Бензин станет прозрачнее
Штрафы за продажу некачественного топлива могут возрасти до двух миллионов рублей.
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект Минпромторга об ужесточении оборотных штрафов за продажу суррогатного автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, а также топлива для реактивных двигателей и мазута.
Если документ примут, нечистым на руку автозаправщикам будут грозить немалые штрафы — максимально до двух миллионов рублей и конфискация имущества
НА КАЖДОЙ ВОСЬМОЙ ЗАПРАВКЕ — ФАЛЬСИФИКАТ
По данным Росстандарта, в 2016 году различные нарушения были обнаружены на 18 процентах из проверенных 1536 заправок, причем 12 из них торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств, то есть, по сути, фальсификатом. В 2015 году этот показатель был гораздо выше — 42,5 процента. При этом суррогатное топливо нашли на 12 процентах заправок. Уровень нарушений на нефтебазах составил в прошлом году 21,5 процента против 40 процентов в предыдущем году.
Сейчас Административный кодекс предусматривает штрафы за нарушения требований технических регламентов для должностных лиц в пределах от 10 до 20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Если инициативу примут, то за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива, относящихся к физико-химическим показателям, заплатят штраф в размере одного процента от совокупного размера выручки, полученной от реализации топлива, но не менее 500 тысяч рублей.
За повторное правонарушение предусматривается штраф уже в размере двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией имущества.
При нарушении требований по маркировке, содержанию необходимой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия штрафы составят 100-300 тысяч рублей.
Оборотные штрафы появились в КоАП в мае 2007 года по инициативе антимонопольщиков — как эффективное средство для защиты конкуренции. Методики расчета штрафа привязаны к выручке на определенном рынке.
Росстандарт регулярно проводит проверки качества топлива, в год проверяется 3000 объектов, примерно на 1000 из них выявляются нарушения. В основном это нарушения качества: превышения по сере, несоответствие октанового числа и наличие недопустимых элементов в топливе. А глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что после того как в начале года вступил в силу запрет на производство топлива экологического 3-го класса и ниже, нарушений на АЗС стало меньше. По его словам, из 120 проверенных АЗС нарушения есть на 20.
Еще в октябре 2015 года президент Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭК поручил создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива. По разным оценкам, годовой оборот контрафактного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн. В 2017 году всего должно быть выпущено 39,8 миллиона тонн бензина и более 70 миллионов тонн дизтоплива.
Критична ситуация с дизельным топливом — в среднем по России доля суррогата здесь достигает 25-30 процентов. На сетевых АЗС нарушений меньше, чем на независимых, — 14 процентов против 24 в 2016 году.
Он настроен оптимистично и уверен, что повышение штрафов должно остановить нарушителей закона: «Один раз попадет на деньги, второй раз заплатит огромный штраф и раздумает впредь бодяжить бензин. Служба взысканий судебных приставов у нас тоже работает, поэтому важен не просто факт наложения штрафа, но еще и его обязательная уплата».
И СУРРОГАТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Вред от поддельного топлива отличается в зависимости от примесей. Есть и хорошие подделки, они безвредны. Сейчас различные присадки можно открыто приобрести по прейскурантам химических компаний. Обычно достаточно 11 процентов химической смеси из ароматических углеводородов и сложных эфиров, чтобы вытянуть из АИ-92, так сказать, «девяносто пятый».
В основном суррогатный бензин изготавливают из тех же компонентов, что и настоящий, только меняют пропорции присадок.
Хотя есть и совсем дикие способы изготовления контрафакта, что грозит серьезными поломками мотора. Некоторые пользуются комплексом запрещенных для топлива веществ. К примеру, нафталин повышает октановое число аж на 5-6 единиц, а полученную жижу выдают за 92-й бензин. После заправки может выйти из строя бензонасос и образуется смертельный нагар внутри силового агрегата.
Соединения бензола более дружелюбны, их доливают для смягчения последствий после растворения нафталина. Но самый простой и страшный способ — это долить ацетон. Он повысит октановое число, однако смесь начнет растворять резиновые уплотнители и патрубки, забивая продуктами распада двигатель и топливную систему. После вскрытия мотора внутри можно обнаружить черный осадок.
Продаются такие «сорта» топлива обычно у частников в канистрах, но и на стационарных АЗС сомнительного вида тоже можно нарваться на смертоносный бензин. Как его распознать? Подделка определяется по цвету, запаху и даже на ощупь.
Что делать, если автомобиль вышел из строя из-за некачественного бензина? Необходимо помнить следующее. Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по купле-продаже товара под названием «автомобильное топливо». А эти отношения расписаны нормами Гражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей» (если, конечно, автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).
В этих документах сказано, что продавец АЗС несет полную ответственность за качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя. В статье 14 Закона «О защите прав потребителей» написано: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Чтобы обезопасить себя, лучше пользоваться проверенными АЗС распространенных топливных сетей и сохранять чек до следующей заправки.
Но если неприятность случилась и из-за некачественного бензина пострадал ваш автомобиль, то призвать к ответственности недобросовестных владельцев заправочной станции вполне возможно.
Прежде всего необходимо иметь чек с АЗС — так что после заправки их лучше какое-то время хранить (в противном случае потерпевшему потребуется собрать свидетельские показания). Почувствовав, что двигатель на вновь залитом топливе работает не так, как обычно, необходимо немедленно остановиться, вызвать эвакуатор и отвезти машину на станцию техобслуживания. Туда же заказной телеграммой можно вызвать представителей фирмы, которой принадлежит заправка, для снятия пробы топлива. Факт несоответствия топлива нормативным требованиям поможет определить независимая экспертиза, она же сможет высчитать размер нанесенного ущерба.
С этими документами на руках уже можно подавать претензию руководству заправочной станции; в случае если она будет оставлена без удовлетворения — идти в суд. Правовые отношения между заправкой и водителем регулируются нормами Гражданского кодекса и Законом «О защите прав потребителей».
Так, например, буквально на днях Красноярский краевой суд обязал владельца АЗС выплатить миллион рублей водителю внедорожника — автомобиль был поврежден из-за плохого топлива. Экспертиза показала, что бензин был разбавлен грязной водой.
«К сожалению, не всегда получается так, что люди доходят до суда в случае проблем с машиной из-за некачественного бензина. Лет 10 назад наша общественная организация проводила мониторинг качества бензина, который продают на заправках, это стимулировало их владельцев привести свои дела в порядок», — рассказал «Парламентской газете» глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Он считает, что для неотвратимости наказания нужно сделать так, чтобы тех, кто разбавляет бензин, брали с поличным.
ПРОВЕРКА БЕНЗИНА НА КАЧЕСТВО
Ее может провести любой из нас. Сначала нужно купить несколько сортов бензина гарантированно высокого качества. Потом отлить немного по разным пробиркам и плотно закупорить. Хороший бензин обычно имеет бледно-желтый цвет, а в пробирке становится почти бесцветным. Контрафакт — гораздо темнее. Коричневатая масса — это признак присутствия анилина, который категорически запрещен. Он влияет на образование смол при сгорании. Ароматические углеводороды делают бензин желтым. Другими словами, если бензин АИ-95 не бледно-желтый, то он — некачественный.
Неплохой лабораторией по определению качества бензина является и способность чувствовать оттенки запаха. Благодаря ей можно распознать десятки и даже сотни химических примесей. Если чувствуется сероводород, нафталин или сера, то такой бензин должен насторожить. Но для более точного определения все же стоит сначала запомнить, как пахнет качественный бензин.
Можно ли заливать вместо 95-го бензина 92-й? Самый простой способ определить плотность топлива — это капнуть его на руку. Если капелька не расползается и собирается в масляное вязкое пятно, то это верный признак присутствия добавок. Если же хочется еще проверок, то после нескольких сотен километров можно выкрутить свечу из двигателя и посмотреть на цвет пригара. Красный — это признак ферроценов, популярной присадки. Такой же красный нагар образуется и внутри мотора вашего автомобиля.
Как фальсифицируют топливо
Современные «бодяжники» топлива пошли значительно дальше знаменитого Василия Алибабаевича из культового фильма «джентльмены удачи», который разбавлял бензин ослиной мочой. Они пускают в ход все, что горит: сырье для нефтепереработки, стабильный бензин, газовый конденсат с добавлением продуктов коксохимических производств для повышения октанового числа. И затем базовое «сырье» для того, чтобы придать топливу нормальный вид, чаще всего добавляют различные «ингредиенты».
БЕНЗИН
Тетраэтилсвинец. Добавление раствора тетраэтилсвинца (ТЭС) позволяет увеличить октановое число на 5-10 единиц. Например, этилированный бензин АИ-98 долгое время создавался добавлением ТЭС к бензину АИ-93. Повышает токсичность, меняет температуру сгорания топлива, что приводит к закоксовыванию поршневых колец, клапанов и отложениям на стенках цилиндров.
Нафталин. Это средство от моли повышает октановое число на 5-6 единиц. Образует значительное количество нагара в топливной системе и кристаллизуется, забивая шланги, бензонасос и форсунки инжектора. Железосодержащие присадки. Способны увеличить октановое число на 3-6 единиц. Превышение концентрации приводит к образованию «ржавого» нагара в цилиндрах, выходу из строя свечей и уменьшению срока службы двигателя.
Соединения бензола. Часто для придания бензину «марки» используют бензол, толуол и другие ароматические углеводороды. Эти соединения, с октановым числом выше 100, намного дешевле ТЭС, да и приобрести их проще, чем тот же нафталин. Бензолосодержащие вещества являются сильными растворителями, которые уничтожают практически все эластичные детали мотора и приводят к активной коррозии.
Метил-трет-бутиловый эфир. Добавление 7-11% метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) в бензины делает из 92-го бензина А95. Атомы кислорода в МТБЭ и в его смеси с трет-бутиловым спиртом (фэтерол) улучшают процесс сгорания топлива, повышая экономичность двигателя. Без дорогостоящих присадок-удержателей за несколько часов МТБЭ испаряется, а октановое число бензина падает — возникает детонация.
Этиловый спирт. При добавлении 5-20% спирта в бензин октановое число растет на 3-8 единиц (из 76-го можно получить 92-й, а из 92-го — А95 уровня «премиум»), при этом улучшается процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя. В бензин можно добавлять только обезвоженный спирт, а он стоит дорого. Иначе смесь быстро распадается и октановое число падает: возникают детонация, стук клапанов.
Ацетон. Совсем нехитрый способ поднять октановое число до требуемого стандартом уровня. Смесь ацетона с бензином вызывает коррозию металла, разъедает сальники и прокладки.
ДИЗЕЛЬ
Основные случаи подделки дизеля связаны с продажей топлива сельхозназначения под видом дизеля для современных автомобилей. А в холодный период под видом «зимнего дизеля» (не замерзает при отрицательных температурах) продают летнее дизтопливо (застывает уже при минус пяти). Бывали случаи, когда под видом дизтоплива продают даже отработанные масла.
Бензин и керосин. Популярный способ сделать из летнего дизтоплива зимнее — добавление туда бензина или керосина, это предотвращает выпадение парафинов и дизель не замерзает при низких температурах. Если с бензином или керосином переборщить, они смывают масляную пленку с блока цилиндров. Последствия — капремонт двигателя.
Сера и примеси. При недостаточной очистке дизтоплива в нем остается много серы и смолистых веществ. Приводит к повышению температуры сгорания в двигателе, в результате нарушается его нормальная работа, остаются несгоревшие остатки. Результат — образовывается нагар в насос-форсунках и их подклинивает.
Ещё материалы: Сергей Жигарев