Все о пенсиях в России

18:28Минтруд опубликовал постановление о повышенной индексации пенсий

16:39Самозанятым навали условие для накопления пенсии в размере 48,7 тысячи рублей

08:18Сенатор Епифанова: Пенсии в России с 2026 года будут назначаться без заявлений

Росатом ждёт ответственности от поставщиков

На форуме «Атомекс 2016» обсудили пути совершенствования системы закупок

21.10.2016 12:33

Автор: Елена Леводянская

Росатом ждёт ответственности от поставщиков
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» АЛексей Лихачёв (в центре), директор по закупкам Роман Зимонас (слева) и исполнительный директор «Атомэкспо» Николай Шингарёв (справа) на выставке поставщиков атомной отрасли. Фото предоставлено пресс-службой ООО «Атомэкспо»

Российская атомная энергетика сохраняет лидирующие позиции на мировом рынке. Госкорпорация «Росатом» реализует десятки проектов в России и за рубежом, занимая первое место в мире по числу сооружаемых реакторов.

Напомним, что недавно Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди запустили второй энергоблок АЭС «Куданкулам». Также в ходе видеоконференции Путин и Моди приняли участие в закладке третьего, четвёртого энергоблоков атомной электростанции, передаёт РИА «Новости». Подписание Россией и Индией генерального рамочного соглашения по пятому и шестому блокам АЭС «Куданкулам» ожидается до конца года.

В дальнейших планах Рос­атома – кратное увеличение количества заказов, и в первую очередь за рубежом. Это основное направление роста корпорации в будущем. На ближайшие десять лет планируется построить не менее сорока энергоблоков в пятнадцати странах с общим объёмом финансирования до 150 миллиардов долларов. Масштабная программа по строительству атомных энергоблоков за рубежом включает огромный объём заказа оборудования и услуг для предприятий атомной отрасли, а значит, объём заказов госкорпорации, размещённых на конкурсной основе, будет постоянно возрастать.

В 2015 году Росатом провёл конкурентных закупок на сумму около 644 миллиардов руб­лей. На 2016 год запланировано проведение закупок на сумму 786,8 миллиарда руб­лей, в 2017-м она может превысить 800 миллиардов. Рост объёма конкурентных закупок в Росатоме беспрецедентный – в сорок раз!

При создании системы закупок несколько лет назад Росатом стремился повысить уровень конкуренции и эффективности проводимых процедур для экономии средств, сформировать механизм, направленный на борьбу с коррупцией. Сей­час важно продолжить работу, направленную на оптимизацию закупочной деятельности.

Вызовы времени требуют новых законов

В ходе VIII Международного Форума поставщиков атомной отрасли «Атомекс», проходившего в Экспоцентре 19–20 октября, его участники обменялись мнениями о том, в каком ключе необходимо совершенствовать систему закупок, чтобы она работала без сбоев, которые могут дорого обойтись атомной отрасли России. Генеральный директор Рос­атома Алексей Лихачёв напомнил об острой дискуссии, касающейся изменения основных принципов законодательства о закупках, которая велась в Правительстве на рубеже 2010–2011 годов. «Тогда председатель Правительства поддержал необходимость внесения изменений в существующее законодательство, и сегодня мы видим положительное влияние этих норм на закупочный процесс», – заявил он.

Новые реалии требуют нового качества закупочных процедур. Физические объёмы работы, как и количество поставщиков, с которыми работает госкорпорация, растут, но возрастает и ответственность перед иностранными партнёрами. Необходимо соответствовать не только своему законодательству, но и законодательству целого ряда стран-партнёров, нельзя забывать о требованиях международных договоров, которые существуют на межправительственном уровне для реализации крупных проектов. Очень важно быть во всеоружии, и уже сегодня «сыграть на опережение», подготовившись к жёстким требованиям современного мирового рынка.

По мнению главы Рос­атома, должны быть прописаны чёткие механизмы, дающие гарантии современных, качественных, соответствующих требованиям безопасности поставок, закупочное законодательство для технически сложных проектов должно стать более эффективным. Руководитель гос­корпорации подчеркнул, что при этом будут непременно сохранены все позитивные наработки по открытости, по предварительному информированию. «Позиция Росатома будет максимально открытой и привлекательной для наших партнёров», – заверил он.

Отделять ли зёрна от плевел?

В Минэкономразвития соглашаются с тем, что действующий закон нуждается в изменениях. Начальник отдела закупок организаций госсектора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Фаиз Наков рассказал, что в ближайшее время 223-й Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ждёт большое количество изменений. Объёмный проект поправок к №223-ФЗ находится на рассмотрении в Госдуме.

Среди основных положений законопроекта: установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупки, перечня случаев отказа от заключения договоров по результатам закупки, перечня случаев изменения существенных условий договора. Предлагается ввести в закон понятие закупки в электронной форме, а также установить требование о том, чтобы все закупки, проводимые конкурентными способами, проходили исключительно в электронной форме, на электронных площадках. Предполагается, что эти изменения сделают систему закупок более эффективной и демократичной.

Но достаточно ли таких изменений, чтобы смело гарантировать качественное и своевременное исполнение международных заказов субподрядчиками, не входящими в структуру Рос­атома? «Мы хотим, чтобы к торгам были допущены только те компании, которые могут точно выполнить обязательства договора качественно и в срок. Сейчас у Рос­атома нет механизмов проверить, могут ли они выполнить свои обещания», – заявил на форуме директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации Роман Зимонас.

Свою позицию он пояснил тем, что в случае неисполнения крупного заказа госкорпорации грозят миллиардные штрафы, обесценивающие проведённую ранее работу. «А ведь это не только экономические потери, но и риски ухудшения репутации в глазах зарубежных заказчиков». По словам Зимонаса, речь не идёт о тотальной проверке, аудит коснётся лишь поставщиков критически важной продукции, которая влияет на безопасность и сроки реализации проекта в целом. За рубежом предварительный аудит поставщиков – стандартный подход.

«Проблема в том, что мы пытаемся написать единый закон для всех категорий заказчиков, не думая о том, какие задачи и с какими последствиями решаются ими», – убеждён Роман Зимонас. В результате компаниям-изготовителям с выстроенной системой контроля качества, с большим опытом предлагается конкурировать с фирмами, которые только зашли на рынок и декларативно заявляют, что к моменту завершения изготовления, занимающего порой три-четыре года, сделают всю работу «с нуля»: создадут конструкторский блок, купят технологическую линию, произведут и поставят в срок оборудование.

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы ограничивать рынок и препятствовать конкуренции. Однако конкуренция должна быть равновесной и не ущемлять в правах тех, кто уже доказал свою ответственность и надёжность.

Сегодня законодательные ограничения, в том числе антимонопольные, иногда находятся в противоречии с таким подходом. Однако директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации отметил, что Росатом продолжит вести консультации на эту тему. По его словам, вопрос внесения изменений в законодательство будет и дальше обсуждаться с профильными министерствами и ФАС России. Роман Зимонас выразил уверенность в том, что проблема будет решена: «Едва ли страна из-за того, что мы хотим пустить на торги всех, откажется от внешней выручки».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3662