Налоги, которые нам выбирают

Нужно ли власти искать новые источники доходов

Прошло уже больше чем полгода с того времени, когда была признана необходимость изыскать дополнительные средства, чтобы выполнить антикризисные меры, разработанные Правительством. Общий объём финансирования на эти цели был определён в 800 миллиардов рублей.

Напомним и о бурных обсуждениях в федеральных органах власти, откуда взять эти деньги. Сейчас всё поутихло, видимо, положительная динамика нефтяных котировок и рост курса рубля примерно на 20 процентов сгладили остроту ситуации. Однако есть и другое объяснение: в выборный год власти не решились пойти на непопулярные меры, обостряя социально-экономическую ситуацию.

Введут ли дополнительные платежи в госказну?

В пользу этой версии свидетельствуют и неоднократные информационные вбросы  на тему «Правительство готово изменить размеры налоговых платежей».  Последнее подобное сообщение пришло из-за рубежа: известное американское издание «Уолл-Стрит Джорнел», сославшись на безымянных московских чиновников, сообщило, что будет либо увеличен подоходный налог с 13 до 20 процентов, либо введена шкала прогрессивного налогообложения, а также будет повышен налог на добавленную стоимость. Причина, по мнению газеты, — дефицит федерального бюджета. Добавлю, что эти прогнозы созвучны с идеями некоторых видных либеральных экономистов.

Реальна ли такая перспектива? Ответ отрицательный, учитывая ситуацию с налогами в целом; вряд ли Правительство РФ станет повышать налоговый пресс (если не считать вполне вероятное и экономически обоснованное введение прогрессивного подоходного налога) по причине того, что новые фискальные платежи население попросту не сможет выплачивать, общий уровень налогов  доведён до предела в соотношении с доходами.

Куда и за что платит гражданин

Физическое лицо в России обложено налогами прямыми и косвенными, федеральными, региональными и местными. 43 процента из фонда оплаты труда уходит на налог на доходы физических лиц и взносы в Фонды обязательного медицинского и социального страхования, а также в Пенсионный фонд России.  Строго говоря, платежи в эти фонды не являются налогами, но по существу выполняют их функции. Далее идут косвенные налоги и акцизы — НДС (10 процентов с продуктов и 18 процентов с промтоваров), примерно 40 миллионов российских автолюбителей платят транспортный (региональный) налог в размере не меньше 100 рублей с лошадиной силы в год, а также акциз на бензин — 7,19 рубля с литра. Есть и другие подакцизные товары — табак, алкоголь, импортные автомобили, парфюмерия, предметы роскоши… Всего они дают доходов в бюджет примерно 600 миллиардов рублей, или на каждого трудоспособного россиянина около 8 тысяч рублей в год дополнительного косвенного налога. Владельцы недвижимости и земельных участков  (а их приблизительно тридцать миллионов) платят местные налоги, которые отличаются в зависимости от регионов. С 2016 года начинается взимание налогов на имущество, рассчитанное по кадастровой стоимости, в среднем сто-двести рублей в месяц с учётом региона и состояния жилья.

Добавим сюда госпошлины, не очень распространенный водный налог, а также платежи, которые не являются налогами, но также обязательны — за подключение электроэнергии, за банковские операции в государственном Сбербанке и прочее, — и получим результат:  от 53 до 62 процентов (у выпивающих и курящих владельцев дач, автомобилей, предметов роскоши средней налоговой нагрузки на зарплату россиянина). При средней зарплате (опять же в зависимости от региона) в 20 — 35 тысяч рублей на еду, одежду, медицину, квартплату остаётся 10—20 тысяч рублей… Прожить на эти деньги сложно, очевидно, людям помогают неучтённые государством доходы «серой» экономики. Тем не менее вывод совершенно определён: при такой пропорции доходов и налоговых платежей увеличивать последние было бы крайне неразумно и рискованно.

Деньги есть, а тратить их не умеют

Не будем подробно повторять известные выводы Счётной палаты России, которые сделали её аудиторы, оценивая качество планирования и финансовой политики Правительства России и его отдельных министерств социально-экономического блока. Триллионы рублей потрачены впустую. Не введены сотни промышленных объектов, которые могли бы наполнить потребительский рынок, сократив инфляцию наиболее естественным образом, сбалансировав товарно-денежные потоки. А ведь доходы федерального бюджета формируются примерно на 45 процентов из налогов, которые платят в той или иной форме физические лица, и они вправе ожидать от государства, что эти деньги будут расходоваться эффективно и с должной отдачей.  Пока же этого не происходит.

Тем не менее бюджет 2016 года, при всей его уязвимости в  части обоснований, насколько компетентно и профессионально определены источники доходов, имеет достаточно выраженную социальную направленность. Расходы на социальную политику увеличены на 3 процента, на здравоохранение — на 58, на культуру — на 15, на физкультуру и спорт — на 18 и на охрану окружающей среды — на 23,7 процента. При этом траты на безопасность и оборону были уменьшены, сократили также общегосударственные расходы

Разумеется, в абсолютных цифрах суммы не столь впечатляют, но тенденция обнадёживает: в той или иной степени уплаченные налоги государство использует, чтобы повысить социальные стандарты жизни граждан. Главной остаётся другая, застарелая проблема: как перевести все эти благие начинания из области теоретических планов в конкретные результаты: новые промышленные объекты, школы, больницы…


Просмотров 9540

16.05.2016

Популярно в соцсетях