «Холмогоры» затраты, связанные со сносом и расселением жилых домов, выкупом земельных участков, пере­носом коммуникаций сопоставимы со стоимостью строительно-монтажных работ.
 
РФС: Губернатор Московской области Андрей Воробьев в одном из своих выступлений заявил, что существенно разгрузить дороги может лишь стро­ительство ЦКАД и пяти хордовых до­рог общей протяженностью 140 кило­метров. Так ли это?
Юрий Жирков: Да, ЦКАД жизненно необходим. Особенно теперь, когда Москва ограничила движение «боль­шегрузов» по МКАДу. Нужна современ­ная автомобильная дорога с развитой инфраструктурой. В настоящее время ведется подготовка территорий (все­го 5 участков), и скоро начнутся ра­боты. При этом важно учитывать, что Московский транспортный узел — это единый живой организм, его нельзя разрывать на части. Есть разные орга­ны управления автодорогами, процес­сами, но строительство ЦКАДа должно вестись в едином режиме. Что сегод­ня представляют из себя московские большое и малое кольца? Автодороги были построены в 50-е годы для нужд противовоздушной обороны. А теперь это дороги общего пользования. Две полосы движения через крупные насе­ленные пункты. А через них запустили транзит. Это беда для тех, кто живет вдоль трасс, и тех, кто по ним ездит.
 
РФС: А местные власти заинтересова­ны в решении проблем?
Юрий Жирков: Безусловно! Для согла­сования действий создан Координаци­онный совет. Председателем является министр транспорта Максим Юрьевич Соколов. Входят в совет мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Москов­ской области Андрей Воробьев. Реше­ния совета являются обязательными для всех исполнителей. Действует так­же дирекция Московского транспорт­ного узла. В ней — представители же­лезных дорог, авиаузлов, короче — всех транспортников. Вместе с Федераль­ным дорожным агентством (Росавтодор) мы выносим на общее обсужде­ние проблемы и сообща их решаем.
С госкомпанией «Автодор» нам предстоит ликвидировать в области 22 пересечения с железными дорога­ми, возвести 21 транспортную раз­вязку на радиальных автодорогах. Бу­дут построены 10 обходов населенных пунктов. Среди них — Ногинск, Звени­город, Клин, Электросталь, Бронницы, Руза и другие.
 
РФС: В прошлом году, насколько мне известно, на трассах, закрепленных за вашим управлением, произошло 2555 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 652 и ранено 3351 человек. Печальная статистика. Есть ли надежда на исправление сложив­шейся ситуации?
Юрий Жирков: К сожалению, в целом по стране мы теряем ежегодно в ДТП 28-30 тысяч человек. Решение этой проблемы весьма непросто. Надо учи­тывать множество факторов. Каждый из них нужно анализировать отдельно. Безопасность движения — это качество дорог, их пропускная способность, это и человеческий фактор. Прежде все­го, нам надо обеспечить безопасность пешеходов. Сегодня перейти дорогу в городах и поселках столичного регио­на бывает весьма не просто. Необхо­димо обустраивать переходы светофо­рами, более яркими знаками. Эффект от этого проявляется сразу. Пример — город Электросталь. Здесь за неболь­шие деньги мы оснастили пешеходные переходы более информативными зна­ками с подсветками, с мигающими фо­нарями на желтом фоне, нанесли кон­трастную разметку на дороги…
Еще одна из актуальнейших тем — разделение транспортных пото­ков. Там, где случаются наиболее страшные ДТП. Надо исключить вы­езд транспорта на встречную полосу движения — случайного, вынужден­ного, умышленного — но его надо ис­ключить! И тогда тяжесть последствий упадет в разы. В Ногинске мы устано­вили тросовые ограждения. Они зани­мают мало места, но выполняют ту же функцию, что и разделительные поло­сы из бетона или металла.
В обеспечении безопасности дви­жения нет, и не может быть мелочей. Взять, к примеру, освещение дорог. Здесь у нас разработана целая про­грамма действий. 23 километра осве­щенных трасс мы введем в строй в этом году.
Какие препоны стоят на пути решения проблем безопасности дорожного движения? Порой отстают от жизни наши законы. Имеет место несовершенство нормативной базы. Зачастую используются ГОСТы, СНИПы 80-х годов. Хотя, надо отметить, сегодня ситуация меняется к лучшему. Росавтодор предполагает выделить мероприятия по обеспечению безопасности движения в отдельную программу, которая и станет для нас руководством к действию.    
               
Беседовал Николай Тарасенко
Фото Игорь Самохвалов
Читайте нас в Viber
Просмотров 7141