Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Не квотой единой

Закон о рыболовстве прошёл первое чтение

17.06.2016 09:10

7 июня прошёл первое чтение в Госдуме проект федерального закона «О рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов». За него проголосовал 381 депутат и всего 2 голоса против. Основная новация, которая обретает законодательную форму, - механизм инвестиционных квот, который даст толчок для обновления флота. До 20 процентов квот добычи (вылова) водных биоресурсов должны быть направлены на инвестиционные цели - закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биоресурсов.

Инвестиционных квот ждал рынок - рыболовные компании, не дожидаясь принятия закона, уже заключили соглашения с верфями на строительство. А откуда взять средства на строительство новых судов, без которых российская рыболовецкая отрасль может стать неконкурентоспособной или вовсе уйти под иностранные флаги?

О том, что российский рыбопромысловый флот стремительно стареет, сегодня не говорит только ленивый. Уже в ближайшие годы практически неизбежно списание едва ли не трети российских рыболовных судов, причём не только небольших и не самых эффективных, но и крупных супертраулеров - плавучих заводов, способных держать на плаву чуть ли не всю отрасль. И в том, кто придёт в наши воды на смену нашим кораблям, сомневаться вряд ли приходится - конкуренты уже выстраиваются в очередь.

Однако принятие внятной и способной реально поддержать возрождение флота законодательной базы явно затянулось. Похоже, это тот самый случай, когда промедление смерти подобно. Смерти целой отрасли, не только исправно пополняющей бюджет, но регулярно поставляющей на прилавки качественную и относительно дешевую продукцию. Поправки в Закон «О рыболовстве» вместе с пакетом сопутствующих правовых норм, подготовленные в Росрыболовстве, не только прошли через сито обсуждения в ведущих компаниях отрасли, но и благополучно миновали обсуждение в Общественной палате и первое чтение в Госдуме. Их даже успели внести в Морскую доктрину страны, которая обсуждалась на Госсовете под председательством Президента РФ.

Однако, процесс завис - уже в который раз принятие поправок отложено. Причём отложено в тот момент, когда Объединённая судостроительная компания (ОСК) уже успела заключить соглашения о намерениях по строительству новейших супертраулеров сразу с тремя компаниями. Чтобы соглашение стало реальным контрактом, должны быть объявлены «правила игры», в том числе и подготовлена целая серия подзаконных актов, опираясь на которые только и можно будет всерьёз браться за возрождение флота.

Время уходит, и рыболовный закон «уходит» уже на осеннюю думскую сессию, и всё, видимо, потому, что новые условия работы отрасли, оказывается, устраивают отнюдь не всех. Успело даже появиться «открытое письмо» с подписями неких «заслуженных работников отрасли», которых вообще-то вполне справедливо взволновала судьба небольших прибрежных рыболовецких компаний. Но ведь никто их лишать квот не собирается. Не идёт речи и об урезании их доли.

В целом же авторы, похоже, не хотят ничего, кроме как оставить «всё как было» - то есть продолжать выедать морской ресурс, даже не собираясь вложить ни копейки в обновление стремительно стареющего флота. И до чего же «патриотично» при этом смотрится в «открытом письме» беспокойство по поводу перспективы размещения заказов на строительство судов для России за границей. А ведь на сегодня российские верфи вообще не готовы к размещению необходимых заказов на строительство крупнотоннажных рыболовных судов: им не хватает мощностей, опыта, персонала.

Специалисты отмечают, что на подготовку российских верфей и заводов к выполнению заказов от рыболовецкой отрасли нужны, как минимум три года. Почему бы в таком случае не вспомнить опыт ещё времён Петра Великого и не разместить два-три пилотных проекта где-то за границей? Ведь, к примеру, волжские теплоходы строились в ГДР и Чехословакии и по-прежнему ходят до Астрахани и Санкт-Петербурга, Ростова, Казани и Перми. К тому же и средств, которых реально хватило бы на радикальное обновление рыболовного флота, на сегодня, увы, нет ни в федеральном, ни уж тем более в региональных бюджетах, перегруженных социальными обязательствами. Нет их в резервных фондах, откуда финансируются в основном масштабные инфраструктурные проекты. Строить суда в кредит при нынешних процентах - задача и вовсе невыполнимая. Даже самые экономичные, а значит, заведомо не самые прибыльные суда могут окупиться не раньше, чем через 20 лет.

Тем не менее ведущие специалисты отрасли уже несколько лет назад предложили пусть не самый оригинальный, но уже опробованный в других странах механизм стимулирования строительства новых рыболовных судов. Суть его сводится к тому, что компании, готовые финансировать работу верфей, получают дополнительные квоты на вылов рыбы. В новом законопроекте под инвестиционные цели отводится 20 процентов для стимулирования строительства новых рыболовных судов на российских верфях, а также рыбоперерабатывающих мощностей. Полученная дополнительная прибыль и будет направляться на строительство траулеров.

Откуда взять дополнительные квоты, понять тоже несложно - прежде всего у тех, кто не вырабатывает свои квоты, и тех, кто квотами просто спекулирует - так называемых «квотных рантье». Это обычно вовсе не рыболовецкие, а чисто спекулятивные компании, беззастенчиво использующие в качестве прикрытия именно рыбаков, у которых не хватает средств для участия в аукционах и конкурсах по квотам. Эти «фирмачи» не только набили руку в игре на квотных аукционах, но и имеют неплохую финансовую поддержку, как правило, от иностранных фирм. Квоты они обычно выкупают оптом, а затем перепродают уже в розницу - нашим же российским компаниям, у которых не достаточных средств для выкупа крупных квот или же нет достаточного навыка в подготовке документов на конкурс.

А кроме того, как считают эксперты отрасли, давно назрела необходимость снизить «квотные аппетиты» тех фирм, корабли которых на самом деле ходят под иностранным флагом или же ведут полузаконный промысел под видом научных исследований или контрольных мероприятий. Неотложный вопрос с квотами надо решать не только максимально оперативно, но и так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в правильности пути, выбранного для возрождения рыболовного флота.

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1224