Доходы шоу-бизнеса хотят взять на карандаш

Законодатели предлагают создать информационную систему по контролю за концертной деятельностью

Доходы шоу-бизнеса хотят взять на карандаш Фото РИА "Новости"

Ежегодно в России проводится более тысячи крупных зрелищно-развлекательных мероприятий, однако система взаимоотношений между их организаторами, артистами и государством остаётся непрозрачной. Решить проблему предложено с помощью новой информационной системы.

Сведения о выступлениях предложено объединить

Законопроект о единой федеральной информационной системе сведений о проводимых зрелищных мероприятиях был внесён в Госдуму в марте прошлого года, и сейчас готовится к первому чтению. По словам одного из авторов документа, депутата Госдумы VI созыва Михаила Слипенчука, только в 2015 году объём этого рынка превысил 100 миллиардов рублей

Однако информация о реальных объёмах проданных билетов нередко утаивается. А значит, российский бюджет лишается значительных сумм. По мнению экс-депутата, ситуацию с организацией концертов можно сравнить с тем, что творилось в сфере кинодистрибуции и кинопоказа до внедрения единой системы сведений о показе фильмов в кинозалах.

«Возросшая прозрачность рынка увеличила налоговые поступления и оказала позитивное воздействие на процесс развития отечественной кинематографии», — считает Слипенчук. Среди других целей законопроекта, обозначенных автором, защита граждан от недобросовестных организаторов мероприятий, обеспечение защиты авторских и смежных прав, предоставление государству достоверной информации о концертном рынке.

Предполагается, что единая информационная система должна будет содержать информацию о проводимых и отменённых мероприятиях, количестве проданных билетов, их цене, скидках, стоимости услуг дистрибьюторов, об использованных на концертах произведениях. При этом часть системы будет открытой для всех пользователей Интернета — таким образом, каждый сможет узнать, как на самом деле идут продажи билетов. В то же время, другая часть системы, отвечающая, например, за личные доходы компаний, будет открыта только для специалистов и госорганов.

Идею придётся доработать

Руководитель Московского театра музыки и драмы Стас Намин указал на то, что подобная прозрачность — «единственный способ легализовать и остановить чёрный рынок в этой области».

Рэп-исполнитель Василий Вакуленко, больше известный как Баста, отметил, что прозрачность удобна для исполнителя в случаях недобросовестного организатора. «Часто бывает, что исполнители работают от процента продажи билетов. И случается, что организатор говорит, что концерт ушёл в минус. Я не хочу испытывать страх перед тем, что организатор зайдёт и скажет «Зал полон, но все по пригласительным. Простите», — пояснил он.

В то же время при обсуждении законопроекта на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 27 февраля парламентарии пришли к выводу, что документ нужно доработать. Так, сенатор Виктор Кондрашин отметил, что главный недостаток инициативы в том, что положения не конкретизированы и не проработаны.

«Основная его цель — благая. Это снижение потерь государства, а также российских и зарубежных правообладателей от непрозрачной системы проведения зрелищных развлекательных мероприятий. Идею создания такой системы поддержало и Правительство, но в то же время в официальном заключении кабмина есть очень серьёзные концептуальные замечания, которые нельзя игнорировать», — пояснил сенатор.

Например, законопроект предполагает введение регистрационной пошлины (это, с точки зрения авторов документа,  позволит собирать сведения на содержание системы. — Прим ред.), однако такого понятия  в законодательстве России нет. Также, по мнению сенатора,  недостаточно чётко прописано, какие категории пользователей будут иметь доступ к этой системе.

Замечания заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергея Рыбакова касались финансовой стороны вопроса. Он напомнил — авторы утверждают, что дополнительных расходов внедрение новой системы не требует, её стоимость планируется покрыть регистрационными пошлинами (их размер определит Правительство).

«Но для того чтобы создать такую систему в кино, потребовались серьёзные финансовые средства, — пояснил он. — Здесь денег потребуется гораздо больше. Сама сфера зрелищно-развлекательных мероприятий кардинально отличается от сферы кино. В данном случае речь идёт об огромном количестве самых разнообразных  мероприятий, начиная от выступлений цирка, до концертов и эстрадных шоу. Надо понимать, какая это огромная работа в организационном смысле».

Тем не менее проделать её всё равно придётся, «поскольку законопроект важный и нужный», подчеркнула председатель комитета Зинаида Драгункина.

Это уже не первая попытка законотворцев навести порядок на рынке зрелищных мероприятий. Так, шестой созыв Госдумы обсуждал законопроект о регулировании концертной деятельности, обязывающий компанию, которая захочет организовать крупный концерт (с площадью зоны более 400 квадратных метров), в обязательном порядке вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Однако документ был раскритикован представителями шоу-бизнеса.



Автор: Ольга Шульга

Ещё материалы: Виктор Кондрашин , Зинаида Драгункина, Сергей Рыбаков

Просмотров 1684

27.02.2017

Популярно в соцсетях