Бюджет России: 105 тысяч рублей доходов, 114 тысяч расходов на человека

Экономика страны вырастет, гражданам компенсируют кризисные финансовые потери, заявляет Правительство

Пока Государственная Дума, приняв в первом чтении стратегические показатели проекта федерального бюджета на три года, продолжает его обсуждение перед вторым чтением, члены Совета Федерации работают над конкретными поправками в главный финансовый документ страны.

Сенаторы находят резервы

Сначала — об общих характеристиках бюджета, который министр финансов Антон Силуанов охарактеризовал как инструмент, способный обеспечить рост экономики в перспективе до 3,6 процента в год и компенсировать потери реальных доходов населения в кризисную трёхлетку. Доходы в 2018 году возрастут до 15 258 миллиардов рублей, в 2020-м — до 16 285 миллиардов, расходы составят соответственно 16 529 и 17 155 миллиардов рублей — примерно 105 и 114 тысяч рублей в пересчёте на душу населения. Дефицит в итоге упадёт до 870 миллиардов рублей, меньше процента прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта при инфляции около трёх процентов.

А что получит конкретный гражданин, помнящий о том, что Россия — социальное государство по Конституции? Если перевести общие цифры социальных расходов в подушевые показатели, то результаты окажутся весьма неплохими. На образование будет направлено 663 миллиарда рублей, или примерно по 33 тысячи рублей на каждого обучающегося. Не так впечатляют расходы на медицину — всего 460 миллиардов, или около 3,3 тысячи рублей на человека, хотя они будут увеличены в 2018 году почти на 20 миллиардов рублей. Но не стоит забывать, что речь идёт о федеральных тратах, в бюджетах регионов на эти цели предусмотрены гораздо более впечатляющие деньги.

Да, секвестированы расходы на культуру, охрану окружающей среды и даже на оборону — на 100 миллиардов рублей. Но на социальную поддержку населения, включая индексацию пенсий, траты увеличены до 4706 миллиардов рублей. А ведь эти выплаты большей частью почти мгновенно окажутся на потребительском рынке и перейдут в разряд инвестиций, не только развивая производство продуктов, одежды, электроники и тому подобное, но и увеличат налоговые поступления. Каждый потраченный рубль приносит казне минимум 30 копеек прямых и косвенных выплат. Сходная пропорция будет действовать и для зарплат бюджетников, которые будут повышены в 2018 году за счёт двукратно выросших субсидий в бюджеты регионов — 80,4 миллиарда рублей. Не меньше 20 миллиардов вернутся в казну, миллиарды пойдут на поддержку отечественного реального сектора, работающего на потребительский рынок.

Что это значит? В экономической политике наметились принципиальные изменения: переход к инвестициям не за счёт заимствований разного рода, как происходило до последнего времени по канонам монетаризма, а на основе внутреннего потребительского спроса! Таким образом, исчезает зависимость от внешних факторов, что неоценимо в условиях санкций.

Словом, показатели бюджетного законопроекта очень неплохи. Таких в истории новейшей России не было даже в тучные нулевые годы. Однако за счёт чего они могут быть достигнуты? И насколько бюджет эффективен в качестве главного инструмента, с помощью которого государство влияет на экономику?

Об этом сегодня размышляют не только в Госдуме, но и в Совете Федерации, чьё решение ставит точку в парламентском формировании федерального бюджета. Сразу после того, как пакет бюджетных законопроектов поступил в Совет Федерации, его председатель Валентина Матвиенко обозначила главные направления дискуссии: межбюджетные отношения; социальные проблемы; государственные инвестиции; эффективность и качество планирования.

Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, считает что доходную часть бюджета вполне реально нарастить: дополнительные поступления даст регулирование табака и алкоголя. Но не только — необходимо сократить неэффективные налоговые льготы и освобождения, а также запретить вводить новые налоговые льготы и в регионах, и в Центре. Комитет подготовил, по словам сенатора, соответствующие поправки в законопроекты.

Другая острая тема — социальные расходы, объём которых увеличивается, несмотря на непростую ситуацию в экономике и жёсткое секвестирование примерно на четыре процента всех бюджетных трат. Государственные ассигнования на здравоохранение в 2018 году прибавят почти 20 миллиардов рублей, в том числе на 20 процентов возрастёт финансирование обязательного медицинского страхования. Однако и эта сфера поддаётся совершенствованию через парламентские поправки. В частности, проект бюджета не предусматривает оплату лекарств для детей с редкими заболеваниями. «Наша позиция совершенно определена, — подчёркивает Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации, — такой раздел совершенно необходим. И не только для детей, но и в перспективе для взрослых».

На всё хорошее денег не хватит

Конечно, это не совпадение, а объективная логика законодательного процесса: и у членов Совета Федерации, и у депутатов Госдумы весьма сходные мысли, оценки и предложения на тему того, как усовершенствовать бюджетные законопроекты. В этом году на эту работу было отведено больше времени, как отметил Вячеслав Володин, председатель Госдумы РФ, что позволило провести полноценное нулевое чтение, когда правительственные предложения тщательно проанализировали в думских комитетах. Может быть, поэтому первое чтение бюджетного пакета законопроектов, хотя и не обошлось без традиционной, временами острой полемики, закончилось почти единогласно — 350 голосов «за», 61 — «против».

Какие возможности видят депутаты, чтобы усовершенствовать конкретные разделы законопроекта?

Михаил Емельянов, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», считает, что необходимо увеличивать социальные расходы. Фракция будет вносить поправки, чтобы поднять уровень медицинского обслуживания, сдерживать рост цен на лекарства, расширить перечень тяжёлых болезней, на которые распространяются меры государственной поддержки. Иначе, считает депутат, невозможно будет преодолевать последствия демографического кризиса 1990-х. Где деньги? Их можно быстро найти, считает Михаил Емельянов, если ввести прогрессивную шкалу налогообложения и отменить возврат НДС для экспортёров нефти и газа. Таким образом можно будет перераспределить не менее 500 миллиардов рублей в интересах не корпораций и узкого круга лиц, но всего общества.

Позицию «Единой России» обозначил Андрей Исаев, первый заместитель руководителя партийной фракции в Государственной Думе. Поправки будут внесены по многим бюджетным статьям, в частности, фракция будет настаивать на том, чтобы увеличить финансирование строительства новых школ, выделить дополнительно 1,2 миллиарда рублей на технические средства реабилитации инвалидов, миллиард — на нужды детских театров, музыкальных школ и познавательный туризм в регионах. Вполне конкретен и Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам: дополнительные ресурсы для наращивания доходов — налоговые льготы, объём которых составил 9,6 триллиона рублей, притом что все доходы бюджета равны 16,5 триллиона. Над этими новеллами законопроекта его комитет будет работать особенно тщательно и без партийных пристрастий. Ведь работа над бюджетом, по словам Макарова, проходит так: «Все фракции, обсуждая законопроект, с ним соглашаются. Если не считать одной строчки, которая предлагает одобрить или не одобрить бюджет в целом». Следовательно, второе чтение, когда будут обсуждать конкретные разделы государственных трат, должно серьёзно повысить качество главного финансового документа страны в частностях, сохранив его общую стратегическую линию.

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Юрий Скиданов

Просмотров 2801

03.11.2017 00:01

Загрузка...

Популярно в соцсетях