Малый бизнес может уйти в минус

Он станет вымирать, если муниципалитеты не будут материально заинтересованы в развитии предпринимательства

Малый бизнес может уйти в минус

Фото Владимира Афанасьева

Заинтересованность муниципалитетов в развитии малого бизнеса должна быть выше. Развитие возможно не просто под «угрозой наказания», страхом перед административной ответственностью, но прежде всего из-за финансового интереса. Как создать условия для расцвета предпринимательства на местах, парламентарии и эксперты обсуждали в пресс-центре «Парламентской газеты».

Как заинтересовать финансово

По данным на 2015 год ежемесячно более 43 тысяч индивидуальных предпринимателей прекращали свою деятельность. Это примерно пять процентов от общего числа ИП в стране, а прирост новых субъектов малого бизнеса — всего 2 процента. Эксперты считают, что это происходит в том числе потому, что малому бизнесу не оказывается поддержки на муниципальном уровне. Сенатор Олег Цепкин думает, что уменьшение количества малых предпринимателей — это однозначно негативная ситуация. «Малые предприятия, которые в подавляющем большинстве работают на базе муниципалитетов, должны обеспечить массу вопросов — это и занятость населения, и его финансовое обеспечение, и налоговая база… В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП доходила за последние годы до 80 процентов. У нас — всего 20 процентов, и это ничтожно мало», — сказал сенатор.

Парламентарий уверен, что в такой ситуации необходимо повышать заинтересованность муниципалитетов в развитии малого бизнеса. Как это сделать? По мнению Олега Цепкина, должна быть не просто административная ответственность, но и финансовый интерес. Действующая упрощённая система налогообложения подразумевает 100-процентное отчисление налогов малых предприятий в региональные бюджеты. «Тем самым мы исключили финансовую заинтересованность районного бюджета — там всё равно, 10 или 100 предприятий в муниципальном образовании. Считаю, что налоги сейчас нужно в большей степени перераспределить в сторону регионов. И тем самым создавать финансовую ответственность местных властей за развитие малых предприятий и появление новых субъектов малого бизнеса», — отметил парламентарий.

Сегодня в Челябинске каждый пятый рубль, который поступает в региональный бюджет, — от малого бизнеса. Об этом сообщил спикер Челябинской городской думы, глава Союза российских городов Станислав Мошаров. По его мнению, если заинтересовать муниципалитеты финансово в развитии малого бизнеса, то такой механизм работать будет. «Мы попробовали это в Челябинске, который одним из первых перешёл на внутригородское деление, когда районы получают самостоятельные бюджеты. В течение года мы перечисляли налоги от патентов в бюджеты муниципальные. И число ИП выросло в некоторых районах в два раза», — рассказал он. Так же, как рассказал Станислав Мошаров, в Челябинске уже полгода работает портал поставщиков питания и услуг для социальной сферы (школы, больницы, детсады и т.д.), которыми выступают в подавляющем большинстве малые предприниматели — в результате цены на услуги упали в разы.

Станислав Мошаров отметил, что для развития малого бизнеса в муниципалитетах должна оставаться не только «упрощёнка» — можно подумать и о том, чтобы в районные бюджеты поступала часть НДФЛ. Или оставлять там, например, один процент от прибыли. «Всё это надо обсуждать, но без подобных мер мы не добьёмся успехов, и бюджеты муниципалитетов не станут бюджетами развития», — считает глава Союза российских городов. Он убеждён, что необходимо менять срок максимальной аренды для малых предприятий (по завершении аренды предприниматели вынуждены опять выходить на аукционы) — сейчас он составляет пять лет, а нужно минимум 10 лет.

Микробизнесу готовят особый финансовый «продукт»

Сами предприниматели считают, что программы поддержки и льготы, которые придумывают для малого бизнеса, во многом оторваны от реалий жизни. Как сказала муниципальный депутат одного из поселений Москвы, президент межрегиональной общественной Ассоциации поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец, найти программу поддержки по конкретному производству очень сложно — критерии разработаны явно не для кризисных условий. Например, много программ, которые предусматривают наличие нового оборудования на производстве, но откуда взять средства малому предпринимателю на новое оборудование, если кредитная ставка по-прежнему для него неподъёмна? Также малый бизнес попал в кассовый разрыв — между падением рубля и подорожанием сырья.

Ольга Косец констатировала, что падение потребительского спроса произошло не на 20—30 процентов, как говорят официальные данные — как убеждают подсчёты выручки малых предприятий, падение спроса происходит в сотни раз. «У нас не налажены каналы сбыта продукции — нас лишили открытых рынков, где малый бизнес сбывал в основном свою продукцию. А сегодня малые предприниматели должны переезжать в дорогие павильоны, где попадают под «колпак» крупного бизнеса — если ты не нашёл общий язык с ним, то уже завтра тебя могут выгнать с площади», — отметила Ольга Косец.

По её словам, государство со времён ликвидации «Черкизона» так и не озаботилось организацией рынка сбыта для малых предпринимателей. Хотя заявления о необходимости поддержки малого бизнеса делаются первыми лицами страны, включая Президента РФ.

Между тем не все специалисты поддерживают идею развития «микробизнеса» на данном этапе. Член Общественной палаты РФ Артём Кирьянов заявил, что поддержка такого бизнеса — вложения в негодный объект. «Убеждён, что прорывное развитие страны возможно только силами крупного системообразующего бизнеса. Было бы странно силами малого бизнеса участвовать в концессии по ЖКХ, строить железные дороги и т.д. Однако власти больше говорят о поддержке малого бизнеса, от развития которого налогоплательщики практически ничего не получат», — отметил эксперт.

Минфин РФ недавно заявил, что в ближайшие три года межбюджетные отношения не будут пересмотрены в пользу муниципалитетов. Но сегодня есть перекос в этих отношениях, из-за которого трудно спрашивать результат. Поэтому эксперты выступают за диалог предпринимателей и местных властей — когда муниципалитет предлагает бизнесменам конкретные направления их деятельности.

Между тем уже сейчас в некоторых территориях работают бизнес-навигаторы, которые формируются на основе налоговых реестров малых предприятий — это позволит малому бизнесу лучше ориентироваться, где и на какую продукцию будет выше спрос. Об этом рассказал руководитель дирекции регионального развития Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Андрей Чуев. Он также сообщил, что планируется «прогарантировать» банковскую поддержку малому бизнесу в этом году на 65 миллионов рублей. «На сегодня корпорация собирает проекты, которые отвечают указу Президента РФ о новых технологиях и импортозамещении. Также мы разработали особый финансовый продукт, который позволяет кредитоваться малому бизнесу под 11 процентов в год, а среднему бизнесу — под 10 процентов. По нему уже готовы работать 12 крупнейших российских банков», — рассказал представитель Корпорации МСП.


Просмотров 1967

25.07.2016

Популярно в соцсетях