Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Росатом ждёт ответственности от поставщиков

На форуме «Атомекс 2016» обсудили пути совершенствования системы закупок

21.10.2016 12:33

Автор: Елена Леводянская

Росатом ждёт ответственности от поставщиков
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» АЛексей Лихачёв (в центре), директор по закупкам Роман Зимонас (слева) и исполнительный директор «Атомэкспо» Николай Шингарёв (справа) на выставке поставщиков атомной отрасли. Фото предоставлено пресс-службой ООО «Атомэкспо»

Российская атомная энергетика сохраняет лидирующие позиции на мировом рынке. Госкорпорация «Росатом» реализует десятки проектов в России и за рубежом, занимая первое место в мире по числу сооружаемых реакторов.

Напомним, что недавно Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди запустили второй энергоблок АЭС «Куданкулам». Также в ходе видеоконференции Путин и Моди приняли участие в закладке третьего, четвёртого энергоблоков атомной электростанции, передаёт РИА «Новости». Подписание Россией и Индией генерального рамочного соглашения по пятому и шестому блокам АЭС «Куданкулам» ожидается до конца года.

В дальнейших планах Рос­атома – кратное увеличение количества заказов, и в первую очередь за рубежом. Это основное направление роста корпорации в будущем. На ближайшие десять лет планируется построить не менее сорока энергоблоков в пятнадцати странах с общим объёмом финансирования до 150 миллиардов долларов. Масштабная программа по строительству атомных энергоблоков за рубежом включает огромный объём заказа оборудования и услуг для предприятий атомной отрасли, а значит, объём заказов госкорпорации, размещённых на конкурсной основе, будет постоянно возрастать.

В 2015 году Росатом провёл конкурентных закупок на сумму около 644 миллиардов руб­лей. На 2016 год запланировано проведение закупок на сумму 786,8 миллиарда руб­лей, в 2017-м она может превысить 800 миллиардов. Рост объёма конкурентных закупок в Росатоме беспрецедентный – в сорок раз!

При создании системы закупок несколько лет назад Росатом стремился повысить уровень конкуренции и эффективности проводимых процедур для экономии средств, сформировать механизм, направленный на борьбу с коррупцией. Сей­час важно продолжить работу, направленную на оптимизацию закупочной деятельности.

Вызовы времени требуют новых законов

В ходе VIII Международного Форума поставщиков атомной отрасли «Атомекс», проходившего в Экспоцентре 19–20 октября, его участники обменялись мнениями о том, в каком ключе необходимо совершенствовать систему закупок, чтобы она работала без сбоев, которые могут дорого обойтись атомной отрасли России. Генеральный директор Рос­атома Алексей Лихачёв напомнил об острой дискуссии, касающейся изменения основных принципов законодательства о закупках, которая велась в Правительстве на рубеже 2010–2011 годов. «Тогда председатель Правительства поддержал необходимость внесения изменений в существующее законодательство, и сегодня мы видим положительное влияние этих норм на закупочный процесс», – заявил он.

Новые реалии требуют нового качества закупочных процедур. Физические объёмы работы, как и количество поставщиков, с которыми работает госкорпорация, растут, но возрастает и ответственность перед иностранными партнёрами. Необходимо соответствовать не только своему законодательству, но и законодательству целого ряда стран-партнёров, нельзя забывать о требованиях международных договоров, которые существуют на межправительственном уровне для реализации крупных проектов. Очень важно быть во всеоружии, и уже сегодня «сыграть на опережение», подготовившись к жёстким требованиям современного мирового рынка.

По мнению главы Рос­атома, должны быть прописаны чёткие механизмы, дающие гарантии современных, качественных, соответствующих требованиям безопасности поставок, закупочное законодательство для технически сложных проектов должно стать более эффективным. Руководитель гос­корпорации подчеркнул, что при этом будут непременно сохранены все позитивные наработки по открытости, по предварительному информированию. «Позиция Росатома будет максимально открытой и привлекательной для наших партнёров», – заверил он.

Отделять ли зёрна от плевел?

В Минэкономразвития соглашаются с тем, что действующий закон нуждается в изменениях. Начальник отдела закупок организаций госсектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Фаиз Наков рассказал, что в ближайшее время 223-й Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ждёт большое количество изменений. Объёмный проект поправок к №223-ФЗ находится на рассмотрении в Госдуме.

Среди основных положений законопроекта: установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупки, перечня случаев отказа от заключения договоров по результатам закупки, перечня случаев изменения существенных условий договора. Предлагается ввести в закон понятие закупки в электронной форме, а также установить требование о том, чтобы все закупки, проводимые конкурентными способами, проходили исключительно в электронной форме, на электронных площадках. Предполагается, что эти изменения сделают систему закупок более эффективной и демократичной.

Но достаточно ли таких изменений, чтобы смело гарантировать качественное и своевременное исполнение международных заказов субподрядчиками, не входящими в структуру Рос­атома? «Мы хотим, чтобы к торгам были допущены только те компании, которые могут точно выполнить обязательства договора качественно и в срок. Сейчас у Рос­атома нет механизмов проверить, могут ли они выполнить свои обещания», – заявил на форуме директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации Роман Зимонас.

Свою позицию он пояснил тем, что в случае неисполнения крупного заказа госкорпорации грозят миллиардные штрафы, обесценивающие проведённую ранее работу. «А ведь это не только экономические потери, но и риски ухудшения репутации в глазах зарубежных заказчиков». По словам Зимонаса, речь не идёт о тотальной проверке, аудит коснётся лишь поставщиков критически важной продукции, которая влияет на безопасность и сроки реализации проекта в целом. За рубежом предварительный аудит поставщиков – стандартный подход.

«Проблема в том, что мы пытаемся написать единый закон для всех категорий заказчиков, не думая о том, какие задачи и с какими последствиями решаются ими», – убеждён Роман Зимонас. В результате компаниям-изготовителям с выстроенной системой контроля качества, с большим опытом предлагается конкурировать с фирмами, которые только зашли на рынок и декларативно заявляют, что к моменту завершения изготовления, занимающего порой три-четыре года, сделают всю работу «с нуля»: создадут конструкторский блок, купят технологическую линию, произведут и поставят в срок оборудование.

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы ограничивать рынок и препятствовать конкуренции. Однако конкуренция должна быть равновесной и не ущемлять в правах тех, кто уже доказал свою ответственность и надёжность.

Сегодня законодательные ограничения, в том числе антимонопольные, иногда находятся в противоречии с таким подходом. Однако директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации отметил, что Росатом продолжит вести консультации на эту тему. По его словам, вопрос внесения изменений в законодательство будет и дальше обсуждаться с профильными министерствами и ФАС России. Роман Зимонас выразил уверенность в том, что проблема будет решена: «Едва ли страна из-за того, что мы хотим пустить на торги всех, откажется от внешней выручки».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3530