Центробанку предложено поддержать рост экономики
Для этого следует не только снизить инфляцию, но и изменить инвестиционный климат в России
У Центробанка и думской оппозиции разные представления о том, как нужно строить кредитно-денежную политику в стране. Регулятор направляет усилия на стабилизацию, а парламентарии считают, что надо заставить предприятия вкладывать в развитие экономики. Об этом шла речь на пленарном заседании Госдумы второго декабря.
Рост цен на нефть не вылечит экономику
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает, что российская экономика справилась с кризисом и уже подстроилась под низкий уровень цен на нефть — падение ВВП остановилось. Сейчас в экономике уже есть структурные изменения, связанные с импортозамещением и уходом от нефтяной зависимости. Наблюдается рост в сельском хозяйстве, пищевой, химической, добывающей промышленности. Но в строительстве, торговле, транспорте и логистике ситуация хуже. Потенциальные темпы роста ВВП на 2017-2019 год Центробанк оценивает на уровне 1,5-2 процента – так же, как и Правительство в своих прогнозах.
«Банк России исходит из того, что резких изменений в экономике пока не произойдёт, а темпы роста останутся невысокими», — сказала Набиуллина. Рост мировой экономики останется медленным, а финансовые санкции затруднят доступ российского бизнеса на мировые рынки. Отток капитала останется на уровне 25 миллиардов долларов США, но это, по словам Набиуллиной, для России низкий уровень. Центробанк рассчитывает, что цена на нефть будет не ниже 40 долларов за баррель, но есть риск, что она упадёт до 25 долларов. Оптимистичный сценарий, наоборот, предлагает рост цен на нефть до 55 долларов за баррель.
«Однако рост цен на нефть не вылечит внутренние проблемы нашей экономики. Если продолжать жить на импорте углеводородов, то даже самый оптимистичный сценарий приведёт к застою и снижению роста экономики», — сказала Эльвира Набиуллина.
Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова обратила внимание, что для экономического роста нужен рост доходов населения. Но в этом году наблюдается снижение потребительских расходов на 4,6 процента. По её словам, в прошлом году на фоне высокой инфляции показатели падения потребительского спроса выглядели критично. Об этом свидетельствует рост количества малоимущих на 3 миллиона за 2015 год, и за первое полугодие 2016 года – на 2,3 миллиона. Татьяна Голикова считает, что контроль за инфляцией — основная мера поддержания социальной стабильности.
Инфляция снизится до 4 процентов
Инфляция в этом году вышла на уровень 6 процентов, а в прошлом году дошла до 16,9 процентов. Чтобы у бизнеса была определённость, надо добиться устойчиво низкой инфляции в 4 процента. Рост цен и инфляция создают проблемы как для граждан, так и для бизнеса. Многих предпринимателей возмущают слишком высокие ставки по кредитам. Депутат от «Справедливой России» Александр Бурков поинтересовался, почему ставка ЦБ настолько выше уровня инфляции? Сейчас она составляет 10 процентов. «Когда мы придём к устойчивому уровню инфляции в 4 процента, ключевую ставку можно снизить до 3-4 процентов», — сказала Набиуллина. Но в ближайшее время этого не произойдёт. По её словам, есть заблуждение, что снижение ставок сейчас помогло бы экономическому росту. На самом деле, это окажет лишь краткосрочный экономический эффект и снизит курс рубля, что в конечном итоге снова приведёт к росту ставок.
Председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подчеркнул, что впервые в основах кредитно-денежной политики Центробанк поставил чёткую цель – снизить инфляцию. «Чётко прописаны вопросы координации ЦБ и правительства по денежной программе, тарифной политике, расходах фондов», — сказал он.
Как стимулировать инвестиции?
Основная дискуссия на пленарном заседании развернулась вокруг вопроса поддержки экономического роста – что должен делать Центробанк, чтобы экономика развивалась более активно? Ключевая проблема – трансформация сбережений в инвестиции. В прошлом году был 1,5-кратный рост доходности в компаниях. В 2016 году их прибыль выросла на 20 процентов, но эта прибыль не идёт в инвестиции.
Чтобы заставить предприятия вкладывать в развитие экономики, Анатолий Аксаков предлагает совершенствовать налоговую, бюджетную политику, снижать административные барьеры и «ретивость силовиков, которые кошмарят бизнес». Не только Правительство, но и Центробанк может поддержать экономический рост. Например, с помощью нормативов и требований сделать так, чтобы средства предприятий и банков перенаправлялись в кредитование перспективных отраслей.
Депутат от КПРФ Николай Осадчий спросил, почему организации набрали кредитов за рубежом, а не в своей банковской системе? Эльвира Набиуллина рассказала, что после кризиса 2008 года многие предприятия увеличили заимствования за рубежом, потому что в России была высокая инфляция и высокая ставка по кредитам. «Нужен мониторинг внешних заимствований предприятий, мы обсуждаем это с правительством, — сказала она и обратила внимание, что в некоторых странах предприятия обязаны отчитываться о заимствованиях за границей.
На ту же проблему обратил внимание глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он подчеркнул, что Президент не позднее мая 2017 года поручил разработать план, который позволит выйти на темпы роста выше мировых. «А какова здесь роль Центробанка? Прибыль банков возросла в четыре раза, они восстановили свою рентабельность, а кредитование реального сектора снижается», — сказал Макаров. На счётах в банках предприятия держит 21 триллион рублей, и они не вкладывают эти деньги в экономику. Они готовы рискнуть деньгами бюджета и кредитными деньгами, но не уверены в том, что могут инвестировать. «Нужен комплекс мер, и здесь должно быть продолжено более углублённое сотрудничество правительства и ЦБ», — уверен Андрей Макаров.
Первый заместитель главы бюджетного комитета, депутат от ЛДПР Сергей Катасонов предложил руководству Центробанка перейти от запретительных мер к стимулирующим. «Намного проще сосредоточиться на надзоре, выдавать лицензии, но через банковский сектор надо запустить механизм стимулирования кредитования реального сектора», — сказал он.