«Рекламная полиция» может вернуться
Органам исполнительной власти хотят дать право штрафовать за незаконную рекламу
Стараниями депутатов петербургского Заксобрания Госдуме добавилось работы. В парламент страны 30 июня внесён законопроект, который, по задумке авторов, поможет эффективнее бороться с нелегальной уличной рекламой. Речь идёт о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, дающих право составлять протоколы не только полиции, как сейчас, но и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя.
Безнаказанность — мать анархии
Собственно, то, что предлагают петербуржцы, уже было: до 2010 года штрафы нарушителям выписывали именно представители местных властей. Уже тогда незаконной рекламы было хоть пруд пруди. Но когда право составлять протоколы отдали полиции, ситуация вконец вышла из-под контроля. Стражам порядка новые полномочия оказались в тягость — у них и так забот полно. К тому же следить за законностью установки рекламы — дело хлопотное. Не подойдёшь ведь к столбу или стене дома и не спросишь с них разрешительные документы на установленную на них рекламу. Собственника надо искать, потом делать запрос в соответствующий комитет городского правительства, чтобы узнать, действительно ли реклама согласована, и только потом можно штрафовать. В общем, одна морока. Очень быстро операторы рекламного рынка почувствовали безнаказанность. Они вешают свою конструкцию самовольно — а их никто не штрафует. Спрашивается, зачем платить деньги городу, если можно просто так, бесплатно?Бюджет Петербурга недосчитался шести миллиардов
Взять, к примеру, Петербург. В 2012 году, по оценкам специалистов, рынок городской наружной рекламы на 40 процентов был теневым. Сейчас в тени уже 80 процентов: из 25 тысяч рекламных конструкций, установленных в городе, только у 4773 имеются все разрешения. А за весь 2015 год полиция составила всего 207 протоколов о нарушениях и выписала 10,3 миллиона рублей штрафов. При этом взыскать удалось лишь 1,8 миллиона.— Если наказывать всех нарушителей, то речь пойдёт о миллиардах рублей штрафов, которые поступят в бюджет, — убеждена автор законопроекта, петербургский депутат Марина Шишкина. — КоАП предусматривает наказание от 500 тысяч рублей до миллиона. Вот и посчитайте: 20 тысяч нарушителей только по Петербургу, с каждого хотя бы по нижней планке — это 10 миллиардов рублей. Причём 40 процентов этих поступлений должны идти в федеральный бюджет и 60 процентов — в региональный. То есть бюджет Петербурга недосчитался шести миллиардов!
При этом у полиции полномочия никто отнимать не собирается.
— Мы предлагаем, чтобы городские власти могли вместе с полицией штрафовать нарушителей. Не вместо, а вместе, — пояснила Шишкина.
Кстати, законопроект мог бы поступить в Госдуму ещё год назад: в феврале 2015-го петербургское Заксобрание уже его рассматривало. «За» были все — и Комитет по печати Смольного, и комитеты и комиссии самого Заксобрания. Но в последний момент инициативу Шишкиной внезапно отклонили. По её мнению, из-за действий рекламного лобби.
— На меня тогда буквально набросился Виталий Милонов, — припомнила автор поправок в КоАП. — Он меня обвинил в попытках разрушить рекламный рынок. Но я его не рушу! Я за то, чтобы реклама была, но чтобы она была законной и бюджет получал от неё деньги. А если кто-то хочет повесить свою конструкцию без разрешений, то чтобы за это грозил реальный штраф, а не «нарисованный» — и эти деньги тоже шли бы в бюджет.
На этот раз Милонов ничего против законопроекта Шишкиной не имел, хотя за прошедший год в нём ничего не изменилось. В итоге за инициативу проголосовали 44 депутата из 50. И теперь Госдуме следующего созыва предстоит решать — оставить всё как есть на рекламном рынке или дать право региональным властям навести на нём порядок.
«Рекламная полиция» работала очень успешно
В петербургском комитете по печати рассказали, как боролись с незаконной рекламой до 2010 года, пока у чиновников были полномочия самим наказывать нарушителей. В городе даже была «рекламная полиция» — так неофициально называли сотрудников «Центра рекламы и информации», подведомственного комитету по печати.Их было всего шесть человек — на весь пятимиллионный город! И тем не менее их работа была заметна. Например, только за 2008 год они сняли 1200 нелегальных рекламных конструкций и растяжек. За 2009-й — около двух тысяч. И соответственно, выписывали штрафы тем, кто всё это установил. В бюджет шли миллионы, хотя в то время незаконная реклама каралась скромнее — от 50 до 250 тысяч рублей.
Сотрудники «рекламной полиции» и сами постоянно прочёсывали улицы Петербурга в поисках конструкций, на установку которых разрешения не выдавались, и принимали звонки от горожан. Люди ведь тоже всё видят. И пусть они не всегда знают, есть ли все необходимые бумаги на конструкцию, но понимают, что если щит мешает водителям, а баннер закрывает окна, что-то с ними не так. А по поводу растяжек, тянущихся через улицы, и сомнений не было — их в Питере запретили, что, правда, ещё долго не мешало нерадивым предпринимателям их вешать. Так что люди видели это и звонили. И буквально через пару дней незаконная реклама исчезала.