Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

«АвтоВАЗ» предложил увеличить утильсбор до миллиона рублей

Китайские автопроизводители вытесняют российских с отечественного рынка

16.04.2024 15:49

Автор: Дмитрий Литвинов

«АвтоВАЗ» предложил увеличить утильсбор до миллиона рублей
  © Александр Демьянчук/ТАСС

С конвейера «АвтоВАЗа» в 2023 году сошло рекордное количество автомобилей, при этом доля производителя на рынке в денежном выражении снизилась. Все из-за агрессивной экспансии китайских концернов, которые, пользуясь выгодными условиями, расширяют продажи своих машин в России. Выход президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов видит в постепенном увеличении утилизационного сбора — это мотивирует иностранных производителей вкладываться в локализацию своих машин в России. В Совете Федерации инициативу поддержали, однако там считают, что и отечественным компаниям не следует  ждать у моря погоды: им нужно не просто улучшать качество уже существующих моделей, а ежегодно предлагать потребителям новые. Только так получится выиграть гонку с гигантским китайским рынком. «Парламентская газета» узнала подробности.

Автопром рекордов

После трехкратного сокращения производства легковых автомобилей в 2022 году отечественный автопром в прошлом году показал рекордный рост. Производство выросло на 10 процентов, а продажи — в два раза. Всего в 2023 году было продано 975 тысяч автомобилей, а с учетом серого импорта — больше 1,1 миллиона машин, рассказал Максим Соколов на заседании Комитета Совфеда по экономической политике 16 апреля.

На долю «АвтоВАЗа» пришлось 375 тысяч проданных машин, что на 70 процентов больше, чем в 2022 году. Доля бренда в общем объеме продаж составила рекордные за два последних десятилетия 35 процентов. Чего не скажешь о деньгах: бренд получает лишь меньше 10 процентов всех доходов рынка. В 2024 году отечественный концерн намерен произвести около полумиллиона автомобилей, то есть еще на треть больше. Но получится ли увеличить долю на рынке в денежном выражении — вопрос открытый.

«Китайцы реализуют программу ценовой экспансии: за счет эффекта масштаба они могут предоставлять огромные скидки на свою продукцию бесконечно, — объяснил президент «АвтоВАЗа». — Скидки в 600, 800 и даже 900 тысяч рублей позволяют им кратно пробивать защитный барьер в виде утилизационного сбора и заходить на наши традиционные рынки».

Школьников научат играть в гольф и бороться с фальсификацией истории

Когда заработают конвейеры

Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который платят для утилизации транспортных средств после их эксплуатации по экологическим нормам. Последний раз индексацию утильсбора в автопроме проводили в августе 2023 года. Ставка сбора на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя выросла в среднем в 1,7-3,7 раза.

Утильсбор на легковушки сейчас составляет в среднем 300 тысяч рублей, что не защищает отечественный рынок от иностранной экспансии, уверен Максим Соколов. Поэтому «АвтоВАЗ» выступил за постепенное увеличение размера сбора. «Для автомобилей с двигателем от одного до двух литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 до 550 тысяч рублей, — сказал Соколов. — Далее показать перспективу увеличения до 660 тысяч рублей в 2025 году, доведя практически до одного миллиона рублей в 2029 году».

Выпускаемые «АвтоВАЗом» машины имеют высокий уровень локализации, некоторые — до 99,5 процента, то есть все оборудование и компоненты для них производятся в России. Это означает загрузку отечественных предприятий и деньги для нашей экономики, объяснил Максим Соколов. «Мы — за конкуренцию, но она не равнозначна: на китайских производителей не давят санкции, действуют комфортные кредитные ставки, — сказал он. — С таким подходом есть риск не перезапустить конвейеры автозаводов в Санкт-Петербурге, Калуге, Подмосковье. Ведь китайцам выгоднее продавать готовые машины, чем запускать предприятия здесь. Пока ни одной инвестиции в производство в России мы не видели».

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Каждый год по новой машине

Интерес зарубежных автопроизводителей к российскому рынку растет, для Китая наша страна стала зарубежным рынком номер один, констатировал глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. «Мы видим их агрессивную политику в области экспансии нашего рынка, — сказал он. — До 90 процентов денежного оборота авторынка вывозится из России. В этой ситуации важно не только поступательно повышать утильсбор, но и действовать глубже. Нужно самим занимать рынок, каждый год выпускать новые автомобили, а не просто улучшать существующие модели».

Все члены экономического комитета поддержали повышение размера утильсбора и готовы направить это предложение в кабмин. При этом не должны пострадать российские автолюбители, отметил зампред комитета Константин Долгов: «Все российские производители это решение поддержали, но и вы не должны сидеть на месте — нужно постоянно повышать качество продукции и ее количество».

Разработать российский семейный автомобиль, которым бы с комфортом могли пользоваться инвалиды, и включить его в перечень необходимых им технических средств реабилитации, предложил член комитета Эдуард Исаков. Прототип такой машины у «АвтоВАЗа» есть, и в мае сенаторы посетят предприятие, где проконтролируют его разработку и планы по выпуску. «Нам нужно создать такой автомобиль, чтобы ни у кого не повернулся язык назвать его инвалидкой, — сказал Исаков. — Чтобы в него спокойно мог войти и самостоятельно выйти человек в инвалидной коляске, при этом он мог бы погрузить в машину коляску, другой багаж и разместить семью».

Читайте также:

• Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов • Ржавеющие кузова и ненадежная электроника: названы слабые места китайских авто