Нужен ли Москве новый аэропорт

«Жуковский» станет четвёртой международной воздушной гаванью московского авиаузла

Планируется, что  аэропорт  откроют сегодня, 30  мая. Ожидается, что церемонию посетят председатель Правительства Дмитрий Медведев, его заместитель Дмитрий Рогозин, министр транспорта Максим Соколов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Новый международный  аэропорт Жуковский расположен на смежной территории с Лётно-исследовательским институтом им. М.М. Громова. Он занимает 34,5 гектара земли. Застройщиком выступила компания «Рампорт Аэро». Помимо терминалов, планируется также возведение офисных зданий, отеля, паркинга и торгово-развлекательного центра. В общей сложности за пять лет в проект будет инвестировано около 10 миллиардов рублей. Появится более 10 тысяч рабочих мест. Предполагается, что к 2021 году аэропорт будет способен обеспечить пропускную способность до 12 миллионов пассажиров и обработку 40 тысяч тонн грузов в год. Здесь будет эксплуатироваться самая длинная взлётно-посадочная полоса в Европе — 5,5 километра.

В будущем здесь могут взлетать и приземляться 12 миллионов пассажиров в год

Модернизация аэропорта началась ещё в 2014 году. В конце 2013 года литовская Avia Solutions Group выиграла конкурс ГК «Ростех» на выбор инвестора. «Рампорт аэро» вложила в терминал пропускной способностью 4 миллиона  человек в год 27 миллионов долларов. Срок окупаемости  — около семи лет.

Впоследствии  планируется расширить первый пассажирский терминал и построить второй. Их общая площадь составит 60 000 квадратных метров. Пропускная способность увеличится до 12 миллионов пассажиров в год. Около 70 процентов дохода аэропорт рассчитывает получать от неавиационных видов деятельности: паркинга, торговых и офисных центров, грузового терминала. Аэропорт будет действовать в качестве единого центра экспериментальной, государственной и гражданской авиации.

Виталий Ефимов первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту убеждён, что четвёртый аэропорт Москве в принципе нужен, но открывать его преждевременно.

«У нас очень не развиты региональные авиаперевозки, все летят из Москвы, — сказал «Парламентской газете» депутат.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константина Трофименко считает: будет ли выгоден этот проект, зависит от экономической политики аэропорта.

«Если брать  в пример запуск подобных коммерческих проектов за рубежом,  то мы видим как удачные примеры, так и провальные, — пояснил «Парламентской газете» эксперт. — Что касается влияния нового аэропорта на агломерацию, никакой  новой точкой роста, которая могла бы как-то повлиять на развитие городов Раменское и  Жуковский, аэропорт не станет. Если это частный аэропорт для лоукостеров, то да,  у людей появится  новая возможность дёшево полетать из неудобного места».

Плохая транспортная доступность

Аэропорт Жуковский был задуман, когда аэропорты Московского авиаузла были действительно перегружены, была необходима отдельная площадка для лоукостера и чартеров. Однако сейчас, на фоне экономических проблем, санкций, девальвации рубля, закрытия Египта и чартеров в Турцию международный пассажиропоток упал, а уход с рынка «Трансаэро» освободил ёмкости в существующих аэропортах.

 «Было несколько попыток использовать другие аэропорты Московского авиаузла, — вспоминает председатель межрегиональной общественной организации содействия защите прав пассажиров «Союз пассажиров» Кирилл Янков. - В частности, пассажирские самолёты взлетали с аэропортов Жуковский и Чкаловский. Всё это не увенчалось успехом. Почему? Во-первых, московское небо не сильно перегружено. И в остальных московских  аэропортах есть резерв для развития. Особенно это касается аэропорта Внуково, загрузка которого в три раза меньше, чем Шереметьево.

По мнению эксперта, сейчас основной авиаперевозочный бизнес строится вокруг хабов.

«У нас, как известно, в Шереметьево хаб «Аэрофлота», во Внуково — хаб «ЮТэйра», в  Домодедово — хаб авиакомпании «Сибирь», — пояснил «Парламентской газете» Кирилл Янков. — Кто у нас в Жуковском устроит хаб? Я не очень понимаю. Возможно, для каких-то отдельных  рейсов Жуковский и будет востребован, но надо вспомнить следующее: до Жуковского сложно добраться пассажирам. Совокупность всех этих обстоятельств позволяет мне предположить, что этот аэропорт востребован не будет. Он или закроется вообще, или будет специализироваться на отдельных чартерных направлениях, где не нужна хабовая система, а пассажиры готовы добираться в аэропорт с неудобствами».

Главным недостатком Жуковского эксперты называют именно плохую транспортную доступность: до него нет электричек «Аэроэкспресса», автомобилем добраться трудно из-за пробок. Однако в сентябре  РЖД планирует реконструировать  ближайшую к аэропорту станцию Отдых (35 минут от Казанского вокзала), до неё пойдет экспресс, а аэропорт свяжет терминал и станцию транспортом.

«У меня дача в том направлении, —  рассказал Виталий Ефимов. — Я туда еду 32 километра иногда 2, а иногда и 2,5 часа. Пробки ужасные. Поэтому, когда мы делаем аэропорт, нужно сразу решать вопрос, каким образом из центра столицы пассажиры будут прибывать в него».


Просмотров 1611

30.05.2016

Популярно в соцсетях