Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Авиакомпании «вытесняют» из Москвы в регионы

Владимир Путин подписал закон, устанавливающий нулевую ставку НДС для внутренних перевозок в обход столицы

07.06.2019 11:30

Автор: Геннадий Мельник

Авиакомпании «вытесняют» из Москвы в регионы
Фото: Агентство Москва / Иванко Игорь

Президент России Владимир Путин подписал закон, который бессрочно устанавливает нулевую ставку НДС для внутренних авиаперевозок, если они пролегают мимо Москвы. Документ вступит в силу через месяц после опубликования. Минтранс рассчитывает, что в результате доля региональных авиарейсов уже в 2019 году вырастет до 39 процентов. Однако эксперты уверены, что эффект от этой меры господдержки следует ждать не раньше следующего года. Об этом эксперты говорили в пресс-центре «Парламентской газеты».

К изменениям нужно подготовиться

До вступления закона в силу внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке 10 процентов, за исключением услуг по международным авиаперевозкам, воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления находится на территории Крыма, Севастополя, Калининградской области или Дальневосточного федерального округа (ДФО). Для них льготный режим распространяется до 1 января 2025 года.

Новая норма, скорее всего, не повлияет на стоимость авиабилетов, полагает член Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. «Во всяком случае, изменение цены билетов в связи с обнулением НДС на дальневосточном направлении я не увидел, - констатировал сенатор от Амурской области. - Главная задача принятого закона — разгрузить московский авиаузел и способствовать развитию авиационных связей между регионами».

Иван Абрамов. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Сегодня, чтобы перелететь из одного субъекта в другой — например, попасть из Самары в Пермь, — нужно обязательно сделать пересадку в Москве или Санкт-Петербурге. В результате увеличивается и стоимость билета, и длительность путешествия.

«Конечно, летать напрямую дешевле и проще, но вопрос в том, что авиакомпании не уверены, что будет достаточный поток пассажиров между, например, Самарой и Нижним Новгородом, чтобы обеспечить загрузку самолёта», — отметил Иван Абрамов, добавив, что на выстраивание логистики уйдёт не один год.

Исполнительный директор Агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев также сомневается, что перевозчики смогут сразу переключиться на межрегиональные маршруты ради нулевого НДС.

Олег Пантелеев. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

«Когда мы видим, что авиакомпания открывает полёты по паре городов с так называемым тонким пассажиропотоком и без субсидий, мы знаем, что долго она не протянет», — констатировал он.

Шанс поправить положение

При этом Олег Пантелеев напомнил, что когда в 2015 году НДС на внутренние рейсы снизили с 18 процентов до 10, билеты слегка подешевели лишь у единичных перевозчиков. Остальные оставили тарифы на прежнем уровне, даже несмотря на общий рост затрат, что позволило им компаниям сохранить пассажиров и остаться на плаву.

Эксперт предположил, что после обнуления налога на региональные перелёты своё финансовое положение смогут поправить те перевозчики, которые уже выполняют прямые рейсы между разными субъектами Федерации. «К следующему летнему расписанию влияние нулевого НДС может быть более очевидным», — добавил Пантелеев.

В целом, по расчётам Минфина, применение льготной ставки налога принесёт авиакомпаниям порядка 15 миллиардов рублей в год. Вместе с тем, по мнению члена Комитета Госдумы по энергетике Бориса Гладких, необходимо будет уточнить, как перевозчики потратят высвободившиеся средства.

Борис Гладких. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

«Эти деньги косвенно можно назвать целевыми, это бюджетная поддержка, и спрос за каждый рубль должен быть. Получается же, что мы даём средства, а параметры того, как они будут реинвестированы, неясны, — отметил депутат. — У кого-то это скажется на прибыли и на выплате дивидендов. У кого-то это скажется на том, что будет, к примеру, приобретён дополнительный самолёт. В любом случае за преференции должен быть спрос, какие-то рамки нужно устанавливать».

При этом парламентарий считает, что мер господдержки для межрегиональных и малых региональных компаний должно быть больше.

«Эта сфера всегда дотировалась, дотируется и будет дотироваться, потому что по-другому никак! — подчеркнул Борис Гладких. — Никогда там не будет рентабельности, а людей возить надо. И возить надо не за стоимость билета, сопоставимую с перелётом в Москву, а существенно ниже».

Поддержку — регионам

Сегодня государство субсидирует авиабилеты по ряду направлений — из Москвы в Крым, на Дальний Восток, в Калининградскую область, а также ряд направлений между некоторыми отдалёнными регионами. Средства авиакомпаниям перечисляются для того, чтобы студенты, инвалиды, многодетные семьи и пенсионеры могли посещать отдалённые регионы страны по доступным ценам. Благодаря тому, что власти компенсируют перевозчикам выпадающие доходы, цены на такие билеты могут быть в два-три раза дешевле.

Анатолий Широков. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

При этом член Комитета палаты по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков считает, что система поступления денег на субсидированные перевозки должна быть изменена. По его словам, в этом году Правительство выделило 5,2 миллиарда рублей на субсидированные перевозки в ДФО, хотя, по самым скромным подсчётам Минвостокразвития, эта сумма должна быть 7,7 миллиарда рублей.

К сожалению, из-за этого людям приходится по много часов выстаивать очереди в кассах, без каких-либо гарантий на покупку субсидированных билетов.

«Никто не знает, когда и сколько билетов поступит в продажу. Поэтому считаю, что субсидию должна получать не авиакомпания, а регион. Потому что регион заинтересован в том, чтобы отправить своих людей на «материк» отдыхать», — предложил законодатель.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2701

Ещё материалы: Иван Абрамов, Борис Гладких