Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Налоги, которые нам выбирают

Нужно ли власти искать новые источники доходов

16.05.2016 15:05

Прошло уже больше чем полгода с того времени, когда была признана необходимость изыскать дополнительные средства, чтобы выполнить антикризисные меры, разработанные Правительством. Общий объём финансирования на эти цели был определён в 800 миллиардов рублей.

Напомним и о бурных обсуждениях в федеральных органах власти, откуда взять эти деньги. Сейчас всё поутихло, видимо, положительная динамика нефтяных котировок и рост курса рубля примерно на 20 процентов сгладили остроту ситуации. Однако есть и другое объяснение: в выборный год власти не решились пойти на непопулярные меры, обостряя социально-экономическую ситуацию.

Введут ли дополнительные платежи в госказну?

В пользу этой версии свидетельствуют и неоднократные информационные вбросы  на тему «Правительство готово изменить размеры налоговых платежей».  Последнее подобное сообщение пришло из-за рубежа: известное американское издание «Уолл-Стрит Джорнел», сославшись на безымянных московских чиновников, сообщило, что будет либо увеличен подоходный налог с 13 до 20 процентов, либо введена шкала прогрессивного налогообложения, а также будет повышен налог на добавленную стоимость. Причина, по мнению газеты, — дефицит федерального бюджета. Добавлю, что эти прогнозы созвучны с идеями некоторых видных либеральных экономистов.

Реальна ли такая перспектива? Ответ отрицательный, учитывая ситуацию с налогами в целом; вряд ли Правительство РФ станет повышать налоговый пресс (если не считать вполне вероятное и экономически обоснованное введение прогрессивного подоходного налога) по причине того, что новые фискальные платежи население попросту не сможет выплачивать, общий уровень налогов  доведён до предела в соотношении с доходами.

Куда и за что платит гражданин

Физическое лицо в России обложено налогами прямыми и косвенными, федеральными, региональными и местными. 43 процента из фонда оплаты труда уходит на налог на доходы физических лиц и взносы в Фонды обязательного медицинского и социального страхования, а также в Пенсионный фонд России.  Строго говоря, платежи в эти фонды не являются налогами, но по существу выполняют их функции. Далее идут косвенные налоги и акцизы — НДС (10 процентов с продуктов и 18 процентов с промтоваров), примерно 40 миллионов российских автолюбителей платят транспортный (региональный) налог в размере не меньше 100 рублей с лошадиной силы в год, а также акциз на бензин — 7,19 рубля с литра. Есть и другие подакцизные товары — табак, алкоголь, импортные автомобили, парфюмерия, предметы роскоши… Всего они дают доходов в бюджет примерно 600 миллиардов рублей, или на каждого трудоспособного россиянина около 8 тысяч рублей в год дополнительного косвенного налога. Владельцы недвижимости и земельных участков  (а их приблизительно тридцать миллионов) платят местные налоги, которые отличаются в зависимости от регионов. С 2016 года начинается взимание налогов на имущество, рассчитанное по кадастровой стоимости, в среднем сто-двести рублей в месяц с учётом региона и состояния жилья.

Добавим сюда госпошлины, не очень распространенный водный налог, а также платежи, которые не являются налогами, но также обязательны — за подключение электроэнергии, за банковские операции в государственном Сбербанке и прочее, — и получим результат:  от 53 до 62 процентов (у выпивающих и курящих владельцев дач, автомобилей, предметов роскоши средней налоговой нагрузки на зарплату россиянина). При средней зарплате (опять же в зависимости от региона) в 20 — 35 тысяч рублей на еду, одежду, медицину, квартплату остаётся 10—20 тысяч рублей… Прожить на эти деньги сложно, очевидно, людям помогают неучтённые государством доходы «серой» экономики. Тем не менее вывод совершенно определён: при такой пропорции доходов и налоговых платежей увеличивать последние было бы крайне неразумно и рискованно.

Деньги есть, а тратить их не умеют

Не будем подробно повторять известные выводы Счётной палаты России, которые сделали её аудиторы, оценивая качество планирования и финансовой политики Правительства России и его отдельных министерств социально-экономического блока. Триллионы рублей потрачены впустую. Не введены сотни промышленных объектов, которые могли бы наполнить потребительский рынок, сократив инфляцию наиболее естественным образом, сбалансировав товарно-денежные потоки. А ведь доходы федерального бюджета формируются примерно на 45 процентов из налогов, которые платят в той или иной форме физические лица, и они вправе ожидать от государства, что эти деньги будут расходоваться эффективно и с должной отдачей.  Пока же этого не происходит.

Тем не менее бюджет 2016 года, при всей его уязвимости в  части обоснований, насколько компетентно и профессионально определены источники доходов, имеет достаточно выраженную социальную направленность. Расходы на социальную политику увеличены на 3 процента, на здравоохранение — на 58, на культуру — на 15, на физкультуру и спорт — на 18 и на охрану окружающей среды — на 23,7 процента. При этом траты на безопасность и оборону были уменьшены, сократили также общегосударственные расходы

Разумеется, в абсолютных цифрах суммы не столь впечатляют, но тенденция обнадёживает: в той или иной степени уплаченные налоги государство использует, чтобы повысить социальные стандарты жизни граждан. Главной остаётся другая, застарелая проблема: как перевести все эти благие начинания из области теоретических планов в конкретные результаты: новые промышленные объекты, школы, больницы…

Читайте нас в Telegram
Просмотров 10440