Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Болгарская авиакомпания разделила тяготы «ВИМ-авиа»

Заложниками ситуации стали российские и болгарские туристы, ожидающие возможность вернуться на Родину

05.07.2017 14:37

Автор: Фидель Агумава

Болгарская авиакомпания разделила тяготы «ВИМ-авиа»
Фото PhotoXPress

Несколько дней подряд Bulgaria Air не могла справиться с транспортным коллапсом, вызванным неполадками одного из бортов компании и непогодой в Москве. По словам экспертов, одна из причин сбоя трафика — бремя спасения российских чартерных перевозок.

Кто ответит за коллапс?

После задержки более 20 рейсов Bulgaria Air Московская межрегиональная транспортная прокуратура начала по этому факту проверку. Надзорное ведомство в числе прочего выявило случаи, когда компания не предоставила гражданам необходимые по закону услуги. Последний такой эпизод, по данным ведомства, произошёл 4 июля, когда задержали два рейса из московского аэропорта Шереметьева.

- Наверное, болгары действуют так же, как и наши компании, — набирают столько рейсов, что не могут их полностью обеспечить, — полагает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов. — Теперь российские власти вынуждены заниматься этим вопросом — подключать ведомства, работать с посольством, находить возможности обмена билетов, чтобы туристов пересадить на наши рейсы.

Но авиакомпания-то чужая — в другое государство влезешь, это называется вмешательство.

Задержки на рейсах Bulgaria Air составили от двух до двадцати с лишним часов. На одном из рейсов направлявшиеся на Родину дети из спортивного лагеря ожидали вылета почти сутки. Помимо туристов, застрявших в Болгарии, были и не вылетевшие вовремя туристы из Москвы. Для большинства из них ситуация обернулась возвратом и обменом билетов, перебронированием отелей, в худшем случае отменой поездки.

- Возможные санкции в отношении этой авиакомпании зависят от результатов прокурорской проверки, — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. — Пока ситуация не уладится, могу лишь рекомендовать воздержаться от пользования услугами Bulgaria Air. Если турист всё же попал в неприятную ситуацию, за возмещением необходимо обращаться в авиакомпанию, по вине которой произошла задержка или отмена рейса.

Росавиация начинает публиковать список авиакомпаний, задерживающих рейсы
Парламентарий напомнил, что согласно Монреальской конвенции в случае задержки перевозчик обязан обеспечить пассажирам комфортное ожидание, включая питание и размещение в гостиницах, и компенсировать стоимость билетов в случае отказа авиакомпании выполнять перевозку. На международных рейсах в страны — участницы конвенции размер компенсации составляет в среднем от 400 до 600 евро, что, как правило, покрывает стоимость авиабилета по магистральным направлениям.

Что же касается санкций, то, по мнению сенатора, этот вопрос целиком лежит в компетенции исполнительной власти, а не законодательной. Между тем представители исполнительной власти напоминают, что Bulgaria Air — зарубежная компания и применить к ней санкции в рамках российской юрисдикции затруднительно.

- Тут нужно обращаться к болгарскому регулятору, Росавиация не отвечает за деятельность иностранных компаний, — констатирует советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский. — Да, были задержки, но сейчас ситуация уже выравнялась. Росавиация совместно с Ростуризмом и в тесном сотрудничестве с консульством Болгарии выработала ряд мер для того, чтобы эти задержки были нивелированы и пассажиры могли своевременно вылететь или вернуться на Родину.

В числе указанных мер перебронирование отелей туркомпаниями, обеспечение питанием и размещение в гостиницах. По аннулированным поездкам некоторым туристам возместили полную стоимость, и поток жалоб на невыполнение Bulgaria Air своих обязательств на сегодняшний день почти прекратился.

Бремя «ВИМ-авиа»

По словам опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, поломка самолёта Bulgaria Air, погодные условия, осложнившие лётный трафик, и небольшая ёмкость аэропорта в Бургасе — существенные, но не первостепенные причины транспортного коллапса. Исток проблемы заключается в том, что болгарская авиакомпания взяла на себя чартерные перевозки обанкротившейся «ВИМ-авиа» и бремя спасения российских туристов в какой-то момент стало для неё неподъёмным.

- Туроператоры попросили, чтобы пассажиров тех чартерных рейсов, которые аннулировала «ВИМ-авиа», пересадили бы на регулярные рейсы иностранных авиакомпаний. И туроператоры пролоббировали возможность перевозки своих пассажиров регулярными рейсами болгарских и турецких авиакомпаний, — объяснил ситуацию пожелавший остаться неназванным чиновник, близкий к руководству Росавиации.

Впрочем, отраслевые эксперты полагают, что формула «кусок не по зубам» едва ли тут применима, потому что контракты авиакомпания брала под реально существующие ёмкости авиапарка.

- Никто никогда не может предсказать поломку одного самолёта или регламентные работы, которые необходимы для технологического обеспечения полётов, — говорит в пользу Bulgaria Air генеральный директор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. — Задержки бывают в любой компании, и если мы посмотрим на статистику Росавиации, которая теперь публикуется ежедневно, то мы увидим, что задержки свыше двух часов всё равно присутствуют на рынке.

В Ростуризме подтвердили возможность привлечения иностранных компаний к чартерам «ВИМ-Авиа»
По мнению Горина, ситуация стала в том числе следствием резкого оживления спроса на туристическом рынке как в отношении внутреннего туризма, так и внешнего. Дело в том, что два последних года были для отрасли очень тяжёлыми в связи с тем, что существенно сократилось количество туристических поездок. Годом ранее прекратила свою деятельность авиакомпания «Трансаэро», которая была чартерным перевозчиком. И авиакомпании, ориентированные на туризм, почти поголовно сокращали свои провозные ёмкости. А в нынешнем году они оказались недостаточно готовы к резкому увеличению своих мощностей.

- Те авиакомпании, которые сделали жёсткий контрактинг и претерпели нештатные ситуации в начале сезона, вынуждены были столкнуться с веерными задержками, как это произошло с «ВИМ-авиа», — объясняет Дмитрий Горин. — И ситуация с Bulgaria Air — это продолжение той же истории. Потому что из-за проблем «ВИМ-авиа» Минтранс в виде исключения пошёл навстречу Ростуризму, и туристическая отрасль сейчас имеет возможность использовать иностранные авиакомпании по дополнительным допускам, так как наших самолётов нам попросту не хватает.

По словам экспертов, российские туркомпании и надзорные ведомства со свой стороны сделали всё возможное для быстрого разрешения проблемной ситуации. Хотя лучше всего было бы её предусмотреть и по возможности предотвратить.

- Регулятор должен отслеживать ситуацию на рынке авиаперевозок, — убеждён депутат Виталий Ефимов. — Вот та же обанкротившаяся «Трансаэро» — это же была огромная компания! Что, нельзя было отследить, что она в преддефолтном состоянии? Можно же было! Но, по всей видимости, наши регулирующие органы этим не занимаются. Отчего-то у нас рынок либеральнее, чем в любой стране. Я вообще не знаю, где рынок более либеральный, чем в России.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5081