Как выжить дешёвым лекарствам

Минздраву РФ предложили заключать прямые контракты с российскими производителями жизненно необходимых препаратов

Как выжить дешёвым лекарствам

Фото Владимира Смирнова, ТАСС

Жизненно необходимые лекарства способны «выжить» в России, если государство будет оказывать им долгосрочную поддержку, а правоохранительные органы должны стать одним из стержней нашей системы госзакупок медицинских препаратов. Таково мнение экспертов-общественников, которое они высказали в ходе заседания Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества под председательством спикера Совета Федерации.

Лекарственные субстанции оказались вне регистрации

Одна из самых чувствительных сфер, где взаимодействие власти и институтов общественного контроля является не просто потребностью, а необходимостью, — здравоохранение. «Но по оценкам самого Минздрава, нынешний уровень оказания медицинской помощи устраивает только 40 процентов граждан России. И это ответственность не только Минздрава, но и региональных и муниципальных органов власти», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

Законодатели свои ходы делают. В 2014 году принят закон о независимой оценке качества оказания услуг в социальной сфере, который, по словам Валентины Матвиенко, повысил результаты общественного контроля. Реальные его плоды, которые получили большой резонанс, — получать обезболивающие лекарства онкобольным стало проще, восстановлены закупки импортного лечебного питания. «Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который предоставляет медицинским организациям право создавать попечительские советы. А государственные стационары обязаны их создавать. Также заслуживает внимания инициатива об обязательном учёте мнения жителей при ликвидации медицинской организации в сельском поселении (законопроект принят в первом чтении Госдумой 22 февраля этого года. — Прим. авт.)», — считает председатель Совета Федерации.

Между тем общественники указывают на проблемы, с которыми приходится сталкиваться гражданским контролерам качества на практике. Так, есть закон об основах общественного контроля, но оценивать качество услуг можно только по установленным критериям, а не по профессиональным категориям. В этой связи острую тему производства отечественных лекарств поднял экс-сенатор, ныне президент Международного правозащитного движения «Мир без фашизма» Борис Шпигель. По его словам, санкции Запада создают большие трудности нашей фармацевтике. И действия общественных советов при профильных ведомствах оставляют больше вопросов, чем ответов. Да, есть госпроекты по разработке и внедрению производств отечественных препаратов в РФ, но пока наш фармрынок зависит от импорта на 73 процента. «При этом законодательная база сформирована так, что сегодня многие российские производители ущемлены», — отметил Борис Шпигель.

Поднял он и тему того, что из-за принятия изменений в законодательство госрегистрация цен на медицинские субстанции — основа для производства лекарств — стала необязательной. Итог предсказуемый и печальный: посредники монополизировали рынок и взвинтили цены. Следствием стало то, что дешёвые лекарства производить в России можно только себе в убыток.

По мнению экспертов, Минздрав должен принять нормативный документ, обязывающий регулировать цены на лекарственные субстанции.

Система «кто дешевле, тот и чемпион» покрывает преступления

Кроме того, должна быть изменена и система госзакупок лекарств: сегодня она работает по принципу «кто дешевле, тот и чемпион». То есть победителем становится компания, которая предлагает минимальную цену — это единственное условие для победы. Поэтому зачастую аукционы выигрывают фирмы, которые не имеют к фармацевтике никакого отношения. При этом они снижают зарегистрированные ими же цены более чем на 40 процентов!

И здесь эксперты Совета Федерации предлагают действовать жёстко — если в ходе аукциона цена снижена от зарегистрированной на 25 процентов и более, это должно становиться поводом для проверки организации правоохранительными органами. Аргументы простые и доходчивые — подобное снижение цены может быть выгодно только тогда, когда лекарства приобретены преступным путём. Проще говоря, сворованы.

Прозвучало и ещё одно существенное предложение: так как в условиях санкций с одной стороны и зависимости от импорта — с другой многие жизненно необходимые лекарства сегодня в России не обеспечивают своё производство, необходимо заключать с такими производителями прямые долгосрочные госконтракты без проведения аукционов.

В Минздраве на эти инициативы отреагировали сдержанно: заместитель министра здравоохранения Наталья Хорова объявила, что «мы учтём все предложения, которые были сделаны, они будут дополнительно проработаны». То же самое готовятся осуществить и эксперты при председателе Совета Федерации, которые решили создавать соответствующую рабочую группу.

Другой вопрос, связанный с этим, — недоверие людей к качеству лекарств, произведённых в России. В обществе давно ходят разговоры о создании целых линий «под Россию», на которых штампуются лекарства качеством ниже, чем те, которые идут на европейские рынки. Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что для борьбы с некачественными медикаментами внедряется система многоуровнего госконтроля. Так, действует выборочный контроль — те производители, которые трижды попались на плохом качестве, не могут регистрировать свой препарат в России. По итогам такой работы, как сообщают в Росздравнадзоре, изъято более 1700 серий лекарств — это серьёзный объём преступного брака.

Время свадебных генералов закончилось

Также на Совете обсудили проблемы взаимодействия власти и институтов гражданского общества. Отмечалось, что запрос граждан на участие в подготовке и реализации государственных решений серьёзно вырос, и одним из свидетельств этого является то, что конкурс на участие в общественных советах при министерствах и ведомствах, по данным Правительства РФ, составляет шесть человек на место. Эксперты верят в то, что их рекомендации власть воспринимает и готова воплощать в жизнь. «Практика «свадебных генералов» (в общественных советах. — Прим. авт.) заканчивается», — заявила Валентина Матвиенко и уточнила, что связано это с тем, что майскими указами Президента РФ был дан старт перезапуску системы общественных советов при министерствах и ведомствах.

Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов подтвердил то, что раньше советы не исполняли по факту ни одной из трёх основных своих функций: это общественный контроль, экспертиза государственных решений, в том числе по распределению бюджетных средств, и информирование о результатах работы министерств и ведомств. Сейчас формат работы ОС изменён и реализуется с 2015 года. В частности, теперь, чтобы избежать «записных членов», которые представлены сразу в десяти советах, одному человеку разрешается иметь членство лишь в одном общественном совете. А приоритетами новоформатных ОС, по словам Михаила Абызова, должны стать антикоррупция, прозрачность кадровой политики и расходов госсредств.

Вместе с тем работа любого ОС определяется тем, как на его решения реагирует власть. Не секрет, что многие такие советы являлись «карманными» структурами для министерств и ведомств. Соответственно, и работа их воспринималась как полностью формальный процесс, действующий по известному советскому принципу. Если его перефразировать на современный лад, то звучит он примерно так: «Министерство скажет «надо!», совет ответит «Есть!». Сейчас, как доложил Михаил Абызов, в Правительстве РФ отслеживают то, как реагируют на рекомендации ОС в «привязанных» госструктурах.

В целом же практика общественных советов в новом формате приживается в министерствах: шесть уже работают, ещё пять появятся в ближайшие два месяца. Главной же задачей в законодательном поле в Правительстве РФ видят закрепить поправками все предложения по новому формату ОС. А вот нововведением может стать то, что кандидатуры экспертов в ОС на федеральном уровне будут согласовываться профильным ведомством, Общественной палатой РФ, Экспертным советом при Правительстве РФ. В регионах к этому процессу подключатся общественные палаты в субъектах — принятие Федерального закона о принципах их организации, который, как напомнила Валентина Матвиенко, находится на рассмотрении в Госдуме, поможет модернизации ОС и повышению их независимости.


Просмотров 990

23.05.2016

Популярно в соцсетях