В Крыму деньги есть, а потратить их не могут
На полуострове срываются сроки реализации 189 объектов в рамках Федеральной целевой программы соцэкономразвития
Об этом после совещания по выполнению ФЦП рассказал в Симферополе министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. 159 таких объектов расположены в Республике Крым и 30 — в городе федерального значения Севастополе. При этом по итогам прошлого года удалось освоить всего около 20 процентов средств (4,5 млрд. рублей), выделенных на реализацию программы. Оставшиеся 23 миллиарда перенесены на 2017-й и последующие годы.
Три в одном
Алексей Улюкаев провел в Симферополе сразу три совещания — с заказчиками, участвующими в реализации ФЦП, с руководителями двух крымских субъектов Федерации — главой Республики Крым Сергеем Аксёновым и губернатором Севастополя Сергеем Меняйло. А также с сотрудниками недавно созданной автономной некоммерческой организации «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года».Все совещания прошли за закрытыми дверями — без прессы, и после их окончания Алексей Улюкаев и Сергей Аксёнов общались с журналистами порознь.
Напомним, несколько дней назад глава Крыма заявил, что настаивает на единоличной ответственности за реализацию ФЦП и готов ответить перед Президентом на претензии федеральных чиновников. Два ведомства не могут одновременно нести ответственность за реализацию программы, полагает Аксёнов. По его словам, еще в сентябре 2015 года он направил вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Козаку письмо с просьбой «определить либо Министерство экономического развития ответственным за исполнение, либо нас — готов свою голову положить на плаху». «В других случаях исполнение ФЦП в указанные сроки невозможно», — заявил Аксёнов.
Кто виноват и что делать?
После окончания заседания в Симферополе журналисты поинтересовались у Улюкаева, будет ли Аксёнов и в дальнейшем «иметь голос» в реализации ФЦП. «Глава Крыма имеет голос и, как вы заметили, довольно громкий», — тихо ответил министр экономического развития. И еще раз разъяснил: ответственность лежит на государственном заказчике. В одних случаях такими заказчиками выступают федеральные органы исполнительной власти, в других — Республика Крым и Севастополь, которые получают соответствующие субсидии из федерального бюджета. Именно они организуют работу, готовят план-график, объекты, выбирают способы их реализации, контрактуются, контролируют ход работ и осуществляют приемку объектов.«Наибольшее количество вопросов связано с теми объектами, которые реализуются через передачу субсидии субъектам Федерации, — отметил Улюкаев. — Там, где заказчиками и исполнителями являются федеральные органы исполнительной власти, таких проблем нет».
Причин отставания крымских и севастопольских властей много, но едва ли не главная из них — бюрократическая, связанная с оформлением документации. Для её решения и была создана дирекция ФЦП, задачей которой станет оказание методической помощи. «Дирекция будет заниматься подготовкой проектно-сметной документации, мониторингом, оценкой эффективности по всем объектам, которые входят в ФЦП», — объяснил Улюкаев.
По словам министра, на совещании были намечены меры, которые позволят уже к концу мая полностью ликвидировать отставание в реализации объектов ФЦП.
Большие перемены
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», на реализацию которой будет потрачено в общей сложности 708 млрд. рублей, должна была стать ключевым инструментом модернизации полуострова, однако, увы, пока таковым не стала. В то же время, по словам Улюкаева, за два года, которые прошли с момента воссоединения Крыма с Россией, на полуострове наблюдаются серьезные положительные сдвиги. «И статистически, и визуально видно, что перемены в Крыму большие, — отметил министр. — Региональный продукт вырос со 181 до 256 миллиардов рублей. На фоне общего спада — это, конечно, очень впечатляющее достижение». Равно как и рост промышленного производства на 12 процентов за минувший год.Два других достижения, отмеченные Улюкаевым, — начало работы энергетического моста и серьёзное продвижение в строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Также министр отметил улучшения в работе Керченской паромной переправы (количество автомобилей, которые проходят через переправу, выросло в пять раз) и модернизацию симферопольского аэропорта.
Ещё Улюкаев обратил внимание на то, как обновился и увеличился на полуострове автопарк, а вот дороги, к сожалению, остались прежними. Собственно говоря, именно поэтому основные средства, предусмотренные ФЦП, и должны пойти прежде всего на модернизацию допотопной ещё с советских времен инфраструктуры полуострова.