Российской экономике готовят «точечную» революцию

Временная комиссия Совета Федерации работает над новой стратегией развития страны

Российской экономике готовят «точечную» революцию   ФОТО: Михаил Нилов

Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития во главе с Сергеем Калашниковым, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, на этой неделе представила для обсуждения доклад о состоянии и неотложных мерах по развитию экономики. 

Предварительные выводы документа сводятся к тому, что нынешняя экономическая политика, неудачно скопированная с западного монетаризма, есть основная причина нынешнего кризисного состояния России. Сразу оговоримся, что окончательный вариант доклада будет доработан и лишь затем представлен руководству Совета Федерации. Но даже проект исследования, имеющийся в распоряжении «Парламентской газеты», показался нам достойным анализа и вынесения на суд читателей. 

От индустриальной державы к сырьевому придатку

В докладе подчеркивается, что рыночные преобразования в нашей стране с уникальным народохозяйственным комплексом начали проводить, не имея научных школ, специалистов и опыта рыночной экономики, что привело к некритичному восприятию весьма спорных западных экономических теорий. Безоговорочно принятая идеологами рыночных реформ в России в качестве образца экономическая модель Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), повсеместно скомпрометированная практикой применения, привела к тому, что в нашей стране приоритетной стала экспорто ориентированная структура экономики, в которой валютные доходы от продажи сырья не могли быть эффективно инвестированы в развитие в силу отсутствия механизмов и  стратегии модернизации. Таким образом, монетаризм в сочетании с либеральной моделью обусловил закрепление позиции России в международном разделении труда в качестве сырьевого придатка. 

Как надо действовать, чтобы проделать обратный путь от сырьевого придатка к высокоразвитой державе с экономикой шестого технологического уклада? Необходимо последовательно заменять отдельные элементы экономической системы, говорится в докладе, сумма этих изменений и составит новую экономическую модель. При этом надо помнить принцип «не навреди», «точечно» модернизируя элементы экономической системы с предсказуемыми последствиями, что в совокупности даст революционные преобразования. Какие же и в какой последовательности элементы надо модернизировать?  

Стратегическое планирование

 В первую очередь, считают сенаторы, надо возрождать и развивать стратегическое планирование. С учётом сложившегося положения и задач, стоящих перед страной, необходимо ввести в практику разработку пятилетних и годовых планов. И по ряду стратегических показателей формировать планы с дальним, более десяти лет горизонтом. Они должны содержать задачи территориального распределения производительных сил страны, определения материальных балансов, потребности в материальных, людских и иных ресурсах, индикативные и реальные показатели экономического развития страны. Переход на принципы стратегического планирования неизбежно обусловит и изменения в финансово-кредитной политике, без которых невозможно стабилизировать отечественную экономику. В частности, необходимо избавиться от ложного представления о том, что единственный способ подавить инфляцию – это до предела сокращать денежно-кредитную массу. 

К тому же «открытые двери» для свободного вывоза валюты вместе с «плавающим курсом» Центробанка России обуславливают не только беспрецедентное развитие валютных спекуляций в объёмах, сопоставимых с ВВП страны, но и приводят к сжиганию золотовалютных резервов, за которые заплачено невозобновляемыми топливно-сырьевыми ресурсами.  

Ситуацию может изменить переход к административно устанавливаемому обменному курсу рубля. Это на сегодняшний день единственный путь обеспечить прогнозируемость валютного рынка. 

Налоговая политика

Абсолютно необходимо ввести жёсткий мораторий в течение 3–5 лет на изменения в налоговом законодательстве, исключая протекционистские меры. Необходимо также решить проблему налога на добавленную стоимость (НДС), который фактически не является таковым, поскольку взимается со всей суммы выручки по цепочке с продаж, при этом одни и те же составляющие стоимости облагаются псевдоНДС многократно.  

С введением действительного налога на добавленную стоимость по ставке 12 процентов можно было бы в 2014 году собрать свыше 8,5 триллиона рублей (сумма оценивалась по ВВП), увеличив налоговые поступления с 12,669 триллиона до примерно 21,1 триллиона рублей.

России необходима прогрессивная шкала подоходного налога, которая сегодня применяется практически во всех странах мира. Прогрессивная шкала НДФЛ должна сочетаться с необлагаемым месячным доходом в размере, например, менее двукратного размера прожиточного минимума. Ставку 13 процентов нужно оставить на ежемесячный доход до некоторой фиксированной суммы (ориентировочно 5–6-кратной средней зарплаты по стране). Доходы, превышающие эту норму, должны облагаться ставкой 30 процентов. 

Модернизация

Очевидно, что инновационная экономика такой страны, как Россия, должна быть всеобъемлющей. Но это может быть достигнуто только при обеспечении реального выхода по ряду секторов на ведущие в мире позиции, что требует жёсткого отбора и концентрации всех ресурсов на определении перечня прорывных технологий, где мы имеем определённые преимущества. 

345 млрд долларов составил экспорт России в 2015 году

В связи с этим необходимо обязать экспортёров продавать государству не менее 50 процентов полученной валюты. По данным 2015 года, когда экспорт России составил 345,9 миллиарда долларов, эта мера позволяла бы формировать инвестиционный фонд в размере 170 миллиардов долларов США. Целесообразно также изменить принципы работы банковской системы, и прежде всего ЦБ РФ. Так, в 2014 году Центробанк предоставил отечественным банкам 14 триллионов рублей. Однако результатов в области инвестиционной политики это не дало. В 2015 году активы банков составили более 80 триллионлв рублей, а инвестиционный кредит предоставлен только в размере 1,5 процента от этих средств.  

Необходимо учесть, что Правительство РФ в силу его места в структуре современной российской власти не может быть стратегическим оператором процессов модернизации. 

Экономика регионов

В сложных экономических условиях первоочередная задача субъектов РФ при исполнении региональных бюджетов – это обеспечение их сбалансированности.

Комиссия считает, что в целях обеспечения сбалансированности бюджетов необходимо на федеральном уровне осуществить следующие меры:  

- предоставить право субъектам РФ самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей в пределах региональной доли, исходя из финансового состояния этой категории налогоплательщиков;

- внести изменения в порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию: не менее 50 процентов суммы платежа зачислять по месту производства, а остальные проценты распределять между регионами с учётом объёмов потреблённой продукции; 

- изменить систему кредитования субъектов РФ банками в части применения общих для всех субъектов кредитования нормативов Центрального банка по начислению резервов на возможные потери по ссудам, которые напрямую зависят от долговой нагрузки регионов и не учитывают структуру долга.

Просмотров 8671

13.10.2016

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...