Торгово-промышленная палата России: 25 лет сотрудничества с бизнесом и властью

Четверть века назад, в 1991 году, состоялся учредительный съезд Торгово-промышленной палаты РСФСР

Торгово-промышленная палата России: 25 лет сотрудничества с бизнесом и властью

Президент ТПП РФ Сергей Катырин и генеральный директор АО «Экспоцентр» Сергей Беднов

С этого времени ведёт свою историю современная российская палата. В преддверии юбилейной даты корреспондент «Парламентской газеты» обратилась к одному из участников тех событий, председателю Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральному директору АО «Экспоцентр» Сергею ­БЕДНОВУ.

– Сергей Сергеевич, вы долгое время работали вице-президентом ТПП, что было значимо для палаты в те годы?

– Учредительный съезд поддержал предложения инициативной группы создать принципиально новую, свободную, учитывающую лучший международный опыт, национальную систему торгово-промышленных палат. Новая российская палата должна была стать независимой общественной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики России, её интегрированию в мировую хозяйственную систему, содействующую развитию и защищающую интересы предпринимателей.

Президент Торгово-промышленной палаты с 2001 по 2011 год Евгений Примаков вывел деятельность ТПП на качественно новый уровень, повысил её авторитет в государстве и обществе.

В это время в стране появился бизнес, частное предпринимательство. Рождался новый экономический уклад, который не вписывался в привычные рамки хозяйственных отношений. Появилась необходимость консолидировать сам бизнес и урегулировать его взаимодействие с органами власти. Палата стала первым объединением предпринимателей, которое приступило к реализации этих задач. Так началось строительство новой для нашей страны системы отношений, которые отражали бы интересы бизнеса и гармонично сочетались с интересами государства.

Между тем сами идеи консолидации бизнеса и выстраивания стройной системы взаимодействия бизнес-сообщества и власти были новыми. Общество и власть должны были к ним привыкнуть, а поэтому сразу после создания данной организации в программу депутатских зарубежных поездок входило знакомство с деятельностью палат. Мы также собирали материалы об истории создания и деятельности торгово-промышленных палат за рубежом, инициировали публикации на эту тему в СМИ.

Напомню, что российская палата создавалась не на пустом месте. Она опиралась на разветвлённую систему ТПП СССР, связанную с обеспечением внешнеторговых интересов страны. Советская палата выполняла в основном внешнеэкономические функции, но формально она считалась общественной организацией, свободной от влияния государства.

– Какими были наиболее важные достижения ТПП тех лет?

– Самым значительным достижением российской палаты тех лет стало принятие в 1993 году закона о торгово-промышленных палатах. В России такой закон появился впервые. Это оказался очень качественно подготовленный документ, поскольку он до сих пор эффективно работает с небольшими изменениями.

Закон поддерживает бизнес и создаёт ему систему правовой защиты. Он позволил бизнесу включаться в рабочие группы по подготовке законодательных актов. Особенно широкое развитие эта практика получила, когда ТПП РФ возглавил Евгений Максимович Примаков. На каждый год стал составляться план сотрудничества с Госдумой, а потом и с Советом Федерации. В нём определялось, по каким законопроектам в эту думскую сессию будут проходить обсуждения с палатой, в какие рабочие группы будут включаться представители бизнеса, на какие обсуждения депутаты будут приглашаться в саму палату. Кроме того, значительный резонанс в бизнес-среде получил закон о промышленной политике, инициатором которого был Примаков. Это тоже реальная помощь палаты бизнесу.

– Вы, как представитель выставочного бизнеса, заинтересованы в законе о выставочной деятельности. Как скоро он может быть принят?

– ТПП РФ и вся система палат уделяют большое внимание развитию выставочной деятельности. В настоящее время выставочной деятельностью занимаются 53 региональных и 38 муниципальных палат. В течение года территориальные ТПП проводят или участвуют в организации около 700 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. Во многих регионах администрации по инициативе территориальных палат установили льготы для местных предприятий, участвующих в выставках. Свыше 50 территориальных ТПП также ведут работу по организации региональных экспозиций за рубежом.

Торгово-промышленная палата была призвана консолидировать бизнес-сообщество и выстроить гармоничную систему взаимодействия бизнеса и власти.

При активном участии президента ТПП РФ Сергея Катырина велась работа по подготовке Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и плана её реализации. Она определяет перспективы и основные направления развития экспобизнеса в России как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию российской экономики.

Концепция принята больше двух лет назад. А сегодня мы работаем над законом «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности», который бы снял многие проблемы, в том числе и такую серьёзную, как диспропорция в размещении выставочных площадей в стране. На Москву сейчас приходится 62 процента общего объёма выставочных площадей, на Санкт-Петербург – 11 процентов, а оставшиеся 27 процентов – на долю всех остальных регионов России. Таким образом, необходима оптимизация размещения и развития, а чаще всего – строительство в регионах выставочно-конгрессной инфраструктуры.

– Насколько важна для дальнейшего развития выставочной деятельности в стране поддержка государства?

– Поддержка выставочной деятельности на государственном уровне в современных экономических условиях, когда во всём мире усиливается конкуренция за рынки передовых технологий, приобретает особое значение. К примеру, в Германии развитие выставочных комплексов является одной из главных забот регио­нальных и муниципальных властей. Там, где находятся выставочные комплексы, местные администрации поощряют строительство новых гостиниц, улучшают транспортное сообщение, выделяют территории под складские помещения и автостоянки. Всё это с лихвой окупается и довольно быстро. Так складывается ситуация не только в немецких «выставочных» городах, но и в других центрах экспоотрасли в Европе и мире.

Имеются интересные примеры государственно-частного партнёрства в строительстве выставочных комплексов в российских регионах. Но нужно и можно сделать гораздо больше. Свою роль в развитии выставочного дела мог бы сыграть госзаказ. Логично было бы видеть единый координирующий орган в Правительстве, который следил бы за проведением целостной и последовательной политики в сфере организации экспозиций с государственным финансированием. Такой опыт был, и о нём стоит вспомнить, чтобы можно было к нему вернуться с учётом современных реалий.

Просмотров 3310

09.12.2016 13:38