Торговля пойдет другим путём

Депутаты приняли закон о снижении ретробонусов торговым сетям от поставщиков

Торговля пойдет другим путём

Фото Константина Капунова

На своём последнем заседании в формате VI созыва Государственная Дума проголосовала за поправки в Закон «О торговле» сразу во втором и третьем чтениях. Законопроект вводит множество новых норм для торговли, главная из которых снижение максимального размера ретробонусов торговым сетям от поставщиков с десяти процентов до пяти.

Новые правила для рынка

Первое чтение поправки к Закону «О торговле» прошли ещё в мае 2015 года. Но активное обсуждение законопроекта возобновилось только в апреле этого года, когда во время прямой линии Владимир Путин поручил установить новый потолок для бонусов,  которые поставщики платят сетям, до каникул после весенней сессии Госдумы. Рассмотрение законопроекта множество раз переносилось, пока отступать стало некуда, и его таки рассмотрели на финальном заседании одним из последних. «Этот законопроект мы обсуждали более месяца назад, несколько раз рассмотрение его откладывалось в связи с тем, что были разные подходы к нему у представителей ретейла, у поставщиков и у законодателей», — пояснил ранее при обсуждении документа на заседании Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству его председатель Анатолий Аксаков.

Последний раз в Администрации Президента законопроект обсуждался 20 июня, при этом он практически сохранился в первоначальном виде, предложенным Правительством ещё в 2015 году. По словам Анатолия Аксакова, основные изменения — это сокращение максимального размера ретробонуса с 10 до 5 процентов, при этом в него будут включены маркетинговые и логистические услуги. Кроме этого, сократился срок оплаты за поставленный товар, который теперь отсчитывается сразу после подачи документов о его получении, причём документы должны быть предоставлены не позже трёх рабочих дней. Также закон убрал возможность одностороннего расторжения договора и усилил роль антимонопольных органов для контроля прозрачности рынка. Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Все торговые договоры, оформленные до вступления закона в силу, должны быть исполнены до 1 января 2017 года, либо продолжат свое действие согласно новым нормам.

Станем покупать дешевле

В ходе пленарного заседания 24 июня председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркнула, что принятие этих поправок напрямую связано с защитой отечественного производителя продовольствия и интересами потребителей, с интересами граждан. «После принятия законопроекта в первом чтении целый год велись согласительные процедуры, и мы понимали, насколько было высоко нежелание справедливо устанавливать полномочия, ответственность и права на рынке. Наш закон предлагает тот баланс интересов, который позволяет всем участникам рынка действовать открыто и прозрачно на основании правовых процедур», — сказала она. Снижение размеров ретробонусов должно сказаться на ценах товаров, которые должны пойти вниз. Ранее вознаграждение торговых сетей было допустимо в размере от 0 до 10 процентов, но по факту ретробонус превратился в зафиксированный 10-процентный налог торговым сетям. Сроки оплаты носили неконтролируемый характер, поскольку отсчёт срока оплаты наступал только с момента предоставления документов, который возможно было постоянно затягивать — это фактически было беспроцентное кредитование. «Защищая наших производителей, мы позволяем эти деньги, которые они тратили на поборы и бонусы, направить на развитие своего производства. Принятие этого законопроекта — реальные меры поддержки отечественного производителя и защита наших потребителей», — подчеркнула Ирина Яровая.

Торговые сети против

Сами продавцы оказались не в восторге от новых поправок. По словам представителя крупной сети ретейла, начать с 1 января заключать договоры по новым требованиям возможно, но привести действующие в соответствие продавцы не успеют. «Для того чтобы начать их пересматривать, мы должны поменять систему учёта, перестроить информационные системы, сделать новые инструкции для персонала. Это десятки тысяч договоров — огромная работа», — сказал он при обсуждении законопроекта на заседании профильного комитета в Госдуме. Кроме того, по его словам, малые и региональные торговые сети считают, что этот закон придумали крупные сети, для того чтобы как можно быстрее их задавить, поскольку их прибыль должна будет снизиться.

Ряд рисков в новых поправках находит и член Комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов. «Цели этого законопроекта — поддержать отечественного производителя, подтолкнуть его к импортозамещению и ограничить цены на прилавках магазинов. Но при включении в сумму бонуса платы за услуги по продвижению товаров, профессионалы высказывают опасения, что малые и средние производители, которые использовали маркетинговые акции в магазинах, как альтернативный способ рекламы, будут недовольны этим решением», — считает он. На его взгляд, поправки пойдут на руку крупным транснациональным компаниям, которые будут пользоваться дорогими и недоступными для малого и среднего бизнеса способами рекламы, как, например, телевидение. Сам формат промоакций в магазинах будет затруднён, это также пойдёт во вред покупателям, которые привыкли ими пользоваться, и в таком случае сокращение ретробонусов не приведёт к исходным целям. Поправка депутата предполагала изъять положения о маркетинговых услугах из суммы бонусов, но в окончательную версию законопроекта она не прошла. 

Справка

Что такое ретробонус

Этим понятием пользуются в основном россияне в процессе торговых и обменных взаимоотношений. В мировой торговой терминологии чаще всего пользуются определением «рибейт» от английского rebate. По своей сущности ретробонус — это не что иное, как платёж, или выплата, которая производится путём совершения следующих вариаций:

денежный платёж, который представляет собой возврат определённой суммы от стоимости совершённой сделки купли-продажи;предоставление товаров в полное пользование на бесплатной основе;опцион — право клиента либо третьего лица, заключить сделку купли-продажи товара в течение определённого времени по специально установленной цене.


Просмотров 1792

24.06.2016

Популярно в соцсетях