Все о пенсиях в России

16:00Какие выплаты положены при выходе на пенсию

15:08Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

«Яндекс.Маркет» и eBay за качество товара ответят наравне с продавцами

Сможет ли покупатель требовать компенсацию от онлайн-агрегаторов, решат в Госдуме 20 апреля

20.04.2017 00:01

Автор: Никита Вятчанин

«Яндекс.Маркет» и eBay за качество товара ответят наравне с продавцами
Рисунок Антона Батова / Cartoonbank

Онлайн-агрегаторы должны нести ответственность за  недостоверную информацию о продавцах и качестве предлагаемых ими товаров и услуг, считают в Роспотребнадзоре. И предлагают поправки в закон о защите прав потребителей, устанавливающие десятидневный срок на выплату компенсации покупателю.

Товар, да не тот

По словам замглавы Роспотребнадзора Михаила Орлова, основным нововведением является появление в законодательстве определения, что такое онлайн-агрегатор. По идее авторов поправок в закон о защите прав потребителя, это — информационный посредник, который вступает с покупателем в возмездные отношения, но не заключает с ним договор о купле-продаже. Такой посредник предоставляет информацию о компаниях-продавцах и даёт возможность заранее оплатить товар или услугу.

Как пояснил Михаил Орлов, поводом для законодательного урегулирования данной сферы стало то, что потребитель зачастую получает не тот товар, который заказывал, или вовсе его не получает. При этом онлайн-агрегатор не несёт никакой ответственности за предоставление сведений о продавце — даже если они заведомо ложные.  «Наша цель — защитить потребителя, если он заплатил, но не получил нужный товар», — отметил Михаил Орлов. И пояснил, что компенсацию  покупатель сможет получить через  суд, в том числе  международный, если онлайн агрегатор имеет зарубежные «корни».

Крупнейшие российские онлайн-агрегаторы Яндекс.Маркет — 21,2 млн пользователей,
Price.ru — 1,8 млн,
Товары@Mail.Ru — 1,6 млн.

(По данным Mediascope)
Агрегаторы должны сегодня не просто выполнять функции ретранслятора, но и отвечать за то, что транслируют. Так считает экс-глава Роспотребндзора, ныне первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко: «Покупать услуги и товары в Интернете очень удобно, но в то же время ответственности нет. Поэтому логика в таких поправках есть — может быть, разработаны они Правительством даже с некоторым опозданием, учитывая большую распространённость интернет-торговли. По сути, поправками приводится в соответствие то, что имеет  развитие, но не имеет правового оформления».

Его коллега из экономического комитета Госдумы Михаил Емельянов также поддерживает идею законопроекта об онлайн-агрегаторах. По его словам, любое регулирование интернет-торговли имеет положительный эффект. «Если такая услуга есть, то должна быть и ответственность за её качественное предоставление», — отметил он.    

Онлайн-ответственность бизнес не вдохновляет

Представители самих онлайн-агрегаторов уже указывали на то, что правительственный законопроект не учитывает риски бизнесменов. Например, представители Яндекс-Маркета — крупнейшего онлайн-агрегатора российского происхождения (из зарубежных игроков на российском рынке самый большой вес имеет eBay) - считают, что нововведения не учитывают той роли, которую выполняет агрегатор при обеспечении реализации товара продавцом покупателю. По мнению владельцев агрегаторов, на них возлагается слишком большая ответственность — онлайн-ресурсы фактически приравниваются к продавцу. В этом онлайн-бизнесмены видят широкое поле для злоупотреблений потребителем своими правами, например возможность гражданина получить компенсацию и с продавца, и с агрегатора.

Возражают агрегаторы и против пункта, который устанавливает срок компенсации покупателю — десять дней с даты требования. Такой срок бизнесу кажется слишком коротким для осуществления некоторых банковских операций по возврату средств. Нет единого мнения и о том, какова должна быть сумма компенсации — изначально законопроектом предлагалась сумма реального ущерба в рамках внесённой предоплаты, после появилось предложение снимать «стружку» с бизнеса в рамках полной стоимости той или иной услуги или товара.

Между тем депутат Госдумы Леонид Левин, глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, который и устраивает парламентские слушания 20 апреля по вопросу об ответственности онлайн-агрегаторов,  уверен: законодательная инициатива Правительства очень актуальная, хотя и несколько запоздавшая. «Интернет настолько плотно вошёл в нашу жизнь, что покупка через него товаров или приобретение услуг являются частью повседневной жизни. И здесь видно отсутствие правовых норм о взаимоотношении потребителя и поставщика услуги или товара. И эти вопросы надо решать в самое ближайшее время — количество мошенничества в Сети растёт. И ответственность должны нести не только магазины, которые находятся в оффлайне, но и те, кто предоставляет такие услуги в Сети», — считает законодатель

По его убеждению, необходимо учесть интересы всех игроков в данной сфере — закон не должен лишь частично регулировать систему, он должен содержать и фундаментальные принципы взаимодействия, и учитывать технологические принципы работы интернет-сервисов. Эти проблемные точки правительственного законопроекта и обсудят с парламентариями представители интернет-ресурсов, эксперты и аналитики.

Отметим, что на думской площадке будет обсуждаться вариант поправок, которые учитывают замечания Комитета Совета Федерации по экономической политике — как сообщил его глава Юрий Неёлов, все предложения российских сенаторов были учтены Роспотребнадзором. Парламентарии считают, что как минимум первое чтение законопроекта состоится до конца текущей весенней сессии.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5258