Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Снижения цен в России реже, чем затмения Солнца

Росстат зафиксировал недельную дефляцию, но кризис нарастает

05.08.2016 12:02

Снижения цен в России реже, чем затмения Солнца
Фото Геннадия Михеева

Лето. Информационный штиль. Хочется хороших новостей. Практически все СМИ в заголовки вынесли рядовую, в общем-то, информацию Росстата о том, что за неделю с 26 июля по 1 августа индекс потребительских цен снизился аж на 0,1 (одну десятую) процента.

Иными словами, если в зависимости от региона минимальный потребительский набор товаров составляет, к примеру, 23 000 рублей, то теперь он подешевел на 23 рубля. Стоимость батона хлеба не лучшего качества. Кстати, если верить данным одной из газет, недельная дефляция конца июля 2016 — первая за пять лет. А всего с 2009 года её фиксировали четыре раза. Заметим, что полных солнечных затмений, наблюдаемых на территории России за тот же период, случилось шесть.

Лукавая цифра

Но, может быть, речь идёт о начале долгосрочной тенденции, тем более что многие эксперты утверждают, что снижение цен (дефляция) продолжится и в августе? И можно говорить о том, что монетаристская политика Центробанка и Минэкономразвития принесла наконец плоды и борьба с инфляцией родила дефляцию, как поспешили отметить некоторые либеральные СМИ? Попробуем разобраться.

Первое и главное — некоторое снижение цен вызвано сезонным фактором. Овощи и фрукты подешевели, соответственно потянув вниз и индекс потребительских цен. Огурцы подешевели за последнюю неделю июля на 6 процентов, помидоры — на 4,8, картофель — на 2,2, лук — на 1,5, морковь — на 3,1, свинина бескостная — на 0,1 процента, что позволило в общем балансе цен и зафиксировать общее снижение, несмотря на то что на остальные продовольственные товары и услуги из списка Росстата (всего 64 наименования товаров и услуг) цены либо выросли, либо остались без изменения. К тому же 64 наименования важнейших товаров и услуг не охватывают все потребительские траты граждан России. Вне рамок регистрации Росстата остались, к примеру, тарифы ЖКХ, рост которых привёл к падению реальных доходов населения, не учли статистики и увеличившиеся затраты на оплату государственных услуг и изменения в ценах на лекарства.

Но при всех оговорках согласимся: дефляция за неделю есть. А что с более длительным периодом? К примеру, за семь месяцев, с декабря 2015 года? Здесь всё грустно. Рост цен по всем показателям, исключая свинину, кур, яйца и те же помидоры и огурцы. От 3,2 процента на бензин до 30 процентов на гречку! Одна известная торговая сеть подсчитала, что средняя стоимость чека за разовую покупку в её магазинах за последние полгода увеличилась на 130 рублей, а количество наименований товаров в этом чеке сократилось на 15 процентов. Вот реальное свидетельство, куда и какими темпами движутся цены. А в целом за последние два года цены на продукты выросли на 3162 процента, опередив инфляцию в 1,2 раза.

Доживём до сентября

Понятно, что в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму желательно создать благоприятный информационный фон для социально-экономического блока Правительства и Центробанка. Но, как говорил известный сатирик, «тщательней надо». Иначе можно получить обратный результат. Если учесть, что в июне реальные доходы населения, согласно данным того же Росстата, упали примерно на 11 процентов в сравнении с маем, то последующее июльское снижение ценового индекса всего на 0,1 процента означает для отдельного потребителя фактический рост цен — ведь купить товаров и услуг он может меньше на 10 процентов! Падение покупательной способности в разы опережает уменьшение индекса потребительских цен даже по ограниченному кругу товаров.

Дефицит бюджета, уменьшение доходов и секвестр расходов госбюджета, жёсткая кредитная политика Центробанка и как следствие падение промышленного производства, рост безработицы, задержки зарплаты приводят к тому, что покупательная способность населения уменьшается. По данным социологических исследований, около 40 процентов россиян значительно снизили затраты на продукты и одежду, а также отдых и развлечения. И, несмотря на дежурный оптимизм сотрудников Минэкономразвития, которые утверждают, что и в августе снижение цен будет с высокой долей вероятности продолжено, это вряд ли произойдёт: не стоит путать сезонный фактор с долгосрочной и квалифицированной экономической политикой, которая гарантировала бы рост реальных доходов населения и реального производства материальных благ. Такой политики, увы, пока в России не зафиксировано.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4102

Ещё материалы: Юрий Скиданов