Банкиры больше не смогут скрывать условия займов на баннерах и в интернете

Любые платежи заемщика должны будут включать в полную стоимость кредита при рекламе услуг кредитных организаций

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 19 июля 2023 года

19.07.2023 15:14

Автор: Валерий Филоненко

Банкиры больше не смогут скрывать условия займов на баннерах и в интернете
  © Константин Михальчевский/РИА Новости

Рассказывать потенциальным клиентам о низких процентных ставках при помощи метровых цифр на рекламных площадях, при этом прописывая маленькими буквами условия получения займа, кредиторы больше не смогут. Теперь банки обязаны будут в рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать таким же шрифтом рядом со ставкой и диапазон значений полной стоимости кредита, включающей в том числе сумму страховки заемщика. Такой закон, ранее принятый Госдумой, Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 19 июля.

Все должно учитываться

Действующие нормы не всегда позволяют правильно квалифицировать платежи заемщика за дополнительные услуги для расчета полной стоимости кредита (ПСК). И такую правовую неопределенность недобросовестные банкиры интерпретируют на свой корыстный лад, нередко утаивая от клиентов важную информацию о дополнительных условиях. Между тем человеку, прежде чем подписать договор, важно точно оценивать расходы по обслуживанию долга и делать осознанный выбор в пользу того или иного финансового продукта.

Представляя закон на пленарном заседании, автор инициативы, вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев пояснил, что нововведение предусматривает включение в расчет ПСК любых платежей заемщика в пользу кредитора или третьих лиц, «в том числе по оплате их услуг, предлагаемых заемщику при предоставлении потребительского кредита». Закон относит к таким платежам не только те, что предусмотрены в кредитном договоре, но и другие, от которых фактически зависят условия займа — ставка, срок и так далее. В частности, это может касаться страховки жизни и здоровья или страховки автомобиля, выступающего залогом по кредиту.

Если в кредитном договоре несколько процентных ставок, стоимость кредита следует указать исходя из максимальной и минимальной ставки. Это позволит сделать кредитование более прозрачным для потребителей, уточнил Николай Журавлев.

Закон также снижает риск навязывания дополнительных услуг и расширяет возможности отказаться от них. Кредитор будет обязан направить заемщику уведомление с перечнем услуг, на которые клиент дал согласие, и предельным сроком для отказа. Этот срок увеличивается с 14 до 30 дней. Услуги, не связанные с кредитом, но проданные вместе с ним должны оформляться отдельным заявлением. Правила возврата денег за ненужные услуги распространяются также на товары и работы.

Кроме того, вводится запрет на рекламу финансовых продуктов, когда кредиторы привлекают клиентов низкой процентной ставкой, но не акцентируют внимание на условиях ее получения. Теперь банкиры обязаны будут в своей рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать рядом со ставкой диапазон значений ПСК таким же шрифтом.

Большинство норм закона вступит в силу через 180 дней после опубликования, положение о рекламе — через 90 дней.

Читайте также:

• Мобилизованные смогут уйти на кредитные каникулы дважды

Нечитаемый шрифт наказуем

Принципиально важно, чтобы в отношении кредитных договоров не было двойных толкований, считает соавтор закона, глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Причем уже сейчас действующие нормы в определенных ситуациях гарантируют потребителю финансовых услуг защиту. К примеру, плохо читаемый мелкий шрифт в кредитном договоре — это вполне реальное основание обратиться к правозащитникам или даже в суд, пояснил депутат «Парламентской газете».

«Если условия договора прописываются, то все существенные моменты документа должны быть обозначены специально выделенным шрифтом и представлены для ознакомления. Если кто-то этого не сделал, то на него можно подавать в суд и этот процесс будет выигран», — пояснил депутат.

Впрочем, уточнил глава комитета, сначала можно обратиться в специально созданную службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ. Здесь рассматривают жалобы потребителей не только на кредитные организации, но и на страховые компании, МФО и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Так или иначе, но замеченная в нарушениях финансовая организация должна будет вернуть клиенту деньги и выплатить штраф, при этом исправив подходы к оформлению документов, отметил Анатолий Аксаков.

Правда за нами