Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Как поймать рынок за «невидимую руку»

Миллиарды рублей пропадают, пока в стране нет плановой системы

21.03.2016 14:27

Как поймать рынок за «невидимую руку»
Валерий Матыцин/ТАСС

Что эффективнее — план или рынок? Ответ на этот вопрос в начале девяностых был дан недвусмысленный — только рынок с его невидимой рукой сбалансирует спрос и предложение, разовьёт экономику, выдвинув её на передовые инновационные рубежи, а главное, накормит, напоит и оденет человека по стандартам передового капитализма.

Однако действительность оказалась несколько иной: рука рынка успешно обшарила карманы сограждан, обрушив жизненные стандарты, развалила целостные экономико-технологические цепочки и производственную кооперацию, растащила на бизнес-центры и торговые ряды некогда мощные предприятия, передала под контроль частных интересов созданные общим трудом высокодоходные топливно-сырьевые и горно-металлургические производства…

Министерство есть, а развития нет

Не прошло и двадцати пяти лет, как в руководстве государства всё же осознали, что без долгосрочного стратегического планирования невозможно рассчитывать на успешное развитие экономики и переход к новым, инновационным технологическим укладам. А централизованное планирование гораздо эффективнее расчётов на «невидимую руку рынка», которой, кстати, геополитические конкуренты России научились управлять очень ловко, и не только на своей суверенной территории. Ведь план — это результат развития рыночных товарно-денежных отношений и является их высшей и наиболее эффективной формой. Потому и был принят в 2014 году Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который определял участников стратегического планирования — все высшие и региональные органы исполнительной и законодательной властей, и сроки — от одного года до более чем шести лет. Определены и инструменты реализации плановой политики, правовые документы, полномочия и ответственность, система стратегического планирования.

Закон был своевременным, актуальным и востребованным, а главное, мог перевести экономическую политику из состояния реакции постфактум на те или иные вызовы в позицию прогнозирования и предотвращения кризисных ситуаций.

Однако не вышло. И не только по причине того, что на исходе 2014 года было решено в связи с кризисом отказаться временно от среднесрочного планирования и перейти в режим «ручного управления» с горизонтом в год. Минэкономразвития (по поводу которого депутат Госдумы Андрей Макаров шутит, что министерство есть, а развития нет) оказалось не в состоянии разработать нормативно-правовую базу для этого закона. А без такой базы  — приводных ремней к органам исполнительной власти — закон остаётся бумагой с благими пожеланиями. Об этом говорила на недавнем «правительственном часе» в Госдуме Вера Чистова, заместитель председателя Счётной палаты, сотрудники которой и выявили эту катастрофическую неисполнительность.

Да-да, именно катастрофическую: пока нет жёсткой плановой системы контроля за тем, как реализуются госбюджетные средства, дают ли инвестиции запланированную отдачу, гармонично ли развиваются сопряжённые отрасли, экономика не только не выйдет из кризиса, но и будет усиливать его. Вот свежий пример: два триллиона рублей инвестировали с подачи Минэкономразвития в реальный сектор экономики. Однако, видимо, не рассчитали, есть ли в стране ресурсы — стройматериалы, оборудование, кадры, чтобы превратить эти деньги в объекты, производящие материальные ценности. Итог — триллионы потрачены, в том числе и на зарплату, а соответствующего объёма товаров на рынок не пришло, нарастает инфляция, деньги попросту выкинули на ветер. Почему так происходит? Не только из-за некомпетентности сотрудников Минэкономразвития, попросту не владеющих, как видно из приведённого примера, искусством планировать.  Но и, не исключено, сыграл роль вполне конкретный интерес, который в обществе получил определения «распил-откат». Иначе трудно объяснить тот факт, что 260 строек с объёмом инвестиций в 160 миллиардов рублей были включены в Федеральную адресную инвестиционную программу без проектно-сметной документации! То есть непонятно, как строить и сколько это будет стоить, но ресурсы всё равно выделены! Вот источник и долгостроев, и громких уголовных дел, вроде недавнего разбирательства вокруг Минкультуры.

Или другой вариант: получить государственные средства, не расходовать на строительство или модернизацию, а бесхлопотно прокрутить в банке. А в конце года — вуаля — получить миллиард дохода, улучшив, между прочим, производственные показатели, ведь по методике Минэкономразвития такой способ получения прибыли означает рост производства, о котором с гордостью рассказывает министр Алексей Улюкаев.

Конечно, рано или поздно, стоит надеяться, идеи стратегического планирования получат реальное, а не декларируемое воплощение. Может быть, в виде «центров стратегического развития», как предлагает советник президента академик Сергей Глазьев. Но надо помнить название детской «Сказки о потерянном времени».

За концепции хорошо платят

Пока же отсутствует жёсткий порядок стратегического планирования «От Москвы до самых до окраин», его подменяют «стратегией концепций». Суть такая —  объявляется конкурс на создание лучшей концепции для решения той или иной производственной или социально-экономической задачи. Предполагается, что подобные концепции будут содержат  методы, сроки, объём финансирования, а также прогнозировать результаты достижения той или иной конкретной цели. Что же происходит в реальности?

Достаточно прочитать названия тех или иных тендерных документов, чтобы понять: система концепций имеет, как правило, весьма косвенное отношение к планированию, зато прямое — к «освоению средств» без адекватной отдачи.  Вот несколько примеров. Государственный Сбербанк России в конце прошлого года объявил конкурс на разработку концепции по «проведению событийных имиджевых мероприятий» по поводу 175-летия Сбербанка. Сколько стоит придумать и написать перечень рекламных мероприятий, в общем-то, всегда традиционных, в этом отношении трудно придумать что-то новое. Всё было, даже запуск ракеты в космос. Так вот, самые народные банкиры ассигновали на решение этой увлекательной задачи 107 миллионов 380 тысяч рублей, стоимость тридцати однокомнатных квартир в Москве! При том что конечный результат будет воплощён в нетолстый альбом с диаграммами и календарными событиями и флешку-презентацию — плод трудовых усилий максимум трёх человек, два из которых — студенты. Ясно, что без обоюдного интереса заказчика и подрядчика здесь не обошлось. А ведь Сбербанк по итогам прошлого года ощутимо потерял в прибыли, его руководитель даже обращался за кредитами в Центробанк.

Есть примеры и попроще: один из департаментов правительства Москвы объявил тендер на доставку телеграмм в местные  почтовые отделения. Стоимость услуги оценили в 600 000 рублей в год. Но этому тендеру предшествовал пару лет назад другой — на разработку концепции по доставке телеграмм на узлы связи. Правда, стоил он 400 000 рублей. Что можно придумать за эти деньги, что принципиально бы обновило в общем-то нехитрое действие, которое безо всяких концепций лет сто подряд делали и делают курьеры или секретари — убей не пойму. Да и сколько телеграмм нужно отправлять в день (при наличии Интернета и мобильной связи), чтобы платить за это 600 000 рублей? Есть и масса других примеров: концепция проведения «тематического мероприятия» Зоочтения для Московского зоопарка стоит 4 миллиона рублей, концепция издания журнала «Московское наследие» департамента культуры — 17 миллионов рублей, концепция проведения церемонии награждения некоей премией Мастер (Минкультуры РФ)  — 747 500 рублей и так далее…

Кто учитывает степень необходимости этих трат, а главное — их эффективность? Что они дают для развития реальной экономики, исчисляясь, очевидно, в масштабах страны сотнями миллиардов рублей? А коррупционная составляющая, как любят говорить в Минэкономразвития, с чьего молчаливого бездействия и процветают подобные конкурсы,  в этих эрзац-плановых мероприятиях прослеживается весьма отчётливо.

Вывод, увы, прост и невесел: пока в стране нет системы планирования с чёткими сроками, целями и результатами, будут сохраняться возможности для хищения государственных средств и неэффективного их использования. Следовательно, экономика будет буксовать, перемалывая инвестиции в долгострои и пустые бумаги-концепции. Самое неприятное, что такая ситуация выгодна довольно большому количеству и руководителей, и исполнителей. Может быть, поэтому закон о стратегическом планировании никак не удаётся запустить в действие.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1341