В Минэкономразвития меняют приоритеты

На рабочей коллегии министерства определяют тактику реформ

20 декабря в Минэкономразвития прошла рабочая коллегия с дежурной повесткой: подготовка итоговой коллегии в конце января 2017 года. Но выступление министра Максима Орешкина предвосхищает принципиальные сдвиги в главном экономическом ведомстве.

Лекции вместо планов

Факты последних лет очевидны: российская экономика, несмотря на накопленные немалые финансовые ресурсы, немалая часть которых уходила в реальный сектор экономики, находится в кризисе с отрицательной тенденцией. Падают доходы населения, а для характеристики состояния валового внутреннего продукта даже придумали формулу «отрицательный рост», присовокупляя «маленький, но стабильный». Причина этого не только и не столько в мировом экономическом кризисе, в конце концов немало стран сохранили и даже увеличили темпы экономического роста. Дело в другом: государство через профильное Министерство экономического развития, по мнению многих уважаемых экспертов, не сумело сформулировать и реализовать политику, которая нивелировала бы кризисные явления, хотя средств на разного рода антикризисные и адресные инвестиционные программы было выделено достаточно — триллионы рублей в совокупности. Почему так произошло? Во многом — вследствие стиля деятельности министерства, который, как известно, определяет министр. Он запомнился рассуждениями-лекциями, очень часто мало аргументированными о том, что всё будет хорошо, мало критичной видимостью анализа неудач и провалов, а также регулярными прогнозами опять же на тему, что всё плохое позади, а грядёт всё хорошее. Надо признать: должность министра в ключевом плановом ведомстве, от которого зависит развитие и модернизация экономики, предполагает всё же иной уровень профессионализма, компетенции, а главное — ответственности за результаты работы. По разным оценкам доля неэффективных затрат в российской экономике колеблется от 2,5 триллиона до 9 триллионов рублей, если учитывать разного рода льготы и исключения. При таких потерях никакого мирового кризиса не нужно, чтобы гарантировать падение ВВП! Подчеркну, что сказанное выше — не камень в спину ушедшему министру Улюкаеву, обо всех этих фактах и явлениях «Парламентская газета» писала неоднократно, когда он ещё возглавлял Минэкономразвития.

К новому укладу

Максим Орешкин, новый министр, судя по биографии и первым его характеристикам («специалист в макроэкономике», значит, в реальном секторе не тянет) также не внушал особых надежд на то, что в министерстве начнут менять стратегию. Оказалось, что первое впечатление не совсем верно. Говоря о том, что необходимо формировать новую налоговую систему, министр особо подчеркнул, что в рабочей версии «должны быть чётко прописаны меры и сделана детальная оценка их влияния на экономический рост». Если действительно внимание будет сосредоточено на конкретных следствиях изменений в налоговой системе для конкретных производственных отраслей и видов деятельности на основе профессиональных методик, то это будет означать, что министерство от прогнозов вообще перейдёт к рутинной работе по управлению экономическими процессами.

Максим Орешкин также высказал намерение, как сообщает сайт министерства, РБК изменить «подходы к экономическому планированию». Что это значит? Макроэкономический прогноз должен стать многоплановой задачей, и, углубив отраслевой и территориальный анализ, подавать сигнал различным сферам и субъектам экономики. Будет усилена роль ведомства с тем, чтобы плотно контролировать и формировать отраслевые стратегии, неудачная реализация которых наносит ущерб общегосударственным интересам в пользу интересов ведомственных.

Максим Орешкин, произнеся ключевые определения «комплексный подход», «многоплановая задача», «многоотраслевой анализ» и другие, дал понять, что роль централизованного планирования на основе новых, информационных возможностей и технологий будет усиливаться, несмотря на то что в либеральном крыле отечественных экономистов преобладает мнение, что «государственные программы не способны решить ни одну проблему экономики».

Означает ли это отказ от долгоиграющей либеральной модели, согласно постулатам которой сегодня развивается экономика? Не уверен, даже учитывая то, что по поручению президента Владимира Путина в Совете Федерации и в других структурах начинают адаптировать советскую модель территориально-пространственного планирования, признанную достижением во всем мире, к современным российским реалиям. И в Правительстве, и в Центробанке, и в исследовательских центрах сохраняется немало влиятельных персон, которые напрочь отрицают перспективы усиления государственного планово-прогнозного воздействия на экономику. Тем не менее перманентный кризис обуславливает необходимость ревизовать ставшие уже классическими либеральные методы регулирования экономики в интерпретации отечественных монетаристов.



Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Юрий Скиданов

Просмотров 917

23.12.2016

Популярно в соцсетях