Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Антикризисный план выполнили на двойку

Счётная палата подвела итоги исполнения бюджетов за девять месяцев

03.11.2016 16:20

Автор: Юрий Скиданов

Антикризисный план выполнили на двойку
Фото Павла Смертина, ТАСС

Пока в Госдуме обсуждают, как сверстать будущий трёхлетний бюджет, Счётная палата (СП) РФ проанализировала  промежуточные итоги того, насколько профессионально и эффективно Правительство исполняет предыдущий бюджет 2016 года. 

Ошибки заложены в прогнозах

Итак, Счётная палата подготовила оперативный доклад, в котором анализирует, как исполняются бюджеты всех уровней, а также насколько эффективно были реализованы положения антикризисного плана Правительства в январе – сентябре 2016 года. 

Общее впечатление от материалов СП – могло быть и хуже… А вот лучше – вряд ли. Главная причина в том, что, как следует из оперативного доклада, изначально в проект бюджета, разработанный Правительством, были заложены неверные фундаментальные показатели – прогнозируемые мировые цены на углеводороды , поступления от экспорта которых, как известно, составляют основу бюджета, а также возможные валютные курсы рубля.  В конце прошлого года на стадии парламентских чтений бюджетного законопроекта, несмотря на достаточно острую критику в адрес его разработчиков из Минэкономразвития, более обоснованных ориентиров получить не удалось, да и рекомендации некоторых членов Совета Федерации более обоснованно и аргументированно обозначить  нефтяные и валютные котировки остались неуслышанными.

Итог такой: средняя цена на нефть марки «Юралс» (её экспортирует в основном Россия) в январе – сентябре составила 39,74 доллара США за баррель, что на 10,26 доллара ниже среднегодовой прогнозной цены (50 долларов), заложенной Минэкономразвития в бюджет для определения его доходов. Более чем десятидолларовая разница серьёзно искажает картинку доходов: подсчитано, что падение нефтяных котировок на доллар лишает бюджет доходов на два миллиарда долларов, или примерно на 120–130 миллиардов рублей, если считать по среднегодовому валютному курсу.   Такая ошибка в прогнозах стоит почти 10 процентов общей суммы доходов бюджета, что, разумеется, не лучшим образом сказывается на его выполнении. Правда, нет худа без добра – чуть-чуть выправила ситуацию другая ошибка Минэкономразвития:  реальный курс рубля к доллару тоже существенно отличается от прогноза, составляя в среднем 68,22 рубля за доллар при заложенных в бюджет 63,3 рубля. Разница – 7,8 процента – позволяет немного сократить бюджетный дефицит за счёт продажи валюты. Минус на минус дал небольшой плюс.

Тем не менее ошибку в 1,2–1,3 триллиона рублей пришлось покрывать в основном из средств Резервного фонда, потратив на эти цели – вот удивительное совпадение – как раз 1,2 триллиона рублей. Покрыть-то покрыли, а вот вполне логичного в такой ситуации падения экономических индексов избежать не удалось.

Счётная палата констатирует, что «существуют значительные риски недостижения темпа роста ВВП по итога года». И это притом что этот показатель задним числом был уменьшен на 1,3 процента.

Сократились объёмы производства, в первую очередь в высокотехнологичных отраслях с высоким уровнем добавленной стоимости: легковых автомобилей – на 11 процентов, электронной аппаратуры – на 17,8 процента. Крайне тревожный факт  – падает стройиндустрия, в том числе и промышленное строительство: производить стройматериалов стали меньше  на 11–22 процента.

А вот экспорто ориентированные отрасли стали чувствовать себя лучше на фоне слабеющего рубля – производство красителей возросло почти на 20 процентов, а в целом химпром увеличил стоимостные объёмы на 6 процентов. Зафиксировано оживление и в отраслях, связанных с сельским хозяйством, которое увеличило производство продукции на 3 процента сравнительно с прошлым годом. 

По-прежнему совершенно неудовлетворительно идёт выполнение федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). Деньги, которые выделяет федеральный бюджет, никак не могут превратиться в готовые производственные мощности: потрачено всего около 46 процентов от так называемых лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), проще говоря, построено меньше половины от намеченного, что хуже, чем даже в прошлом, не самом благополучном в этом смысле, 2015 году, когда этот показатель составил 55,5 процента.

Что значит срыв этих, казалось бы, отвлечённых больших планов, наши сограждане почувствовали на собственных кошельках  – реальные располагаемые доходы снизились на 5,3 процента при самой щадящей оценке. Да и эти доходы в виде зарплаты выдают не всегда вовремя, задолженность составила 3,7 миллиарда рублей, причём особо страдают работники обрабатывающей высокотехнологичной промышленности, на долю которых приходится почти половина долгов.

Как боремся с кризисом

Но будет ли лучше? Ведь преодолеть кризис намечено, используя масштабный план действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны.  И денег выделено для этого немало – почти 700 миллиардов рублей, что больше, например, расходов на здравоохранение.

Поборолись с кризисом, как следует из материалов СП РФ, не совсем удачно. По состоянию на 1 октября 2016 года сняты с контроля 62 пункта плана.  А из оставшихся 60 мероприятий полностью выполнен 1(один) пункт, или 1,7 процента от общего объёма.  Частично выполнено 5, не выполнено 19 пунктов. А ещё 35 пунктов (58 процентов)  отнесены к загадочной категории «находятся в работе», что уж вовсе не понятно – то ли выполнены, то ли не выполнены, то ли выполнены частично. Другого состояния не дано, что даёт основания думать, к работе по этим пунктам вовсе не приступали. Среди тех пунктов, которые относятся к категории «частично выполненных», можно выделить мероприятия, направленные на то, чтобы сохранить уровень лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на социальную помощь, – пенсионеров. Так вот, из 50,2 миллиарда на эти цели потратили около 37 миллиардов рублей, примерно 74 процента. 13 миллиардов не дошло, а ведь они вовсе не лишние для не очень молодых, не очень здоровых и не очень обеспеченных людей. Почему? Непонятно. Тут же не надо сложных схем и бизнес-планов, просто перечисляй деньги на соответствующие счета.

Другой пример – бюджетные кредиты регионам. Общеизвестно, что субъекты  Федерации в долгах по причине того, что федеральный Центр делегирует полномочия, прежде всего социальные, а с источниками финансирования, мягко говоря,  запаздывает. Регионы залезают в долги коммерческим банкам. Компенсируют эти долги бюджетными кредитами, в антикризисных мероприятиях на эти цели выделено свыше 300 миллиардов рублей.  А регионы получили пока только 282 миллиарда, или 83 процента от плана. Хорошо, конечно, что  достаточно большая цифра, но почему не перечислить всё, ведь денег от невыполненных мероприятий хватает, а каждый день просрочки накручивает проценты от полученных ранее коммерческих кредитов?  

Среди 19 полностью сорванных пунктов правительственного плана – дополнительные меры по импортозамещению в сельском хозяйстве, государственное регулирование предельных отпускных цен на жизненно необходимые лекарства, оптимизация загрузки энергомощностей, с тем чтобы не допустить рост стоимости электроэнергии для потребителей… Важные и нужные пункты.

По классической школьной шкале оценок если задание выполнено наполовину, учитель ставит двойку. Или тройку с минусом  в зависимости от настроения и успехов по остальным предметам. Но не больше. Это в школе. В жизни таких компромиссов нет.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3400