Автопром: сборка в России, прибыль за границей
Производство автомобилей стало ведущей отраслью машиностроения
Станкостроение, гражданский авиапром, энергомаш и легпром, электронное и сельскохозяйственное машиностроение — этот мартиролог отраслей, фактически исчезнувших или влачащих жалкое существование под ударами либеральных реформ, можно продолжать. Особняком стоит, как ни странно, автомобильная промышленность, вернее, та ее часть, что занята производством легковушек, к которым в обывательском фольклоре советских лет было немало претензий и обидных образных сравнений, как правило, несправедливых. Автопром не только выжил, но и достаточно успешно развивается, хотя по общему объему производства не достиг советского уровня.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ОСТАВИЛ ХОРОШЕЕ НАСЛЕДСТВО
Впрочем, нет парадокса в том, что традиционно почитаемая при СССР в отстающих от мирового уровня отрасль успешно сохранилась в рынке. Степень отсталости советского автопрома сильно преувеличена, большую часть существования СССР отрасль успешно и динамично развивалась, занимая в мире ведущие позиции. Первый советский грузовик, как известно, был выпущен в 1924 году на заводе АМО, впоследствии ставшем ЗИЛом, а уже к 1940 году было произведено миллион отечественных автомобилей. Темпы для аграрной страны, прошедшей через Гражданскую войну и неоднократный голод, просто фантастические, В 1940 году было выпущено 145 тысяч автомобилей, при этом легковых — всего 5,5 тысячи. Подобное соотношение в пользу грузовиков и автобусов сохранилось вплоть до начала семидесятых, когда с пуском АвтоВАЗа пропорция выравнялась. Дело в том, что социальная политика в СССР отрицала индивидуализм, в том числе и в сфере пассажирских перевозок: автопром был ориентирован на производство пассажирских автобусов и грузовиков для промышленности в первую очередь. Именно поэтому по производству легковушек к 1990 году СССР занимал пятое место в мире, по производству грузовиков — третье и лидировал в выпуске автобусов. К 1985 году, который неофициально считается последним годом, когда советская экономика действовала в классическом, не отягощенном рыночными принципами виде, производство автомобилей составило 2 миллиона 250 тысяч единиц, в том числе 1 миллион 330 тысяч легковых.
Ругая особенность советского легкового автопрома, вспоминая, что примерно до середины 60-х он держался по качеству и техническому уровню вровень с западными производителями, экспортируя до 85 тысяч автомобилей в год, в том числе значительную часть в Европу и Великобританию. Например, «Москвич-408» стал самым продаваемым авто в Финляндии в 1965, 1966 1968 годах, потеснив близкие по цене «саабы» и «вольво». Сооружались сборочные производства грузовиков в Китае, Румынии, легковых автомобилей — в Польше. В СССР были все шансы, чтобы ворваться на автомобильные рынки с оригинальной продукцией. Но… Сказалось пренебрежение к кибернетике, заложенное по советам ученых — догматиков- марксистов при Иосифе Сталине и активно поддерживаемое Никитой Хрущевым в силу малограмотности.
Западные производители, используя ЭВМ в проектировании, сокращали сроки создания авто, конструировали высокоэкономичные и мощные моторы, получая конкурентные преимущества. И даже строительство Волжского автомобильного завода в Тольятти в 1970 году по лицензии и под наблюдением «ФИАТа» с целью воспроизвести передовые западные технологии и распространить их на остальные автомобильные мощности, ситуацию не изменило. Модельный ряд менялся медленно, а технические усовершенствования в новых авто имели косметический характер.
НЕ БЫЛО СЧАСТЬЯ, ДА РЕФОРМЫ ПОМОГЛИ
Автомобилестроение с падением централизованного советского планирования и поддержки государства, кажется, было обречено стать очередной умирающей отраслью. Отчасти так и получилось: обанкротился знаменитый Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), съежился мощный ЗИЛ, зона рыночной турбулентности долго трепала ГАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ и сопряженные с автомобильным производством моторостроительные, металлургические, химические предприятия. За десятилетку провальных реформ и мошеннической приватизации производство грузовиков упало в 5,5 раза, автобусов — в 10 раз, легковых автомобилей — на 40 процентов.
Однако автопром выжил, вытащив из экономической пропасти смежников и поставщиков. Причина проста: помогли западные инвестиции. Расчет крупнейших мировых автопроизводителей был прост. В России сохранились производственные площади с неплохим базовым оборудованием, привязанные к источникам сырья и смежникам в металлургии и в других отраслях. Есть достаточно квалифицированная и недорогая рабочая сила, а также рынки сбыта внутри России, на территории бывшего СССР и в развивающих странах, а растущие нефтегазовые доходы гарантировали устойчивый спрос россиян на иномарки. Небольшие капиталовложения могли дать очень неплохую прибыль.
Все крупнейшие производители легковых машин в России начали в той или иной форме взаимодействовать с известными мировыми автоконцернами. Начало мощно развиваться и другое направление — создание новых «отверточных» производств, на которых собирали импортированные машинокомплекты и проводили другие несложные операции по выпуску товарных автомобилей. Начиная с 2000 года автопром начинает наращивать потенциал за счет западных инвестиций. С 900 тысяч авто, произведенных в 2000 году, выпуск увеличивается до миллиона 790 тысяч, из них 618,2 тысячи единиц — иномарки, собранные в России. Меняется и структура нового автомобильного парка: теперь большинство составляют легковые автомобили, а на долю грузовиков и автобусов приходится около 18 процентов общего объема производства.
Западные инвесторы охотно вкладывались в производство автомобилей в России: политика Правительства РФ стимулировала привлечение инвестиций. Причина в том, что легковой автопром выгоден по очень многим критериям: приобретение автомобилей стерилизует избыток наличных денег на рынке, весьма эффективно уничтожая инфляцию; одно рабочее место в автомобильном производстве вызывает необходимость создавать до трех-четырех рабочих мест в смежных отраслях; растут экспортный потенциал и валютная выручка; привлекаются новые технологии и стимулируется развитие собственных научно-технических разработок и так далее.
В Россию пришли практически все мировые автопроизводители — от БМВ, «Мерседеса» и «Тойоты» до корейских и китайских заводов. И результат был впечатляющ: производство легковых автомобилей, несмотря на провалы в 2009-2010 годах по причине мирового кризиса, с 2008 по 2012 год возросло с 1 миллиона 470 тысяч до без малого 2 миллионов штук. При этом доля «отвёрточных» иномарок увеличилась с 40,4 процента до 67,6 процента, последовательно нарастая до 76 процентов к 2014 году, когда российская экономика, зависимая от конъюнктуры цен на углеводородное сырье и несвободная в управлении собственной финансовой системой, привязанной к доллару, вступила в очередную фазу кризиса. Этот кризис нанёс тяжелый удар по автопрому.
НОВЫЙ КРИЗИС: БОЛЬНО, НО НЕ СМЕРТЕЛЬНО
Производство легковых автомобилей начало падать: к началу 2016 года рецессия измерялась примерно в 40 процентов по сравнению с 2012-м, пиковым годом, в натуральном выражении количество произведенных автомобилей сократилось на 720 тысяч единиц. И это несмотря на поддержку государства, которое прямыми и косвенными мерами достаточно ощутимо стимулировало автопроизводителей. В частности, в 2015 году они получили финансовых вливаний из бюджета на 53 миллиарда рублей. Однако этих средств оказалось недостаточно, чтобы смягчить удары кризиса.
Надо подчеркнуть, что несмотря на степень локализации производства (то есть развертывания производства импортируемых деталей в России, это обязательное условие для организации выпуска автомобилей) в 30-90 процентов, в структуре стоимости автомобиля валютные затраты составляют от 50 до 70 процентов. Рублевые расходы идут на российский металл, некоторые резинотехнические и пластмассовые детали и оплату труда. Потому падение рубля крайне негативно сказалось на экономике сборочного производства.
Отрасль, которая связывает свободные денежные средства населения, уничтожая инфляцию, терять было нельзя. Правительство в числе прочих антикризисных мер наметило выделить в 2016 году около 110 миллиардов рублей на поддержку автомобильной промышленности. Бесспорно, 110 миллиардов рублей — не слишком большая плата за то, чтобы не дать развалиться автомобильной отрасли и сохранить производство мировых брендов на российской земле. Однако многие эксперты считают, что такая поддержка, пролоббированная автопроизводителями, в основном обратится в пользу иностранных компаний, компенсируя им потери прибыли. Ведь до сих пор от 40 до 80 процентов прибыли репатриируется за рубеж в соответствии с финансово-технологическим вкладом. Это логично, но надо стремиться к тому, чтобы прибыль оставалась внутри России в той или иной форме.
И второе, гораздо более серьезное возражение — разовые финансовые вливания не способны заменить системную работу по созданию высокотехнологичной и самонастраивающейся под условия рынка отрасли. Правительство в этой сфере, как и в экономике в целом, должно перейти к стратегическому планированию с тем, чтобы экономическими стимулами воздействовать на развитие отрасли.
Возможно ли это в условиях кризиса? Вполне. Об этом свидетельствует опыт автомобильного кластера «Автотор» Калининград — старейшего сборочного предприятия в России с высоким уровнем локализации производства. Без прямой государственной поддержки там поставлена амбициозная задача — за счет собственных (48 миллиардов рублей) и средств иностранных партнеров (21 миллиард рублей), а также привлеченных кредитов на 42 миллиарда рублей довести выпуск автомобилей к 2020 году до 350 тысяч штук. При этом будет создано 27 тысяч рабочих мест, будут загружены организации малого и среднего бизнеса на 41 миллиард рублей, на 140 миллиардов получат заказы железная дорога и морские порты. Намечено экспортировать 20 процентов продукции. Вот пример комплексного стратегического планирования, который может быть полезным для всей отрасли.