Банкета не будет
Со следующего года начнет действовать новый закон о госзакупках. Кто-нибудь умерил свои аппетиты?..

Как для кого, а для меня чтение сайта госзакупок или портала «За честные закупки» представляет собой увлекательнейшее занятие. Чего только ни покупают за казенный счет наши государственные конторы и ведомства, предприятия и корпорации! Тут и хрустальные вазы, и массажные кресла с функциями «кулачковый», «разминающий», «похлопывающий», и часы с бриллиантовой крошкой (почему сразу не с бриллиантами?), и медные самовары с гравировкой, и дубовые письменные столы.
Иногда некоторые заказы ввергают в недоуменный ступор. Скажем, трудно взять в толк, зачем понадобилось скромному городскому поселению Наро-Фоминск приобретать джакузи почти за миллион рублей, заказанное ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»? Во-первых, что это за джакузи такое, судя по цене, золотое? Во-вторых, куда его будут в офисе ставить, кто будет им пользоваться и когда? Представляю: трудится тамошний директор филиала в поте лица своего в кабинете над улучшением качества электрической связи, утомился, пот со лба, а тут в соседнем помещении джакузи. И помыться, и напряжение снять. Гостей в конце концов пригласить не стыдно.
Можно, конечно, долго иронизировать над чиновными благоглупостями и вопиющей нескромностью заказчиков. Можно проникнуться праведным гневом по поводу вызывающего поведения руководителей государственных учреждений и предприятий, тратящих деньги налогоплательщиков на всевозможные «игрушки», особенно в условиях, когда стране приходится нелегко — запреты и ограничения со стороны Запада сыплются как из рога изобилия. Но жизненный опыт подсказывает, что вряд ли общественное возмущение умерит аппетиты тех, кто привык хорошо жить за чужой счет.
В последние пять-шесть лет тема комфортной жизни чиновников на широкую ногу (подарки, сувениры, банкеты, пиар, автомобили, телефоны, планшеты и прочее) у всех на слуху. Она широко обсуждается в Интернете, средствах массовой информации, на кухнях. На высшем уровне принимались решения, ограничивающие запросы чиновничества. Со следующего года начнет действовать новый закон о госзакупках. И что? Кто-нибудь умерил свои аппетиты в преддверии завинчивания гаек? По-прежнему тексты так называемых сомнительных объявлений о тендерах полны скрытых догадок, подводных течений, чиновного апломба,
туманных намеков на откаты и неприкрытого надувательства — «скромнее в желаньях» вопреки утверждениям некоторых экспертов-оптимистов наше высокое начальство, увы, не стало.
Но сейчас, думается, нам представляется уникальный шанс избавиться от привычки жить и обустраивать свою работу за чужой счет.
Если санкции заставляют нас жить по средствам, опираться на собственные силы, налаживать отечественное производство многих товаров, экономить бюджетные средства, то почему бы нам не ограничить и свои потребительские предпочтения, не затянуть пояса всем? Может быть, именно санкции подтолкнут нас к мысли, что негоже в трудные времена за государственные деньги покупать шикарный «Мерседес-Бенц» или пышно отмечать корпоративные юбилеи?
Больше чиновников, больше расходов
Есть смутная надежда, что санкции заставят, наконец, вплотную заняться проблемой роста армии российских чиновников. Из года в год на эту тему ведутся громкие дебаты как на уровне исполнительной, так и законодательной власти, но ситуация лишь ухудшается. Численность работающих только в центральных органах власти госслужащих по сравнению с 2010 годом подросла и сейчас составляет почти сорок тысяч человек. И это лишь около десяти процентов от общего числа служащих. Как подсчитал первый заместитель Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, на десять тысяч россиян приходится 172 госслужащих, то есть с учетом 140 миллионов человек населения в стране насчитывается около 2,4 миллиона чиновников. «Получается, что 58 россиян кормят одного из них»,— утверждает депутат. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы» предложила даже прибегнуть к радикальному сокращению числа служащих, как она выразилась, «рубануть один раз», дабы сразу на 50 процентов сократить количество федеральных чиновников в регионах. Видимо, сильно «достала» ее эта не решаемая годами проблема. «Поверьте, никто даже не заметит в регионах, что в два раза сократилось количество федеральных чиновников, — обратилась она к министру финансов Антону Силуанову.
—Не нужны они сегодня в таком количестве». Да и накладно кормить такую ораву людей, пишущих справки, дающих распоряжения и разрешения, перебирающих бумаги.
В регионах положение ничуть не лучше. По словам главы верхней палаты парламента, в Тульской области на одну тысячу региональных чиновников приходится четыре тысячи федеральных, исключая силовые структуры. В Новгородской области, по данным местного статистического ведомства, общая численность госслужащих, чиновников и работников местного самоуправления на конец минувшего июня составила свыше десяти тысяч человек, или почти пять процентов от численности работающих в организациях экономики региона. Государственных, гражданских и муниципальных служащих стало больше на 48 процентов. А штат федеральных чиновников вырос сегодня почти в два раза! Годом ранее их было 3898 человек, теперь — 7477.
Между тем намерения властей были на первый взгляд самыми серьезными. Российское правительство планировало, что в течение трех последних лет штаты будут сокращены на двадцать процентов. Однако, по данным Росстата, к концу прошлого года было урезано всего восемь процентов. Причем уменьшение произошло в основном по причине того, что убрали многие свободные ставки. Если такие темпы останутся, то о выполнении поручения премьер-министра Дмитрия Медведева по сокращению численности госслужащих на десять процентов в 2015 году можно забыть напрочь. Выясняется, ряд министерств и ведомств к намеченной дате даже не представили свои предложения по решению этой проблемы.
Или, к примеру, недавно упразднили три федеральных ведомства: Минрегион, Рособоронзаказ и Рособоронпоставки. Но количество госслужащих осталось прежним. Формально они уволены, но все будут в обязательном порядке трудоустроены, как велит закон, в других госструктурах. Следовательно, на деле никакого сокращения не произошло. Растут и материальные аппетиты чиновничества. Как говорят те же статистические сводки, зарплата госслужащих в прошлом году увеличивалась почти втрое быстрее, чем у рядовых россиян. Среднемесячная заработная плата в первом полугодии этого года, по сообщению Росстата, выросла на 32,6 процента — до 92 тысяч рублей. В уже упомянутой Новгородской области средний заработок федеральных государственных служащих подрос за год на треть и ныне составляет почти 40 тысяч рублей. Не намного отстают и зарплаты областных чиновников — 38 760 рублей.
Вывод очевиден: сокращение численности чиновников, заморозка их заработных плат, и без того неоправданно высоких, автоматически вызывают сокращение расходов бюджета. Эксперты давно предлагают сэкономленные средства пустить на повышение доходов других работников, получающих деньги из бюджета, — учителей и врачей. В последнее время их зарплаты после широко разрекламированного повышения прекратили расти.
Не в чести нечестные закупки
Другая сфера экономии казенных денег — госзакупки. На портале проекта «Честные закупки» насчитал несколько сотен тендеров, вызывающих сомнения в их обоснованности и прозрачности. По выкладкам его авторов, с 1 сентября прошлого года было выявлено 388 сомнительных закупок на сумму более 155 миллиардов рублей. Как видим, суммы огромнейшие. Только за одну неделю эксперты этого проекта, активисты Общероссийского народного фронта, участвовавшие в международном молодежном форуме «Таврида» в Крыму, обнаружили 34 сомнительных тендера на общую сумму свыше 1 200 000 рублей.
Не счесть числа заказам и на покупку роскошных и эксклюзивных подарков, приобретаемых региональными и муниципальными чиновниками. Участники форума за период с начала этого года по настоящее время нашли 18 подобных закупок на сумму в почти 32 миллиона рублей. Изделия из хрусталя, бронзовые скульптурки, малахитовые настольные наборы, золотые часы, телефоны — фантазия чиновников, оказывается, бьет через край. Скажем, брянские товарищи желают приобрести, наверное, для лучшего исполнения своих обязанностей, хрустальную шапку Мономаха и три хрустальных «Яйца на плитке», а тамбовские — 74 хрустальных бокала со светомузыкальным эффектом и с мелодией марша «Прощание славянки».
Как выявил мониторинг госзакупок, проведенный ОНФ, только за период с конца прошлого года по весну нынешнего обнаружено нарушений на несколько сотен миллионов рублей. Так, Федеральное госучреждение «Управление капитального строительства №900» при Федеральном агентстве спецстроительства купило Audi А8, выложив за него шесть миллионов рублей. Московский областной суд весной этого года стал собственником BMW 7-й серии почти за три миллиона рублей, а Калининградская областная таможня в конце прошлого года закупила Audi A6 за 3 миллиона 400 тысяч рублей.
Надо сказать, закупка дорогих автомобилей — ахиллесова пята высокопоставленного российского чиновника. За возможность ездить на комфортабельном авто он будет биться до последнего. Вроде бы запретили закупки автомашин иностранного производства для госслужащих и государственных нужд, о чем говорит постановление, недавно подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, но этот запрет касается лишь транспортных средств, не производящихся на территории России. А вот на иномарках, выпускаемых в нашей стране, разъезжать можно. И никого не волнует факт, что, хоть и собираются они на российской земле, эти машины не отечественные. Не наши технологии, идеи, разработки. Цена у них, кстати, не намного ниже чисто импортных брендов, поставляемых из-за рубежа.
Одним словом, как ездили «слуги народа» на дорогих авто престижных иностранных марок, так и будут ездить впредь. Как покупали в служебное пользование автомобили представительского класса, так будут и далее покупать. Не думаю, что качество БМВ, собранного в Баварии или Малайзии, резко отличается от качества своих «собратьев», которые поставили на колеса работники калининградского «Автотора». Суть от такой рокировки не меняется: и те, и другие дорого обходятся бюджетному кошельку.
Миллион — и не рублем больше
В ходе летней экспедиции ОНФ «Россия-2014» (от Владивостока до Крыма) ее участники выявили многочисленные факты злоупотреблений, совершенных мэрами городов. Значительное их число ездит на «Мерседесах» и «Лексусах», купленных, разумеется, на бюджетные деньги. Между тем социально-экономическое положение ряда регионов перебивается «с хлеба на воду». «Простых граждан, с которыми мы встречались, возмущает то, что начальники разных уровней во власти разъезжают на очень дорогих автомобилях, когда многие социальные вопросы, в том числе ремонта дорог, в городе не решены», — поделился впечатлениями с журналистами руководитель экспедиции, депутат Госдумы Александр Васильев. Депутат привел конкретные примеры. Мэр Хабаровска ездит на люксовой модели автомобиля Lexus. Главы Ленинского района Подмосковья, Балашихи Московской области, Нижнего Новгорода — на Mercedes S-класса, Красноярска и Новосибирска — на Audi А-8, Тюмени и Уфы — на Toyota Land Cruiser 200. Стоимость таких автомобилей, как известно, пять, а то и более миллионов рублей.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев предлагает запретить приобретение для органов государственной власти всех марок автомобилей «враждебных» стран. «Мы не можем ни из моральных, ни из экономических соображений покупать для госнужд автомобили у стран, которые оказывают давление и вводят санкции в отношении нас, — говорит он. — В мире есть китайский, корейский автопром. И наше производство при таком решении будет более активно развиваться».
Впрочем, согласно выводам экспертов «За честные закупки», которые проанализировали около двухсот конкурсов, проводившихся с 1 сентября прошлого года, аппетиты российских чиновников значительно поубавились. Они стали реже приобретать дорогие служебные машины. Из списка закупаемых для госслужащих машин, в частности, исчезли Mercedes-Benz стоимостью более пяти миллионов рублей. Однако законодательное добро на приобретение автомобиля по предлагаемой максимальной стоимости служебных авто на уровне трех миллионов рублей не решает проблемы огромных расходов бюджетных средств на транспортные услуги.
Это говорит о необходимости четкого определения не только цены, но и количества ездоков-начальников, сокращения числа тех, кто имеет право пользоваться служебной машиной с водителем. Многие вполне могут самостоятельно управлять автомобилем, как это делается во многих странах. Таких парадов служебных авто с тоскующими водителями, какие наблюдаются на стоянках возле наших министерств и ведомств, нет нигде в мире.
По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, должна быть установлена четкая градация по закупкам авто — в зависимости от ранга чиновника. Восемьдесят процентов госслужащих, полагает законодатель, могут обойтись автомобилями стоимостью до одного миллиона двухсот тысяч рублей, а машины ценой свыше трех миллионов должны приобретаться только для крупных руководителей на уровне глав министерств.
И все же большая группа законодателей считает, что и три миллиона — перебор. Может, для более богатого региона, живущего не за счет дотаций, бюджет и позволяет приобретать дорогостоящие авто, но в других регионах это необоснованная во всех отношениях трата государственных средств. Предлагается ввести ограничения в два миллиона рублей, а остальным категориям — в пределах одного миллиона. Пару лет назад депутаты-коммунисты выдвигали инициативу ограничить стоимость автомобилей, покупаемых для чиновников за счет налогоплательщиков, примерно такой планкой, но депутатскому начинанию резко воспротивилось Минэкономразвития. Якобы внесение таких поправок не решает проблему в комплексе, поскольку чиновники покупают для рабочего пользования многие другие дорогостоящие товары. Но с чего-то ведь надо начинать?
Не требуйте продолжения банкета
Другая чиновничья слабость — банкеты. «Кто не пьет? Назови! Нет, я жду!» — с пафосом вопрошал герой Леонида Броневого в «Покровских воротах». Смысл этого вопросительного восклицания, идущего от возмущенного сердца Велюрова, заключался в том, что не стоит человека обвинять в пьянстве на рабочем месте. Не он виноват — среда. Все пьют. Если не принимать во внимание попытку певца советской парковой эстрады найти оправдание своей пагубной страсти, действительно пьют.
Однако пьют далеко не все. «Русское пьянство» — один из самых распространенных мифов о нашей стране. Но, смею заверить, стоит нашему человеку сказать, что выпивка дармовая, даже ярый борец за трезвость задумается, а надо ли так жестоко истязать себя воздержанием? Другой киношный герой, тот, что из «Бриллиантовой руки», утверждал, что за чужой счет пьют даже язвенники и трезвенники. Есть тут, правда, одно «но». И очень существенное. Одно дело пить за свои, совсем иное — на казенные деньги. Привычка «хлопнуть по рюмашке» за чужой счет вошла в кровь и плоть российского чиновника. Хотя в последние годы банкеты во многих госучреждениях стали намного скромнее, столы уже не ломятся и спиртное не льется рекой, традиция погулять «на халяву» живет и здравствует. Вот ОАО «Научно-производственное предприятие «Буревестник» готово выложить более двух миллионов рублей на проведение банкетного обслуживания корпоративного мероприятия в честь своего 55-летнего юбилея. ОАО трубопроводного транспорта нефтепродуктов г. Москвы пожелало провести фуршет и банкет с полным обслуживанием почти за миллион рублей. И таких примеров, размещенных на сайте госзакупок, великое множество.
По мнению депутата Госдумы Вадима Соловьева, никакие банкеты за госсчет в принципе недопустимы — зарплата чиновников позволяет за свои деньги отметить, к примеру, Новый год. Однако, как он считает, представительские расходы на мероприятия по приему иностранных делегаций, по награждению правительственными орденами и медалями должны остаться. Нужно, утверждает он, строго регламентировать список таких мероприятий и прописать минимальный размер представительских расходов. Такого же мнения придерживаются, судя по откликам в прессе, и многие другие законодатели. Однако пока дальше благих пожеланий дело не идет.
В Общественной палате предлагают более мягкий, «патриотичный» вариант. Для банкетов чиновников и других протокольных мероприятий нужно, мол, закупать преимущественно отечественную алкогольную продукцию. Посыл, видимо, такой: ударим ответными санкциями по европейским производителям винно-водочного бизнеса. Пусть захлебнутся в собственном вине и виски, как, допустим, поляки, которые уже давятся своими яблоками, поедаемыми в знак протеста. Стало быть, «Столичную» пить можно за госсчет, а «Выборову» — никак нельзя. «Эвианом» запивать запрещается, а «Шишкиным лесом» — пожалуйста, пейте на здоровье.
Однако проблема существования банкетов за государственный счет никуда не делась. К тому же после недавнего повышения цен импортное зелье стало даже дешевле многих отечественных алкогольных напитков. Так что расходы не уменьшатся, а в ряде случаев даже увеличатся. И будем откровенны, производство отечественного спиртного совсем не тот бизнес, который надо поддерживать и ограждать от внешней экономической экспансии. Нужно в принципе решить: продолжать ли нам практику праздничных и юбилейных застолий за счет государства или окончательно ее прекратить, за исключением приемов на высшем уровне?
На фоне беспрецедентного экономического давления из-за рубежа без ограничения численности чиновников, роста их зарплат, сокращения расходов на содержание аппарата, снижения бюджетных трат не обойтись. Некоторые эксперты предлагают создать специальную госпрограмму по всеобщей экономии бюджетных средств в условиях санкций. Всем пора затягивать пояса. И в первую очередь чиновникам. Тем, кто должен подавать пример.