Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

В Тюмени падают доходы, а Центробанк «страхом лечит жадность рынка»

В Совете Федерации анализируют бюджеты регионов и деятельность кредитных организаций

13.02.2017 19:19

Автор: Юрий Скиданов

В Тюмени падают доходы, а Центробанк «страхом лечит жадность рынка»
Сергей Рябухин подчеркнул, что уровень бюджетной обеспеченности Тюменской области в 2-3 раза превышает средний показатель по России. © Владимир Афанасьев/ПГ

В понедельник члены Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации обсудили, как изменения в законодательстве повлияли на региональные бюджеты, а также сверили позиции перед выступлением главы ЦБ в среду на пленарном заседании.

И у нефтяников на все не хватит денег

Сбалансированность бюджетов регионов на примере Тюменской области — так официально назывался первый вопрос повестки заседания Комитета по бюджету и финансовым рынкам. Конечно, пример, на мой взгляд, был выбран не самый типичный: мощная нефтедобывающая область, в которой реализуется около 300 инвестиционных проектов общей стоимостью полтора триллиона рублей, регион-донор, где 48 процентов расходной части бюджета приходится на социальные статьи. Ведущий заседание глава комитета Сергей Рябухин тоже отметил это обстоятельство, подчеркнув, что уровень бюджетной обеспеченности области в 2-3 раза превышает средний показатель по России.

Тем не менее даже и в таком небедном регионе, как следует из доклада Татьяны Крупиной, заместителя губернатора-директора департамента финансов Тюменской области, есть проблемы, и довольно  острые со сбалансированностью бюджета.

Причина, конечно, в том, что общеэкономическая ситуация ухудшается в течение последних лет, сказывается неустойчивый валютный курс в течение длительного периода времени. Но не только: доходы местного бюджета упали вследствие  «налоговых маневров», централизации налогов добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете, а также создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которые эксперты справедливо расценили как способ ухода от налогов под благовидными предлогами. К тому же финансовые нововведения накладываются на уже принятые планы развития регионов, которые таким образом остаются без финансового обеспечения.

Выпадающие доходы на 12 миллиардов рублей заставили отказаться от многих региональных инвестиционных программ, хотя запас бюджетной прочности позволил в полном объёме сохранить финансирование социальных обязательств. Это один из восьми наиболее богатых российских регионов. А вот Карачаево-Черкессия, как подчеркнул сенатор Ахмат Салпагаров, может столкнуться с большими проблемами: с финансированием социальных полномочий и раньше были сложности, а теперь, когда задним числом вводятся налоговые изъятия в федеральный центр, они возрастут до крайней степени.

Подобные перспективы были ясны еще в конце прошлого года, когда законодатели формировали изменения в налоговом и бюджетном кодексах. И уже тогда сенаторы и депутаты, в частности, Сергей Рябухин, сумели настоять на том, чтобы были приняты меры для некоторой компенсации потерь в региональных бюджетах. В первую очередь это касается снижения размера льготы для КГН, вследствие чего около 160 миллиардов рублей были сохранены для консолидированного бюджета.

Что дало обсуждение? Сенаторы подготовили  рекомендации в проект постановления СФ, согласно которым Правительству РФ будет предложено изменить отдельные положения Бюджетного кодекса, обязав Минфин доводить до финансовых органов регионов расчёты о возможных выпадающих доходах до (а не после!) принятия соответствующих федеральных законов. Также рекомендовано предусмотреть четырехлетний переходный период, в течение которого выпадающие доходы будут субъектам Федерации компенсироваться.

С банковскими мошенникам поборются цифрой

Не менее содержательным было и обсуждение проблем банковской системы в рамках подготовки к «Правительственному часу» на 406 пленарном заседании СФ в среду, на которое приглашена Эльвира Набиуллина, руководитель Центробанка. Выделим главное, что интересовало сенаторов — борьба с мошенниками на банковском рынке через совершенствование надзорных функций Центробанка.

Тема это постоянно анализируется и на пленарных заседаниях Совфеда, и в ходе дискуссий на Межрегиональном банковском совете, функционирующем при верхней палате Федерального Собрания. Сергей Швецов, первый заместитель Председателя ЦБ, рассказал о нововведениях в этой сфере, подчеркнув, что проводится структурная реорганизация аппарата ЦБ с целью повысить персональную ответственность и эффективность надзорных служб, усилив контроль, в том числе и используя современнейшие цифровые технологии, за состоянием банков.

Идеологию, которой руководствуется при этом регулятор, Швецов сформулировал образно и доходчиво: «Финансовый рынок — это сочетание страха и жадности. Мы максимально будем усиливать фактор страха, чтобы жадность не толкала на сомнительные действия участников финансового рынка». Видимо, не в последнюю очередь имея в виду и собственно руководителей и собственников коммерческих банков, по поводу которых Ростислав Гольдштейн, член Совета Федерации, задал вопрос — не пора ли ввести ответственность за выдачу заведомо невозвратных кредитов, прежде всего потребительских?

Ответ был такой — в ЦБ работают над технологией получения всеобъемлющей информации о заёмщике, а также готовят правила, согласно которым банк не будет иметь права выдавать кредит, если сумма долга станет превышать 40 процентов от дохода получателя. Подробно рассказал Сергей Шевцов и о новой технологии «Финтех», которая позволяет весьма эффективно бороться с кибератаками и цифровыми мошенниками, гарантируя финансовую стабильность и надежность банковской системы, и о том, что контроль за деятельностью печально известных микрофинансовых организаций будет усилена по многим направлениям, включая создание саморегулируемых организаций.

А вот сенатор Андрей Епишин, поинтересовавшийся, какие доходы у руководства ЦБ и как они зависят от ключевых показателей деятельности главного банка, внятного ответа не получил. Видимо, это может сделать сама Эльвира Набиуллина в ходе «правительственного часа».