Авральные новости … отменяются
Зима не за горами. Об этом на днях напомнили информационные сообщения из благополучной Европы.
Снежные циклоны атаковали запад Австрии, некоторые районы Швейцарии. Всего за полчаса на тамошних дорогах выросли сугробы, полиция зафиксировала десятки ДТП. Большинство пострадавших в авариях получили тяжелые травмы и были госпитализированы. В этом году, по прогнозам, Европу ожидает самая холодная за последние десятилетия зима.
Несмотря на оптимистичные заявления российских метеорологов зима, что совершенно точно, не обойдет стороной нашу страну. Все мы помним прошлогодние снежные заносы на трассе Санкт-Петербург — Москва. Удастся ли не допустить повторения дорожного коллапса на трассе М-10 «Россия» и других дорогах? Как оценивается готовность к зимнему периоду подведомственных Росавтодору учреждений в субъектах РФ?
На эти и другие вопросы ответил на встрече с журналистами руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ.
— Весенне-летний сезон этого года выдался непростым для дорожников. Все знают о аномальном паводке на Дальнем Востоке. Сегодня ситуация в основном стабилизировалась. Хотя, к сожалению, вода в Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре ушла еще не везде. А буквально со дня на день метеорологи предсказывают в регионе устойчивый минус. Поэтому проблемы Дальнего Востока продолжают находиться под нашим пристальным контролем.
Если говорить о Центральной России, то практически весь август был дождливым. Были вынуждены использовать так называемые «окна» в погоде. Но в целом по ремонтным и строительным работам выходим на показатели федеральной целевой программы. Возможно, даже их превысим.
Как оцениваем готовность к осенне-зимним сюрпризам погоды? Росавтодор и наши подведомственные учреждения начали думать о заморозках и гололедах еще в мае. А потому уже с 1 октября все федеральные трассы переведены в режим зимнего содержания. Сейчас фиксируем 100-процентную готовность к непогоде наших северных дорог. На юге, где еще тепло, работы по подготовке к зиме завершены к 1 ноября.
Недавно в режиме видеоконференции общался с руководителями подведомственных учреждений, с начальниками дорог. Готовность к зимнему периоду на местах значительно выше, нежели в прошлом году. В первую очередь это связано с тем, что были заключены долгосрочные контракты! на содержание дорог. Срок их действия пять с половиной лет, а не год, как это было ранее. Теперь у подрядных организаций появилась четкая перспектива, есть возможность планировать свою деятельность, заранее приобретать современную технику, вступать в лизинговые программы и без авралов готовиться к зиме. Напомню, прошлогодний дорожный коллапс пришелся на время смены одного подрядчика на другого. Здесь отчасти кроется одна из причин несвоевременного реагирования на мощный снегопад.
Еще одна из причин прошлогодней критической ситуации на трассе М-10 в том, что не была в достаточной мере скоординирована работа МЧС, МВД и дорожных служб. В этом году ситуацию исправили. Заключены трехсторонние соглашения. До настоящего времени подобных соглашений на федеральном уровне не было. Кроме этого, Росавтодором по поручению Минтранса РФ разработан трехсторонний регламент взаимодействия между вышеназванными ведомствами. Это очень большой и подробный документ. Он будет доведен до всех сотрудников наших служб на местах для того, чтобы каждый понимал, как ему действовать в той или иной ситуации, куда звонить, какие документы оформлять.
Кроме этого, в Росавтодоре круглосуточно работает ситуационный центр. На нашем сайте указан телефон, и диспетчер готов оперативно реагировать на все сигналы, поступающие как от пользователей дорог, так и от наших подведомственных учреждений.
Немаловажный вопрос — подготовка противогололедных материалов для обработки дорожного покрытия. Накапливаем их в течение всего года. Для обработки федеральных трасс в этом сезоне заготовлено почти 5,5 миллиона тонн различных противогололедных материалов. Это и соль в чистом виде, песко-соляные смеси, растворы, специальные химические реагенты. На базы подрядных организаций завезены практически все необходимые реагенты.
Многих людей волнует качество противогололедных препаратов, их состав. Да, в былые времена применялись разные материалы. Тогда мне самому доводилось наблюдать, как некоторые дорожники использовали в качестве противоснежной обработки морскую воду. Теперь средства дорожного фонда позволяют закупать только современные и высококачественные реагенты. Мы применяем химические реагенты исключительно в соответствии с ГОСТ-Р50597-93. Они не только теоретически соответствуют стандартам, а практически апробированы на наших трассах, подтверждены экологическими сертификатами. Но самое главное, эти реагенты обеспечивают безопасность на дорогах и, можно сказать, сохраняют жизни сотням людей.
В прошлом году после коллапса на трассе «Россия» многие участники дорожного движения предлагали законодательно обязать смену резины, использовать цепи противоскольжения. Лично я — за такое решение проблемы. Многие водители знают, особенно жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что с 1 ноября в Финляндию без зимней резины просто не въедешь. То же самое по весне — с 1 мая зимняя резина запрещена. Этот вопрос широко обсуждался, в том числе и на площадке Госдумы. Но к консенсусу депутаты пока не пришли.
Что касается тех, кто пересекает разные климатические зоны, им мой совет: автомобиль нужно всегда готовить к суровым условиям. Поэтому зимняя или шипованная резина приветствуется в большей степени. Нанесенный вред «дорожной одежде» минимален по сравнению с теми рисками, которые несут водители при преодолении сложных участков. Конечно, вопросы с образованием колейности есть, но они связаны прежде всего с высокой интенсивностью движения.
Несколько слов об ответственности. Обыкновенный пользователь хочет знать, кто отвечает за тот или иной участок дороги. Увы, к сожалению, это не всегда понятно не только пользователям, но и специалистам. Сам иногда проезжаю по дороге и спрашиваю коллег: «Это наша?». Сегодня в Российской Федерации порядка 1 миллиона километров автомобильных дорог. Из них 50 тысяч — это трассы федерального значения, которые находятся в управлении «Росавтодора». Остальные 950 тысяч — это региональные и муниципальные. Поставили для себя задачу упростить определение принадлежности той или иной дороги. Сегодня на магистралях предусмотрена установка информационных щитов. Они большие, но название дороги, какая организация отвечает за ее содержание, телефоны дежурных служб даже на скорости 60 километров в час не всегда читаются.
Несколько месяцев назад договорились с МВД и ГИББД и уже начали вводить понятную всем систему идентификации. Так, в районе Беслана на новой дороге установили километровые столбики с табличками «Росавтодор». Предполагаю, что с этим нововведением мои коллеги будут более тщательно относиться к своим служебным обязанностям и воспринимать это как личную подпись или знак качества за тот участок дороги, за который они отвечают.
Надеемся, что нынешней осенью и зимой, несмотря на все капризы небесной кухни, нам благодаря грамотной подготовке удастся избежать погодно-транспортных авралов.