Расходов много, а порядка в них нет

В Совете Федерации России расчищают финансовые завалы прошлых лет

Расходов много, а порядка в них нет Сергей Рябухин ФОТО: Владимир Афанасьев

В уходящем году Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации был в центре внимания прессы и общественности: от его деятельности во многом зависело, насколько качественно и сбалансированно будет свёрстан новый трёхлетний бюджет государства.

Регионам будет легче

Но Комитет по бюджету и финансовым рынкам ответственен не только за главную цель парламентской деятельности — формирование гармоничного и реального федерального бюджета с учётом интересов субъектов Федерации. По факту задачи гораздо шире, как подчеркнул в пресс-центре «Парламентской газеты» Сергей Рябухин, председатель Комитета. Разумеется, и финансовые процессы, и проблемы экономики в целом тестируются на предмет бюджетной эффективности, проблемы которой особенно обострились в последние кризисные годы.

Тем не менее новый федеральный бюджет свёрстан с расчётом на три года, от прошлогоднего «ручного управления» финансами всё же решили перейти к трёхлетнему горизонту планирования, это, по мнению сенатора, по достоинству оценят и предприниматели, и крупные промышленники: показатели стабильны и предсказуемы, фискальный режим неизменен, что позволит рассчитать оптимальную траекторию бизнеса и производства.

Другая особенность бюджета — его консервативность. Иными словами, разработчики Минфина исходили из максимально неблагоприятной ситуации на международных финансово-сырьевых рынках, взяв в качестве базовой цену 40 долларов за баррель нефти отечественной марки Юралс. Однако тенденции в мировой экономике, когда в индустриальную стадию развития вступают десятки стран третьего мира, позволяет с уверенностью говорить, что цены на нефть будут ощутимо расти, достигнув через два-три года уровня в 60 долларов за баррель, как читает Сергей Рябухин. И с высокой вероятностью доходная часть окажется выше намеченной уже к весне 2017 года, что позволит существенно скорректировать бюджетные расходы в сторону их увеличения.

Однако и без упований на то, что «нефть вывезет» в Комитете нашли немало резервов, чтобы существенно подкрепить федеральный бюджет и в расходной, и в доходной частях. Всего в ходе работы над бюджетом было внесено 515 поправок от субъектов законодательной инициативы, 301 поправка была одобрена. Из наиболее важных можно выделить бюджетную помощь регионам на 200 миллиардов рублей дешёвых кредитов в год, первоначально Правительство намеревалось вообще отказаться помогать субъектам Федерации рассчитываться по долгам коммерческим банкам. А занимать деньги региональные администрации были вынуждены недальновидной политикой Правительства, которое, передавая в субъекты полномочия по социальным и другим обязательствам, одновременно, как установлено законом, не определяли источники их финансирования.

Удалось сенаторам отстоять и право регионов получать дотации из федерального бюджет без каких-либо дополнительных условий и обременений, как было намеревалось Правительство.

Немало споров вызвал и изменившийся порядок распределения налога на прибыль: с будущего года 1 процент из региональной его части — а это примерно120 миллиардов рублей — будет централизован Минфином с тем, чтобы направлять на помощь наиболее убыточным регионам; понятно, что в некоторых субъектах бюджет теряет довольно ощутимые суммы, которые уже спланировали, как потратить. Но, как считает Сергей Рябухин, в данном случае надо помнить и о социальной справедливости, и о принципах федерализма: каждый гражданин имеет право на минимальные жизненные стандарты, гарантированные государством независимо от места жительства.

Заглянуть за горизонт

Но не только текущими бюджетными проблемами был занят Комитет по бюджету и финансовому рынку: в 2016 году по его инициативе были приняты и стратегические решения. Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, ещё в прошлом году, анализируя состояние финансов в регионах, обратила внимание на то, что очень часто расходы региональных бюджетов непрозрачны и непонятны. Было принято решение проинвентаризировать совместно со Счётной палатой и Правительством затраты на исполнение региональных полномочий и составить соответствующий реестр, чего в министерствах и ведомствах не делали уже 11 лет. Такая поистине титаническая работа была проделана, вернее, только её начальная часть, уточняет Сергей Рябухин, будут и последующие, с конкретными рекомендациями, как рационально расходовать ресурсы. Итоги сенатской ревизии и её выводы рассматривали на совещании у Президента России, который направил поручения заинтересованным ведомствам.

Другое, не менее важное новшество — формирование концепции пространственного развития страны к 2018 году. Это поручение Президента России означает, что в стратегическое планирование возвращаются принципы научности, достоверности и определяющей роли государственных институтов в модернизации экономики страны на основе новейших информационных технологий. А вывод из этих фактов прост: 20 сенаторов — членов Комитета по бюджету и финансовому рынку — сегодня делают значительно больше, нежели иные многолюдные научные центры с обильным бюджетным финансированием для того, чтобы доходы и расходы планировали осмысленно и обоснованно, рассчитывая на гарантированный эффективный результат, и в масштабах страны, и в отдельных регионах.



Автор: Юрий Скиданов

Просмотров 1079

21.12.2016

Популярно в соцсетях