«Дальневосточный гектар» разворачивает Россию на Восток

Эксперты призывают не превратить «шикарную идею в обман людей

C 1 февраля 2017 года любой гражданин России сможет бесплатно получить 1 гектар земли в Дальневосточном федеральном округе — так вступит в силу третий этап реализации ФЗ-119 о «дальневосточном гектаре». В соответствии с его первым этапом такое право с 1 июня уже имеют жители девяти пилотных районов Дальнего Востока, а с 1 октября — на втором этапе — все россияне-дальневосточники.

Не только баньки, но и лесоперерабатывающие кластеры

Освоить бесплатный гектар необходимо за пять лет, и лишь по истечении этого срока и надлежащем исполнении условий его освоения участок можно будет арендовать или оформить в собственность. Стать хозяином участка из состава земель лесного фонда реально будет после 15 лет его целевого использования. Семье из двух человек полагается два гектара, из трёх - три, и так далее по этому принципу. Дабы получить участок большего размера, группа единомышленников может зарегистрировать соседние гектары по отдельности и объединиться в кооператив.

«Дальневосточный гектар» призван изменить ситуацию на Востоке страны: создать дополнительные стимулы не только для закрепления людей, но и для притока нового населения, и тем ускорить освоение и развитие дальневосточных земель. Кроме того, должен дать мощный импульс развороту страны на Восток — нового геополитического ориентира России. В развитие ФЗ-119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков…». Правительство подготовило проект постановления «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на земельных участках, предоставленных в безвозмездное пользование…». Состоявшееся его обсуждение в Общественной палате РФ вызвало горячую дискуссию экспертов и представителей федеральных ведомств.

Тон ей задала председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина, обратившая внимание на то, что в соответствии с требованиями закона в правительственном документе «введён запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений».

«Данный запрет экономически целесообразен для отдельного гектара, — сказала она. — Особенно, если он расположен в защитных лесах, поскольку организовать процесс «непрерывного неистощаемого пользования лесом» — срубил и посадил, учитывая средний срок достижения зрелости древостоя 80 лет, на нём практически невозможно. Наверняка, на таких отдельных одногектарных участках будет одномоментная разовая вырубка без выполнения плана лесовосстановления — вряд ли найдутся желающие ожидать подрастания леса в течение 80 лет. Но если граждане примут решение объединиться, скооперироваться и этот «объединённо-кооперативный участок» расположен в эксплуатационных лесах, предназначенных для заготовки древесины, то такой запрет приведёт лишь к ограничению прав и законных интересов граждан в использовании предоставленного им государством ресурсного потенциала объединённых лесных участков. Такой запрет не позволит создавать рентабельные малые и средние формы лесохозяйственной деятельности, которые могли бы стать

привлекательными для переселенцев и местных жителей. Если цель закона - дать один гектар, чтобы человек приехал, поставил баньку и отдыхал, это одно. Но предполагаю, что закон принят для развития этих земель. Мы должны посмотреть на задачу шире и найти ответ на вопрос: каким образом предоставить бесплатно данные участки без ущерба для лесосохранения, для природы? Важно подумать об обеспечении деятельности малых и средних предприятий. Именно это позволит в дальнейшем организовать на дальневосточных территориях множественные лесоперерабатывающие кластеры с глубокой переработкой древесины, состоящие из малых и средних форм бизнеса».

Именно это, по мнению Евгении Уваркиной, приведёт к созданию новых рабочих мест, к увеличению налогооблагаемой базы и формированию условий для экономически обоснованного переезда граждан России из других регионов на Дальний Восток и закреплению местных жителей. Как считает Уваркина, закон о дальневосточном гектаре «необходимо доработать с учётом вышеизложенного» и внести соответствующие изменения в правительственное положение.

По мнению члена Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Виктора Грачёва, необходимо отработать саму систему предоставления земельных участков, чтобы не было разногласий и обидных ситуаций. «Отвод лесного участка — это не просто 1 гектар выделенной земли. Его значимость зависит от транспортной близости, от перспективной продуктивности. Есть леса в глуши, а есть расположенные на бывших землях сельхозназначений, прошедшие госрегистрацию. Они могут быть использованы для предоставления в первую очередь. Однако в любом случае должен быть нормативный подзаконный акт, предусматривающий ответственность за причинение ущерба».

Директор правового департамента Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Дмитрий Граб в развитие слов Виктора Грачёва напомнил: нарушение установленных лесным законодательством и федеральным законом требований использования, охраны и защиты воспроизводства лесов, согласно проекту постановления, влечёт прекращение договора о безвозмездном пользовании. И задался вопросом: к чему это может привести? «Если у меня на пожарном щите не хватает одного топора, то участок забирают. Если я не знаю, что такое, например, работа с «открытым огнём», а это, наверное, сварка, то участок опять же могут забрать», — отметил он. По его мнению, такая ситуация может привести к злоупотреблениям со стороны местных властей и ведомственных чиновников и к разорению переселенцев. Дмитрий Граб предложил подготовить проект правового механизма освоения участка, в котором заложить и понятные нормативы о противопожарном обеспечении. «Закон о «дальневосточном гектаре» достаточно инновационный в снятии административных барьеров и ограничений необходимости общения граждан с чиновниками. Но на этапе его реализации мы вернулись ко всем чиновничьим уловкам», — констатировал директор правового департамента.

В свою очередь, член научно-консультационного Совета при Общественной палате Андрей Гуськов представил себя в образе и заботах одного из тех миллионов россиян, который хочет получить «дальневосточный гектар». «Для начала я должен быть приучен к тому, чтобы каждый год до 10 января, когда вся страна празднует Новый год, готовить годовой отчёт об использовании гектара, — сообщил он. — А чтобы получить эту землю, я должен подготовить проект её использования, с чертежами, выкладками, и ещё ряд документов, которые и эксперты не всегда готовы составить. Проект должен пройти экспертизу в региональном лесохозяйстве. К слову, такую экспертизу с первого раза не все госкорпорации могут пройти. Около ста тысяч рублей должен будет выложить каждый гражданин, чтобы получить этот бесплатный гектар. Не закладываются ли тем самым социальные взрывоопасные ловушки?!» Андрей Гуськов предложил подготовить соответствующие типовые проекты за счёт государства.

А Евгения Уваркина порекомендовала всем заинтересованным ведомствам совместно разработать типовой отчёт для граждан-хозяев одного гектара, чтобы максимально облегчить им «бумажную работу».

В ДФО свободно для освоения 140 миллионов гектаров. А сколько пригодно?

Не оставил без внимания высказанные претензии и начальник правового управления Рослесхоза Иван Советников. «Лесники с болью в сердце читают этот закон, который устанавливает самый либеральный режим лесопользования, — эмоционально заметил он. — Ни один лесопользователь не имеет столько вольностей, сколько будут иметь граждане, получив «дальневосточный гектар». Лес — это сложная система, которая подвержена болезням, пожарам. И каждый, кто взял гектар, должен заполучить не только право на безвозмездное пользование им, но и нести ответственность за состояние окружающей среды, обязан знать и помнить, какова главная роль леса в природе и жизни людей. Если говорить об экспертизе, то она не такая уж сложная. В состав комиссии, её проводящей, входят не только одни чиновники, а, например, и общественники, члены региональных ОП. Ну а отчёт необходим: иначе, как мы поймём, как идёт процесс освоения земель? По поводу ста тысяч рублей - да, у государства на это денег нет, ни у Рослесхоза, ни у Минприроды».

Отстаивая позицию ведомства, чиновник подчеркнул: в постановлении установлены более низкие, относительно других лиц, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Кроме того, с граждан снимается финансово затратное обязательство по осуществлению искусственного и комбинированного лесовосстановления. Выполнение гражданами естественного лесовосстановления (уход за подростом), предусмотренное проектом постановления, предполагает незначительные затраты. Документ также устанавливает значительно упрощённую общую часть состава проекта освоения лесов. Так, если договор безвозмездного пользования земельным участком заключён с несколькими гражданами, разрабатывается и представляется общий проект освоения лесов, что позволяет существенно снизить затраты на его разработку. Срок действия проекта освоения лесов не ограничен действием лесохозяйственных регламентов.

Главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг» Алексей Кузнецов уверен, что для решения возникших проблем нужен план лесоустройства страны. «Есть участки сладкие — у хороших водоёмов, близко к сложившейся инфраструктуре, такие будут разбираться в первую очередь. Но половина лесов пребывает в возрасте 20 и более лет. Ими никто не занимался, и представленные в них участки могут не соответствовать тому, что предлагается. Уже есть ситуации, когда из 100 заявок люди в 80 случаях отказываются от них», — напомнил аналитик.

Безусловно, для нормального управления земельными ресурсами было бы полезно провести разграничение государственной собственности на землю, внести права третьих лиц в Единый государственный реестр прав, отметить, где, например, находятся защитные леса. Кто и на какие средства это будет делать? Алексей Кузнецов предложил при формировании бюджета-2017 увеличить субъектам Российской Федерации финансирование по статьям лесопользования ФЗ-119.

На официальном сайте «дальневосточного гектара» — Надальнийвосток.рф — сообщается, что в ДФО свободно для освоения 140 миллионов гектаров. Но сколько земель пригодно для освоения — умалчивается, отметили эксперты в комментарии для «Парламентской газеты». И уточнили: в общую площадь включены земли, освоение которых потребует огромных денежных вложений, которые переселенцу в одиночку не осилить. Конкретная помощь ему пока не обещана. Участники дискуссии подняли много актуальных проблем, равно как и высказали конструктивные предложения, способствующие, с одной стороны, привлечь россиян к освоению земель, с другой - обеспечить безопасность этого процесса.

Подводя итог обсуждения, Виктор Грачёв выделил ряд главных предложений, которые станут основой рекомендаций Правительству и законодателям. Рослесхозу необходимо разработать типовой проект для освоения лесов на 1 гектаре Дальневосточного региона и обеспечить подбор лесных участков в ДФО, которые могут быть предложены гражданам как для заготовки древесины, так и другой деятельности. Минсельхозу и Росимуществу поручено урегулировать использование сельских лесов. Обеспечить исполнение поручения главы государства «выделять гражданам дальневосточные гектары в местах хотя бы с минимальной инфраструктурой». Если же будут выделены средства на строительство лесных дорог, которые были прописаны на Госсовете по поручению президента, констатировал Виктор Грачёв, то их проложить в соответствии с подобранными участками за счёт бюджетных средств и софинансирования заинтересованного бизнеса так, чтобы массивы «дальневосточного гектара» нарезались вдоль магистрали. «Нормативно-правовые акты должны быть чёткими, понятными для граждан, ответственными перед ним, — подытожила Евгения Уваркина. — Нельзя такую шикарную идею превратить в обман людей!».


Просмотров 2840

15.08.2016

Популярно в соцсетях