Алексей Майоров: Развитию деревянного домостроения поможет госпрограмма страхования

Чтобы снизить стоимость российских пиломатериалов, разработали дорожную карту

07.12.2022 00:00

Автор: Алексей Никишин

Алексей Майоров: Развитию деревянного домостроения поможет госпрограмма страхования
Алексей Майоров © Игорь Самохвалов/ПГ

По подсчетам экспертов, Россия отправляет на экспорт более 60 процентов производимых пиломатериалов. Но сейчас экспортные коридоры сужены, и производителям все более важен сбыт внутри страны. О том, что нужно, чтобы пиломатериалы стали дешевле, а лесная отрасль могла развиваться за счет внутреннего рынка, в интервью «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

- Алексей Петрович, на заседании при Аналитическом центре в Правительстве обсудили дорожную карту развития лесной и смежных отраслей промышленности на краткосрочную перспективу. Что это за документ и в чем его необходимость?

- Дорожная карта была разработана на основе пожеланий отраслевого сообщества лесной промышленности и смежных отраслей, таких как машиностроение и транспорт. В подготовке документа принимали деятельное участие сенаторы и представители министерств. Но все же пока это лишь концепция первоочередных мер по развитию лесной отрасли. Планируем ее обсудить 7 декабря на заседании совета при палате регионов по развитию лесного комплекса. И уже окончательный вариант документа направим на утверждение в Правительство.

Актуальность такой дорожной карты сегодня очевидна. В условиях санкционного давления и непростой внешнеполитической ситуации есть острая потребность в мобилизации отечественной промышленности. Лесопромышленного комплекса это касается напрямую, что соответствует его вкладу в экономику страны. Это и серьезный экспортный потенциал, и большие возможности увеличить производство продукции высокого передела, и, наконец, в лесной отрасли занято более 800 тысяч человек. Поэтому увеличение количества рабочих мест в лесном комплексе также важнейшая государственная задача.

- Какие проблемы должна решить дорожная карта?

- По производству пиломатериалов Россия находится на четвертом месте в мире, уступая США, Канаде и Китаю. При этом производство древесины постоянно наращивается и по прогнозу к 2030 году достигнет 62—69 миллионов кубометров в год. При этом на экспорт наша страна отправляет более 60 процентов произведенных пиломатериалов. В связи с этим производителей особенно беспокоит вопрос логистики в условиях переориентации экспортных потоков.

Также необходимо решить проблему притока в отрасль новых квалифицированных специалистов. Для этого предложено разработать новые образовательные стандарты в вузах и увеличить выпуск специалистов, в которых нуждается рынок.

Есть и другие отраслевые вопросы, решение которых нужно искать. Например, необходимо узаконить строительство лесных дорог, по которым лесозаготовки вывозят с делянок. Надо решить вопрос с приоритетным правом лесозаготовителей на покупку древесины, вырубленной в ходе прокладок трубопроводов, железнодорожных путей сообщения и так далее. Эти вопросы требуют межотраслевого согласования, и пока не по всем из них удалось найти понимание у представителей смежных отраслей промышленности. В первую очередь это касается транспортников.

- Не хотят вывозить экспортную древесину?

- Вопрос в приоритетности товаров, подлежащих вывозу. Сейчас идет мощнейшая перестройка транспортно-логистических потоков. Потоки экспортных грузов перенаправляются в азиатский регион. При этом лесозаготовители севера страны — Вологодской, Архангельской областей, Коми — из-за своего географического положения оказались в сложной ситуации. Европейские границы закрыты, а везти пиломатериалы в Азию долго и дорого. Поэтому их пожелания к транспортникам об ускорении движения экспортных грузов, снижении тарифов, конечно, обоснованны. Вместе с тем я глубоко убежден, что решить проблему надежного сбыта продукции лесного комплекса можно, только развивая внутренний рынок. И в частности, деревянное домостроение.

Читайте также:

• Что нам стоит сруб построить

- Об этом не раз говорил и президент. Так в чем проблема?

- По опросам общественного мнения, более 73 процентов россиян хотели бы жить в частном домовладении. Поэтому спрос есть. Пиломатериалов под такие объемы строительства наша страна производит достаточно. Остается вопрос доступной для населения цены. Решить его можно, только запустив ипотечные программы, подобные тем, что уже работают в многоэтажном строительстве. Но пока таких программ под деревянное домостроение нет из-за того, что основное условие ипотеки — это страхование объектов. И здесь загвоздка. Страховые компании идут на заключение договора с владельцами деревянных строений крайне неохотно. А в массовом порядке это просто невозможно. Значит, нужны программы государственного субсидирования такого страхования. Необходимы и изменения в законодательстве.

- Разработку каких еще законопроектов подразумевает дорожная карта лесной отрасли?

- Отдельные пожелания лесозаготовителей, если они будут приняты Правительством, потребуют законодательного закрепления. Например, увеличение длины лесовозов — это значительно упростило бы местную логистику, — без увеличения нагрузки на ось. Для лесозаготовителей это значительно удешевило бы вывоз продукции с мест порубок, а значит, на внутреннем рынке потребители смогли бы покупать пиломатериалы по более низкой цене. Однако по этому вопросу нам еще необходимо добиться консенсуса с Минтрансом. В целом же важно понимать, что дорожная карта развития лесного комплекса — это важный шаг к обеспечению ориентации лесного комплекса страны на потребности внутреннего рынка.

Правда за нами