Россиянам предложат «Серебряное ожерелье» и «Путь варягов»

Туризм в регионах развивается, только очень медленно

Россиянам предложат «Серебряное ожерелье» и «Путь варягов»

Фото с сайта резиденции Деда Мороза в Великом Устюге DOM-DM.RU

По данным Всемирной туристской организации ООН, на протяжении последних лет туризм стал самой быстрорастущей сферой мировой экономики. И даже больше того — он стимулирует развитие ещё 53 отраслей. Тем не менее до недавних пор в нашей стране его развитием практически не занимались. И если где-то любопытные турмаршруты и музеи  появлялись, то это было скорее заслугой отдельных регионов, а не целенаправленной госполитикой. Чего удалось в этой сфере достичь и что ещё предстоит сделать, сенаторы обсудили на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике.

Дед Мороз ждёт гостей

Один из регионов-лидеров в плане туризма в России — это Вологодская область. «Наш регион — родина таких брендов, как вологодское масло, вологодское кружево, не так давно у нас поселился Дед Мороз, — рассказал начальник департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский. — С 2005 года количество туристов в области увеличилось в 2,3 раза, количество экскурсантов — в 2,7 раза, объём туристских и гостиничных услуг стал больше в 4,3 раза.

Едва ли не каждый год в области открываются новые достопримечательности. Новинками туристского сезона 2015 года в регионе стали музей металлургической промышленности в Череповце, музей для детей «Поляна сказок» в Вологде, музеи военной техники под открытым небом в Вологде и Череповце, а также цифровой планетарий «Мицар» в Вологде.

Но самый громкий проект региона, привлекающий тысячи туристов, — это, бесспорно, «Великий Устюг — родина Деда Мороза». По итогам зимнего туристского сезона 2015/16 года Великий Устюг вошёл в рейтинг самых популярных направлений для новогоднего отдыха с детьми. В проект вложено более 3 миллиардов рублей, более 50 процентов из которых частные инвестиции. Строятся гостиницы и предприятия общественного питания, открываются новые объекты показа, торгово-выставочные центры и супермаркеты, развивается сфера дополнительных услуг.

«В 2015 году отмечен рост популярности к Великому Устюгу у московских туроператоров. На туристский рынок города вышли крупные компании. Установлено активное сотрудничество с компанией МТС», — рассказал Владимир Осиповский. Налажено взаимодействие региона с Правительством Москвы по строительству второй очереди зоопарка в вотчине Деда Мороза в 2017—2018 годах. В перспективных планах — новый дворец Деда Мороза и модернизация аэропорта в Великом Устюге, который пока что может принимать лишь небольшие самолёты.

Как поддержать ожерелье

Впрочем, второе дыхание турбизнесу региона открыл не только Дед Мороз. С 2015 года по инициативе и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по туризму здесь реализуется новый межрегиональный историко-культурный и туристский проект «Серебряное ожерелье России», который направлен в том числе на увеличение продолжительности пребывания туристов в регионе, а также на формирование желания нанести сюда повторные визиты. На сегодняшний день «Серебряное ожерелье России» объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. В проект включены основные туристские центры Вологодской области: Вологда, Череповец, Кириллов, Белозёрск, Тотьма, Великий Устюг, Вытегра и Устюжна. Разрабатываются и не менее заманчивые маршруту, в том числе «Великий путь по Русскому Северу», «Петровские города», «Путешествие в Древнюю Русь», «По следам варягов», «Форпосты России».

В рамках межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России» двадцать туроператоров области предлагают 21 пакетный межрегиональный тур и 68 региональных туров.

Повысить финансирование всё же придётся

Директор департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Ольга Ярилова признала: Вологодская область действительно стала одним из передовых регионов в сфере туризма. «По рейтингу, который мы проводим ежегодно, она входит в десятку сильнейших регионов. Здесь реализуется огромное количество ярких проектов. Причём на их реализацию выходят крупнейшие туроператоры, которые раньше занимались только выездным туризмом», — подчеркнула она. По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмилы Косткиной, в области велась целенаправленная работа по развитию внутреннего туризма и в настоящее время здесь действительно создана приличная инфраструктура, в частности «нормальные гостиницы с хорошим питанием».

Ранее, выступая в Совете Федерации, министр культуры Владимир Мединский сказал, что  отдых в России становится всё более популярным: если в 2013 году по стране было совершено около 25 миллионов поездок, в 2014-м — около 40 миллионов, в 2015 году — около 50 миллионов. При этом одно из главных отличий сферы туризма от других отраслей экономики заключается в том, что должный уровень законодательного регулирования «в ней в значительной степени отсутствует». Причём не прописаны, казалось бы, элементарные вещи: классификация гостиниц, аттестация экскурсоводов, методы поощрения тех туроператоров, которые работают на внутреннем рынке.

Серьёзные проблемы остаются и с реализацией Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Предполагается, что её главная задача — поддерживать регионы, привлекающие инвесторов, в части создания гостиниц, дорог, домов отдыха. «Однако проблема заключается в том, что денег в рамках этой ФЦП невероятно мало, — сказал Владимир Мединский. — В 2014 году эта программа была, по сути, секвестрирована на 78 процентов, в 2015-м — ещё на 10 процентов. Мы неоднократно обращались к руководству Правительства с просьбой увеличить финансирование программы. Премьер-министр это предложение поддержал. Мера попала опять же в антикризисный план, однако до сих пор финансово не обеспечена».


Просмотров 1327

14.06.2016

Популярно в соцсетях