До конца года торговый сбор оставят только в Москве
Эксперты предлагают не распространять его введение за пределами столицы России
Когда принимался закон, который позволял ввести фиксированный торговый сбор с предпринимателей, многие говорили о том, что он дальше Москвы не пойдёт. Хотя новый сбор предписан всем городам федерального значения (то есть ещё Санкт-Петербургу и Севастополю), именно в столице России отсутствует единый налог на вменённый доход, который активно применяется в регионах. Таким образом, торговый сбор, введённый в Москве с июля 2015 года, должен стать новым инструментом для наполнения бюджета, который, как уверяли авторы законопроекта, не повысит нагрузку на добросовестный бизнес. Так ли это, попытались разобраться на совещании в Совете Федерации.
Плюс 10 миллиардов в бюджет Москвы
В Правительстве Москвы удовлетворены результатами от введения торгового сбора — заместитель главы столичного департамента экономического развития Мария Багреева пояснила, что торговый сбор распространяется на торговые объекты и является фиксированным платежом, который не зависит от финансовой деятельности. Изначально предполагалось, что ТС должен создать в торговле условия для добросовестной конкуренции: в столице нередко власти сталкивались с ситуацией, когда одинаковые торговые точки отличались лишь тем, что одна платила налоги, а другая — нет. Торговый сбор должен был уравнять нагрузку на всех.
Результаты не заставили ждать — введение торгового сбора, стоимость которого не превышает стоимость патента для индивидуального предпринимателя, подвигло мелкий торговый бизнес переходить на работу по патентной системе налогообложения. Как рассказала Мария Багреева, количество ИП в Москве выросло в десятки раз. Таким образом одна из задач московских властей была решена — большая часть бизнеса вышла из налоговой «тени».
При этом власти столицы решили опереться на минимальный платёж торгового сбора — это 60-70 тысяч рублей в квартал. Как подчеркнули в правительстве Москвы, введение торгового сбора помогло сформировать базу торговцев — раньше это «поле» в большинстве своём было «непаханым». Всё работает в электронном варианте — список плательщиков вывешивается на сайтах правительства Москвы, и если кто-то не согласен с тем, что его объект является торговым, то может оспорить это. Как сообщила Мария Багреева, только небольшая часть предпринимателей воспользовались этим правом: «ТС выступил стимулом для легализации большой части бизнеса. За первые полгода введения сбора в бюджет поступило 4 миллиарда рублей налоговых поступлений».
По официальным данным, в Москве на сегодняшний день около 28 тысяч плательщиков торгового сбора, который взимается с 45 тысяч торговых объектов. Между тем, глава Комитета СФ по бюджету Сергей Рябухин вспомнил, что одним из аргументов за введение торгового сбора в пояснительной записке к законопроекту, представленному депутатом ГД Николаем Гончаром, было то, что сбор даст дополнительные доходы в московский бюджет в размере 36 миллиардов рублей. Однако в правительстве столицы, как и в Минфине РФ, прогнозируют по итогам года до 10 миллиардов рублей налогов от ТС. Выяснилось, что 36 миллиардов в пояснениях к законопроекту — цифра виртуальная, так как рассчитывалась исходя из максимально возможного размера торгового сбора. Тот ход авторов закона оказался исключительно «рекламным» — не надо быть экспертом, чтобы понять: максимальный сбор в реальности заставил бы львиную долю предпринимателей уходить из бизнеса, чем платить.
Ещё один аргумент — налог на прибыль должен уменьшиться на сумму, равную торговому сбору. В Федеральной налоговой службе уже готовятся формы соответствующих деклараций.
Киоски-автоматы и интернет-торговля оказались вне сбора
Сами предприниматели говорят: налоговая нагрузка для них серьёзно не выросла, а вот административная — да. Приходится расширять штат, брать отдельных людей на учёт торгового сбора из-за того, что не работает электронный оборот. Данные об уплате ТС на сайтах не отображаются, налоговики их «не видят», и сразу же предупреждают и возможности «заморозки» расчётного счёта фирмы. При этом даже противники ТС не против того, чтобы его платить, но при условии, что система будет отрегулирована и подкорректирована. Один из серьёзных моментов — необходимость более мелкого дробления площадей, облагаемых сбором: сейчас минимум составляет торговая площадь в 50 кв. метров, но бизнес предлагает снизить планку до 20, 30, 40 кв. метров, что позволит микропредпринимателям работать наравне с крупными торговыми площадями.
Власти Москвы пока «отнекиваются», убеждая, что придётся тогда проводить детальную дифференциацию торговых объектов (например, по месту расположения - кто-то торгует у метро с киоска, а кто-то в супермаркете, но вдалеке от жилых домов), а это усложнит систему начислений и учета ТС. Однако в Торгово-промышленной палате Москвы настаивают, что именно детализации в различия торговых объектов и не хватает.
Эксперты ТПП сделали выборочный анализ за пятимесячный период действия ТС в Москве. Исследование вскрыло ряд серьёзных проблем. Во-первых, они касаются того, что московским законом о торговом сборе не предусмотрены льготы для тех предпринимателей, которые имеют инвалидность 1 и 2 групп — хотя забота об инвалидах первыми лицами страны называется приоритетом социальной политики. Во-вторых, никак не облагается налогами, в том числе торговым сбором, вендинговая торговля (киоски-автоматы по продаже товаров). Хотя такой аппарат может стоять рядом с магазином, который платит ТС — значит, равные возможность для бизнеса не обеспечиваются. То же самое касается и интернет-торговли — почему-то виртуальные торговцы выпали из поля числа плательщиков торгового сбора.
В-третьих, торговые «точки» не дифференцируются, что приводит к некоторым казусам. Например, ставка сбора на точку без торгового зала выше, чем с ним, хотя выручка в первом случае втрое меньше из-за плохой проходимости покупателей. Также нет системы зональности, объекты не проанализированы по площадям, и по объёму объективно подтвержденного годового дохода и т.д. По мнению экспертов ТПП Москвы, отсутствует и сравнительный анализ доходов предпринимателей — он должен учитываться, чтобы создать равную налоговую нагрузку. Здесь также есть параметры из категории «хочешь смейся, хочешь плачь»: так, потенциальный доход киоска по продаже мороженого оценивается в невероятные 5,4 миллиона рублей в год!
Москва останется «пилотом»
Общий вывод аналитиков — закон о торговом сборе нужен, но требует серьёзной доработки. Поэтому сегодня специалисты предлагают федеральным властям не торопиться с введением торгового сбора на территории других регионов, и оставить Москву в качестве «пилотного» проекта. Такого же мнения придерживается сенатор Елена Перминова, которая курирует в Совет Федерации мониторинг применения торгового сбора в РФ. По её мнению, есть альтернатива этому закону в регионах — это и патентное налогообложение, и единый налог на вменённый доход. Кстати, когда из-за введения торгового сбора предложили приостановить действие «вменённого налога», то из регионов в Совет Федерации пришла масса просьб продлить его. И завтра на пленарном заседании сенаторы планируем выполнить наказ территорий.
«Что касается перспектив торгового сбора, то его практику надо серьёзно изучить. Замечаний у экспертов очень много. Поэтому необходимо посмотреть опыт Москвы по итогам текущего года, чтобы сделать выводы в отношении перспектив», — считает Елена Перминова.