Пленарное заседание Госдумы

13:48В России предлагают создать систему учёта интернет-рекламы

13:38Доступ к социально значимым сайтам предоставят бесплатно

13:37Росгвардии хотят дать право оцеплять территории и акватории при незаконном проникновении

Год пассажира прошёл успешно

Глава РЖД Олег Белозёров выступил в Совете Федерации в рамках Дня Российских железных дорог

01.02.2017 16:40

Автор: Мария Соколова

Год пассажира прошёл успешно
  © Игорь Самохвалов

В 2016-м компания «Российские железные дороги» впервые обошлась без государственных субсидий. Удалось сэкономить средства и при этом повысить качество обслуживания пассажиров. За прошедший год услугами РЖД воспользовались 1 миллиард 37 миллионов человек.

Рост перевозок свидетельствует о росте экономики

Этот год — юбилейный для российских железных дорог. 180 лет назад была построена 27-километровая чугунка между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Сейчас протяжённость железнодорожных путей более чем в два раза превышает длину экватора. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, российские железные дороги — это кровеносные сосуды экономики, а рост перевозок — это самое убедительное доказательство её оживления.

«По итогам прошлого года выросли показатели по всем направлениям деятельности РЖД, за всем этим стоит труд миллионной армии железнодорожников, которые продолжают труд своих предшественников», — сказала Матвиенко. Она поблагодарила их за работу и отметила, что такие результаты были бы невозможны, если бы не новые подходы управленческой команды РЖД и главы компании Олега Белозёрова, «который поставил во главу угла повышение эффективности и сокращение издержек». Компанию по праву называют одним из главных драйверов развития российской экономики и промышленности. Инвестиционная программа РЖД в 2016 году составила более чем 400 миллиардов рублей.

По словам президента РЖД Олега Белозёрова, впервые в 2016 году компания полностью сбалансировала свой финансовый результат без получения государственных субсидий на текущую деятельность. В 2015-2016 годах сокращение издержек составило более 100 миллиардов рублей, что сопоставимо с объёмом месячных затрат компании. Это произошло за счёт сокращения административных расходов, использования новейших технологий в перевозках, роста производительности труда. При этом себестоимость перевозок увеличилась всего на 0,8 процента, хотя плановый показатель был 5 процентов.

Компания активно занимается поддержкой малого и среднего предпринимательства — доля закупок у них составила 45 процентов при нормативном показателе 18 процентов. Прибыль холдинга РЖД в 2016 году — 430 миллиардов рублей, из них в региональные бюджеты поступило более 160 миллиардов. Комментируя этот факт, Валентина Матвиенко назвала РЖД «кормильцами». «Надо помогать, сотрудничать, вместе работать», — сказала она.

© Игорь Самохвалов

Россияне стали больше ездить по стране

2016-й в компании прошёл под девизом «Год пассажира». Ставили задачу повысить качество обслуживания, не перекладывая нагрузку «на плечи и кошельки пассажиров». «Люди стали больше ездить по стране, в том числе и с туристическими целями, — сказал Белозёров. — Растёт спрос на новые услуги и продукты». Россияне стали покупать больше билетов на дневные экспрессы, ездить в двухэтажных вагонах, всё более популярными становятся скоростные поезда.

Глава РЖД напомнил, что билеты на поезда дальнего следования теперь можно купить за 60 суток до отправления, а не за 45-30, как раньше. Компания планирует в скором времени продавать билеты за 90-120 суток. Белозёров поблагодарил сенаторов за поддержку решения об обнулении ставки налога на добавленную стоимость для пассажирских перевозок до 2030 года. Это даёт возможность сдерживать рост тарифов, закупать новые вагоны, поддерживая отечественного производителя.

Услугами российских железных дорог в прошлом году пассажиры воспользовались 1 миллиард 37 миллионов раз. По данным социологов, 3/4 путешественников довольны поездами дальнего следования, около половины отметили позитивные изменения в работе РЖД. Валентина Матвиенко не сомневается, что конкуренция между воздушным и железнодорожным транспортом будет только расти, и железнодорожникам нужно учитывать это при формировании тарифной политики.

Расходы на пригородные перевозки составили 110 миллиардов рублей. 33 миллиарда компенсирует федеральный бюджет, 60 миллиардов платят пассажиры, и около 12 миллиардов идёт из регионов. «В ряде случаев с региональной поддержкой есть проблемы, но мы стараемся вместе с регионами решать этот вопрос», — пояснил Олег Белозёров. Перспективным направлением является внедрение городских электричек. Московское центральное кольцо продемонстрировало наличие спроса населения на эту услугу — уже перевезли более 30 миллионов человек. Проект будет развиваться в Красноярске, Калининграде, Уфе, Ростове-на-Дону, Волгограде, Воронеже, Тамбове и Казани.

От Пекина до Москвы — за три дня

В сфере грузовых перевозок приоритет отдаётся работе с клиентами, запросы которых в РЖД ставят во главу угла. Упрощены административные процедуры, выросла скорость доставки грузов, совершенствуется тарифная политика. Инвестиционная программа компании по строительству инфраструктуры составила 400 миллиардов рублей. Модернизируются БАМ, Транссиб, Московский транспортный узел и другие железнодорожные магистрали.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев напомнил, что в 2001 году началась реформа на железнодорожном транспорте. «Хотели передать грузоперевозки частным компаниям, чтобы увеличить конкуренцию, снизить издержки и добиться роста грузоперевозок, — сказал сенатор. — Есть ли информация о налоге на прибыль, которую выплачивают грузовые частные компании? Создан рынок частных компаний объёмом более 500 миллиардов рублей, а значит, есть серьёзный резерв для увеличения налога на прибыль, который платится в том числе в региональные бюджеты».

Глава РЖД ответил, что структурная реформа решила часть вопросов. В 2001 году был серьёзный дефицит вагонного парка, и РЖД не могло справиться с растущими объёмами перевозок. Затем, наоборот, наблюдался избыток парка у частных компаний, так что некоторые из них стали нерентабельны. После того как Правительство приняло решение о списании старых вагонов, прибыль частников начинает расти.

Компания принимает участие и в крупных международных проектах. Например, будет построена железная дорога между Китаем, Монголией и Россией. «Что намерена делать РЖД, чтобы усилить сложившиеся экономические связи в этом регионе?» — спросил зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Варфоломеев.

Олег Белозёров ответил, что Монголия для России — стратегический партнёр, и РЖД является управляющей компанией для «Монгольских железных дорог», которые только в прошлом году начали приносить прибыль.  Монгольский маршрут хорошо подходит для транзита из Китая. Ещё один крупный проект — скоростная магистраль «Москва — Пекин». Изначально планировались только пассажирские перевозки по этой дороге, но сейчас идёт речь о грузовых перевозках. Грузовой поезд со скоростью 350 километров в час позволит доставлять грузы из Китая в Европу за три дня.

Большинство сенаторов, комментируя выступление Белозёрова, благодарили РЖД за работу. Но прозвучали и замечания. Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сенатор от Крыма Ольга Ковитиди обратила внимание на проблему износа железных дорог Крыма и отсутствии соединения действующей сети железных дорог полуострова с мостом через Керченский пролив.

«Тендеры, которые проводятся федеральным агентством железнодорожного транспорта, так и не состоялись. Это требует жёсткого решения», — считает Ковитиди. Сенатор предложила провести в палате регионов совещание по этому вопросу.

«На дальней станции сойду, трава по пояс»

Подводя итоги Дням РЖД, Валентина Матвиенко назвала «хорошей и полезной практикой» проведение дней корпораций, которые имеют системообразующее значение для экономики. РЖД и Совет Федерации вырабатывают совместные решения, касающиеся реформирования железнодорожного транспорта, пассажирских перевозок, инфраструктурного развития.

Олег Белозёров подчеркнул, что за последние полтора года в компанию поступило около 40 обращений от сенаторов, которые касаются повышения скорости и сроков доставки грузов, строительства путепроводов и пешеходных переходов, передачи на баланс регионов объектов здравоохранения и социальной сферы. Поступали предложения по улучшению условий для людей, живущих рядом с железными дорогами. Все предложения учтены.

Спикер Совета Федерации призвала РЖД совместно с региональной и муниципальной властью приводить в порядок железнодорожные станции. «Это только в песне красиво: «На дальней станции сойду, трава по пояс» — а люди вынуждены буквально спрыгивать с поездов из-за отсутствия платформ», — сказала Матвиенко. Нужно как можно быстрее решить и проблему с зацеперами совместно с родителями, образовательными учреждениями. Эти и другие вопросы обсудят в марте в Совете Федерации на «парламентских слушаниях», посвящённых развитию железнодорожной отрасли.

Просмотров 3158