БАМ устремился в будущее, оставляя своих первостроителей в бараках прошлого

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира набирает скорость и силу.

Даже в кризисные годы объем грузоперевозок по ней прирастает намного быстрее, чем по другим железным дорогам страны. Перспективы самые заманчивые — стать международным транспортным коридором для стран АТР самым коротким и надежным мостом между Европой и Азией и опорой развития востока страны. Крупнейший советский инфраструктурный проект стоимостью 18 миллиардов тех полновесных рублей в 90-е попал под яростную атаку постсоветских экономистов и политиков. «Стройку века» превратили в «аферу века», в «монстра социализма», «символ застоя» — в «памятник гигантомании». 

БАМ устремился в будущее, оставляя своих первостроителей в бараках прошлого 1 сентября 1984 года. Станция Куанда. Торжества на месте укладки последнего «золотого» звена Байкало-Амурской магистрали. Фото_РИА_«НОВОСТИ»

СТРОИЛИ ВСЕМ МИРОМ

Приговор главного экономиста нынешней России Егора Гайдара: «Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь, подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически совершенно бессмысленный… Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: а зачем мы строим эту дорогу? Что собираемся возить по ней и в какую сторону?»
Что, куда и когда возить, было расписано в советском проекте. Впрочем, еще в конце XIX века Русское техническое общество обосновало необходимость железной дороги по северной окраине Байкала до Тихого океана. Контуры магистрали обозначило еще в 1928 году постановление Совета труда и обороны (СТО) о перспективах развития железнодорожного строительства. В 1930-м Далькрайком ВКП(б) обратился в ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР с предложением о проектировании железной дороги к Тихому океану. В документе впервые прозвучало ее имя — Байкало-Амурская магистраль (БАМ).
Он был столь же необходим, как и финансово, технически недоступен. Только в апреле 1972 года началось строительство «малого БАМа», линии БАМ (есть такая станция) — Тында. В апреле 1974-го на стройку прибыл отряд добровольцев имени XVII съезда ВЛКСМ, объявившего БАМ всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 8 июля 1974 года ЦК КПСС и Совмин приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Эта дата — ее официальный день рождения.
БАМ, используя современную технологию, стал национальным мобилизационным проектом, поднявшим целое поколение молодежи: «Слышишь: время гудит — БАМ!» Более 150 комсомольско-молодежных отрядов со всей страны, десятки тысяч отборных бойцов «высадились» на трассе.
Все союзные, автономные республики имели свои зоны ответственности на трассе. Во всесоюзной стройке участвовало более двух миллионов советских граждан 70 национальностей.
В сентябре 1984 года «золотой стыковкой» — соединением восточного и западного участков празднично закончили небывалую стройку. Окончательное завершение состоялось через девять лет вводом в постоянную эксплуатацию Северомуйского тоннеля — самого протяженного в России, 15 343 метра, и пятого по протяженности в мире.
 

А МИМО ПРОЛЕТАЮТ ПОЕЗДА

27 октября 1984 год. Торжественное открытие сквозного движения на БАМе на восточном участке Байкало-Амурской магистрали
27 октября 1984 год. Торжественное открытие сквозного движения на БАМе на восточном участке Байкало-Амурской магистрали  
Фото РИА «НОВОСТИ»
Непременная составляющая новых магистралей — поселки из вагончиков, домов контейнерного типа, балков вдоль трассы. Временное жилье, даже типовое, промышленного изготовления, предназначалось для геологов, изыскателей, строителей. По техническим нормативам оно может эксплуатироваться пять-семь лет. Вполне достаточно — в большинстве случаев поселки «двигаются» вместе с трассой. С вводом БАМа в эксплуатацию часть строителей продолжала заниматься его развитием, часть собиралась переехать на другие объекты.
БАМ становился опорой освоениям территории площадью 1,5 миллиона квадратных километров. На ней планировалось сформировать 11 промышленно-территориальных комплексов, освоить богатейшие месторождения минерального сырья и углеводородов, к каждому из них предстояло проложить железнодорожные артерии. Впереди ждала работа не на годы на десятилетия.
В 90-х дорога практически встала. Разрушающейся под ударами гайдаровских реформ экономике она была не нужна, как и весь транспорт — речной, морской, Северный морской путь, Волго-Балт, да и Транссиб потерял и скорость, и обороты грузов. Распались мощные специализированные организации. Десятки тысяч рабочих так и остались в вагончиках, щитовых домах- контейнерах, во времянках на обочине стальной колеи — уезжать им было некуда и не на что.
Жизнь опровергла неправедный убийственный приговор БАМу. Восстанавливающаяся в 2000-е экономика вновь запустила его. Уже к 2010 объем грузоперевозок в полтора раза превысил уровень 1990-го и достиг 12 миллионов тонн в год. Среднесрочная перспектива магистрали — 50 миллионов тонн грузов в год, дальнесрочная — 100 миллионов тонн. Разворот России на Восток — к Китаю, странам АТР — был бы просто невозможен без него. В 2013 году Владимир Путин поручил Правительству подготовить предложения о реконструкции и модернизации Транссиба «БАМа». Встал вопрос о БАМе-2.
В июне 2014 года РЖД празднично отметила 40-летие легендарной магистрали. В ее столицу — Тынду — прилетели руководители всех бамовских территорий. Здесь же встретились поезда, доставившие ветеранов с восточного и западного участков трасс. Изюминкой юбилея стал телемост между собравшимися на стадионе «БАМ», ровеснике магистрали, и Москвой — президентом Владимиром Путиным, который заявил: «БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-техническое значение имел, и народно-хозяйственное. Требовала огромного напряжения сил от всего государства и прежде всего от тех людей, которые там работали. Они совершили трудовой подвиг — это без всякого сомнения».
Президент заверил: БАМ будет развиваться, наращивать мощь.
На его модернизацию направлены огромные деньги. И в подтверждение президентских слов — кадры укладки «серебряного звена» на перегоне Таксимо — Лодья — старт «БАМа-2»! 
 

НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ПОСТОЯННОГО, ЧЕМ ВРЕМЕННОЕ?

На этом праздничном телемосте прозвучала самая острая бамовская проблема - переселение первостроителей из обветшалых, разваливающихся домов-контейнеров. Об этом напомнил легендарный бригадир монтеров пути, Герой Социалистического Труда Александр Бондарь. Он попросил президента помочь его состарившимся строителям, вынужденным все эти 40 лет выживать в условиях, малопригодных для проживания…
Количество составов, пролетающих мимо поселков, полустанков, станций, напрямую связано с количеством бамовцев, перебравшихся из непригодных квартир в нормальные. Реально к переселению приступили в 2011 году. Как уточнил председатель Народного хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиев, за 2011-2016 годы времянки покинули 1624 семьи: 1545 из них получили сертификаты (социальные выплаты) для приобретения квартир, для 79 они были куплены. Общие затраты, по его словам, составили 2,8 миллиарда рублей (1,7 миллиарда из федерального бюджета, 1,1 миллиарда из республиканского).
По зоне БАМа в целом за 2011- 2015 годы по программе «Жилище» ветхое и аварийное жилье покинули 6200 семей, при плане 9890. Не добрали «к результату» около 30 процентов.
Мало это или много? По информации регионов, на 1 января 2015 года в непригодных домах находится около десяти тысяч семей. То есть за 30 лет после ввода в эксплуатацию магистрали с ее временками рассталась треть их жителей. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Варфоломеев считает: «БАМ был всесоюзной ударной стройкой, а расселять ее временные поселки почему-то должны регионы, у которых для этого нет ни сил, ни средств…»
С ним невозможно не согласиться. Иркутская, Амурская области, Бурятия, Забайкальский край - дотационные регионы. Все они и в первой десятке субъектов Федерации по объему ветхого и аварийного жилья. Пополнять очередь ветеранами-бамовцами ни у кого желания, да и права, нет. Их щитовые дома когда-то в основном были ведомственными, а стали с исчезновением ведомств ничейными. Местные же и региональные власти отвечают «за муниципальное население»! Им при обилии своих проблем лишние, понятно, не нужны.
Все регионы участвуют в программе «Жилище», имеющей подпрограмму, непосредственно направленную на переселение первопроходцев из времянок, полученных при строительстве БАМа. Но опять-таки программа и подпрограмма охватывают только муниципальные дома. Значит, времянку сперва нужно поставить на муниципальный баланс, присвоить ей статус ветхой или аварийной, как-то закрепить за проживающей семьей. Только после предварительных процедур станет возможной главная — включение семьи в подпрограмму переселения — в очередь на экономквартиру (или дом).
Как результат, около половины бамовских времянок (на 1 января 2015 года 46 процентов, а с тех пор мало что изменилось) все еще ничейные, в реестры не занесенные, и потому трудно определиться с реальной потребностью в жилье.
«Необходимо пересилить из времянок 4,3 тысячи семей ветеранов БАМа. Это официальная цифра — она указана в документах правительства Бурятии, Народного хурала. Она оспаривается федеральными министерствами как завышенная. У каждого из них свои сведения, которые значительно не совпадают между собой, у регионов — свои. Называются разные количества семей, нуждающихся в переселении, разные объемы необходимого финансирования», — рассказывает Александр Варфоломеев.
Прошу его объяснить еще одну странность. Переселение бамовцев ведется по нескольким программам, основанным на различных правовых нормах. По условиям одной квартиры для переселенцев можно приобретать только в границах поселения, в котором находилось аварийное жилье. Другая же программа позволяет приобретать квартиры и в иных населенных пунктах. Но выдвигается другое жесткое требование — дома должны быть признаны непригодными до 1 января 2012 года…
«Это требование Жилищного кодекса, — поясняет сенатор. — Убежден, необходимо изменить соответствующую статью в нем, чтобы снять неоправданное, для северных регионов во всяком случае, ограничение. У нас мало строится — нет готовых площадок с инженерным обеспечением. Очень ограничен вторичный рынок жилья. Моя позиция проста: необходимо точно учесть всех, кто имеет право на переселение по всем программам и привести законодательные нормы в соответствие с реальностью.
Есть еще одно обременяющее обстоятельство — закон об охране озера Байкал. Любое строительство на примыкающей к нему территории придется пару лет согласовывать и еще столько же времени сдавать комиссии. Так что самый простой, экономящий время и деньги выход — выдавать бамовцам пособия для покупки квартиры там, где им самим понравится. Напомню, из 1624 семей 1545 (96 процентов) выбрали сертификаты. Предпочтения очевидны.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин (он — заслуженный строитель Российской Федерации, кандидат технических наук) профессионально считает, что сама Бурятия не сможет подготовить нужное количество жилья для бамовских переселенцев. Поэтому он поддерживает инициативу республики внести поправку в программу «Жилище» о возможности предоставления им квартир и в других населенных пунктах.
Теперь о деньгах и сроках. В этом году Бурятии на переселение выделено 351,2 миллиона рублей — 325,8 миллиона из федерального бюджета и 25,4 миллиона из республиканского. Эти средства позволят расселить 170 семей, а не 214, как рассчитывали. По 325 миллионов рублей Минстрой выделит в 2018 и 2019 годах. Соглашение об этом министерство подписало с республикой. Умножаем 170 на 3 и получаем: за три года по программе «Жилище» с времянками расстанется 510, а требуется переселить 4,3 тысячи семей. Очередь из 3800 семей перейдет на 2020-й и последующие годы. И не только Бурятия такая невезучая?
«В прошлом году нам удалось помочь 33 бамовским семьям. В этом переселим столько же. Краевой бюджет выделил 30 миллионов рублей, федеральный — 37 миллионов. Ждут же переселения 403 семьи. При таких темпах с бамовскими времянками покончим лет через 15, а это недопустимо», — поделился расчетами председатель Законодательного собрания Забайкальского края Игорь Лиханов.
 
Леонид Левицкий 
 
БАМ: Легендарная стройка

Просмотров 313

03.05.2017

Популярно в соцсетях