Бюджет: продержаться три года
Перед вторым чтением законопроекта о федеральном бюджете на 2017-2019 годы, которое планируется на 7 декабря, основные его параметры определены
Обобщая критические мнения депутатов, можно сказать: бюджет принят с известной долей условности
Условность бюджета в том, что, несмотря на абсолютно убийственные аргументы относительно его качества и состоятельности экономических расчетов, необходимость утвердить предложения Правительства обосновывалась одним, но неопровергаемым тезисом: без главного финансового документа, пусть и несовершенного, вообще невозможно управлять экономикой.
Впрочем, подобные выводы справедливы лишь для расходной части бюджета, которая, по мнению многих депутатов, независимо от партийной принадлежности, не соответствует заявленной неоднократно цели: модернизировать экономику и осуществить структурную перестройку. Гораздо меньше претензий было предъявлено по поводу формирования доходов. Задача у Минфина — главного разработчика темы была чрезвычайно непроста: как собрать побольше налогов и других поступлений с тем, чтобы начать снижать бюджетный дефицит почти в три триллиона рублей и при этом максимально сгладить социальные последствия. Для этого на первом этапе надо было мобилизовать дополнительно около двух триллионов рублей. Триллион даст по итогам приватизация стратегических государственных активов, около 600 миллиардов намечено получить, повысив долю дивидендов, отчисляемых госкорпорациями в казну, и повысив налог на добычу полезных ископаемых, а вот около 300 миллиардов рублей все же заплатят физические лица — будут увеличены акцизы на табак, алкоголь, моторное топливо, а также возрастут начисления налога на недвижимость: начнет действовать кадастровая оценка земельных участков, квартир и домов. Помимо продажи прибыльных мощностей и увеличения фискальной нагрузки, Правительство предложило еще один примитивный, но безотказный способ пополнить бюджет без особых усилий — занять денег за рубежом и внутри страны, увеличив тем самым госдолг и расходы на его обслуживание до опасных величин, при которых процентные платежи приближаются к величине основного долга.
Итак, худо-бедно доходов на 13,5 триллиона рублей нашли, причем с учетом того, что бюджетообразующая мировая цена на нефть спрогнозирована на достаточно низком уровне — 40 долларов за баррель, хотя, по большинству прогнозов международных аналитиков, она будет выше. А вот с расходами на 16,25 триллиона рублей — хуже. Главный недостаток расходной части, на что указывали и на слушаниях в Совете Федерации, и в заключении Счетной палаты, и в замечаниях фракций Госдумы, — Правительство будет тратить деньги, игнорируя необходимость качественно изменить модель экономики, проведя ее структурную перестройку. Обосновывая целесообразность бюджетного законопроекта, Антон Силуанов подчеркнул, что социальные расходы были в приоритете и подверглись максимально щадящему секвестру. В самом деле, в период выборного президентского цикла манипулировать с тратами на здравоохранение, поддержку малоимущих, пенсии и пособия — занятие рискованное. Видимо, эти соображения обусловили тот факт, что в следующем, предвыборном году вложения в социальную сферу увеличатся почти на 500 миллиардов рублей, в том числе на образование — на 10 миллиардов. Не останутся без внимания культура и здравоохранение, в этих сферах секвестр будет относительно небольшим, а предложение частных услуг увеличится, стимулируемое налоговыми вычетами населения. Такая направленность свидетельствует о том, что разработчики, формируя бюджет, имели в уме либеральную модель управления экономикой, которую к весне Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок, должен представить на суд Президента России. А эта модель, судя по последним высказываниям Кудрина, должна предусматривать опережающий рост капиталовложений в «человеческий капитал» — в образование, медицину, культуру. Все, кажется, правильно, но с одним замечанием: где высокообразованные, здоровые и культурные люди будут применять свои замечательные качества, если в стране будут отсутствовать высокотехнологичная промышленность и развитая наука?
Самое же неприятное, что проект бюджета по классификации многих депутатов нельзя назвать бюджетом развития, скорее, это — бюджет выживания. Для таких оценок есть основания: министр Силуанов перечислил причины, которые, по его мнению, поддерживают экономику в кризисном состоянии, — падение сырьевых цен, блокировка доступа к западным инвестиционным ресурсам, низкий валютный курс рубля. А для того чтобы избавиться от этих застарелых пороков в бюджете, не предусмотрено никаких мер.
Татьяна Голикова, руководитель Счетной палаты, весьма аргументированно проанализировав показатели бюджета, пришла к печальным выводам: многие цифры рассчитаны недостоверно, а упования на рост потребительского спроса, увеличение частных инвестиций и многие другие умозрительные индикаторы роста несостоятельны. Трудно рассчитывать с учетом этих обстоятельств, что удастся достичь намеченных макроэкономических показателей в части роста ВВП, а вот количество бедных, весьма вероятно, ощутимо возрастет, как подчеркивается в заключении Счетной палаты на бюджетный законопроект. К тому же 11 стратегических программ, утвержденных на президентском Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам, не имеют целевых показателей, отсутствует и оценка, каким образом реализация этих проектов повлияет на состояние экономики. Между тем на эти программы выделено 110 миллиардов инвестиционных рублей.
В трехлетнем проекте бюджета было бы логично видеть, какую отдачу приносят капиталовложения прошлых лет, когда представители Правительства с энтузиазмом утверждали, что, к примеру, триллионные бюджетные затраты на создание особых экономических зон или реализацию 43 федеральных адресных инвестиционных программ обернутся обильными доходами, миллиардными иностранными инвестициями и созданием десятков тысяч рабочих мест. Однако такие данные ни в выступлениях в ходе дискуссии, ни в самом законопроекте зафиксированы не были. Зато в который уж раз подтвердились цифры неэффективных расходов: 15 процентов от бюджетных трат, примерно 2,5 триллиона рублей растранжирено или омертвлено в незавершенных стройках.
Впрочем, в Правительстве особенно не скрывают то обстоятельство, что бюджет верстали, особо не учитывая необходимость структурно перестроить и модернизировать экономику — Антон Силуанов откровенно заявил депутатам, представляя законопроект: через три года сократим дефицит бюджета, выйдем на устойчивую четырехпроцентную инфляцию, а потом можно подумать и о структурной перестройке. Снова повторяется многолетний старый сюжет: свести кое-как расходные начала с доходными концами, а там видно будет. Сырьевая зависимость экономики сохраняется, расходы на модернизацию урезаются.
Юрий Струков