Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Центробанк «недоконтролировал» на триллион рублей

Вкладчики по-прежнему не защищены от банковских мошенников

21.03.2016 12:38

Центробанк «недоконтролировал» на триллион рублей
Фото Владимира Афанасьева

В банковской системе происходят странные вещи: количество банков-нарушителей, регулярно прореживаемых Центробанком, увеличивается, а факты правонарушений, связанные с выводом средств и обманом вкладчиков, не уменьшаются.  Более того, этот процесс нарастает с ошеломляющей скоростью.

Сравним цифры: с 2003 года, когда начал действовать «Закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по 1 января 2015 года, согласно статистике Агентства по страхованию вкладов, было зафиксировано 218 страховых случаев (отзыв лицензий у банков со вкладами населения. Сумма  страховых выплат составила 390 миллиардов рублей. И почти столько же — 370 миллиардов рублей при 77 страховых случаях — составили выплаты обманутым вкладчикам только за один прошлый, 2015 год. А за неполные три месяца 2016 года выплачено уже около 200 миллиардов рублей!

 Это свидетельствует о том, что механизм мошенничества (а большинство банкротств с выводом и хищением средств характеризуется правоохранителями именно так) совершенствуется реактивными темпами, а объём похищенного возрастает в катастрофической прогрессии. И ведь эти цифры отражают объёмы выплат лишь по вкладам до миллиона четырёхсот тысяч рублей, не учитывая депозиты сверх этой суммы, а также средства юридических лиц.

Поправит ли дело потолок в 5 миллионов?

Что же делать? Группа депутатов Госдумы разработала законопроект, совершенствующий, по их мнению, механизм страхования вкладов. Сумма страхового покрытия возрастает до пяти миллионов рублей. Логика здесь простая: большинство вкладов долгосрочные, а за последние три года рубль обесценился, по расчётам законодателей, в три раза минимум. И справедливо было бы установить соответствующий предел компенсации со стороны государства. Целесообразно также изменить и порядок распределения активов банков-банкротов — в первую очередь удовлетворять требования физических лиц, чьи вклады превышают предел страховых выплат АСВ, затем юридических лиц, а в третью очередь — самого Агентства по страхованию вкладов.

Предложения могут показаться небесспорными: в частности, непонятно, откуда брать средства на дополнительные выплаты — при сегодняшнем положении дел АСВ вынуждено брать кредиты у Центробанка, чтобы выполнить свои обязательства перед вкладчиками по закону. А затем ждать, пока банки своими регулярными взносами на общую сумму в 20 миллиардов рублей позволят рассчитаться с Центробанком и наполнить Фонд страховых выплат. Это при существующих темпах зачистки банковского сектора может быть проблематично, выплаты вкладчикам существенно опережают пополнение страховых резервов. Да и очерёдность, при которой АСВ, как показывает практика, ничего не получит из активов прогоревшего банка, не будет способствовать укреплению фонда выплат.

Но главное в другом: не решена проблема, которая позволяет банкирам-мошенникам наращивать количество и масштаб жульнических операций. Проблема эта, между тем, носит системный характер, судя по числу банкротств. И решать её тоже нужно системно, начиная с анализа действий регулятора — то есть Центробанка России. Эта инстанция контролирует и определяет работу всех 676 (на 1 февраля 2016 года) банков России. И контролирует тщательно, современные средства коммуникации позволяют в режиме реального времени отслеживать любую бумагу вплоть до запятой в любом банке, не говоря уже об оформлении кредитов или о размерах активов-пассивов.

Тщательно, но принципиально ли? Почему, несмотря на систему тотального контроля и масштабных проверок, банкиры всё же умудряются совершать хищения в государственных масштабах? Ведь почти триллион рублей к началу апреля страховых выплат, значительная часть которых расхищена, — это деньги, изначально принадлежащие гражданам России, которые и оплачивают в конечном итоге и бездействие главного регулятора, и мошенничество прогоревших, зачастую фиктивно, банкиров.               

 Выговор за пятьдесят миллиардов

Вот тема для законодателей — разработать меры ответственности для Центробанка в целом и, в частности, отдельных его руководителей, ответственных за проверки и контроль банкротов, обязательства которых перед вкладчиками и клиентами вынуждены компенсировать за счёт средств АСВ. При всей мощи «банковского лобби» во властных структурах вообще и в Федеральном Собрании в частности ситуация с хищением средств при помощи незамысловатых мошеннических приёмов становится стратегической проблемой, коль скоро сумма украденного сравнима с дефицитом федерального бюджета. Между тем деятельность коммерческих банков контролируют, помимо главного регулятора, с десяток организаций: МВД, ФСБ, прокуратура, АСВ, рейтинговые агентства, валютный контроль, финансовая разведка, аудиторские фирмы, Минфин…

А когда начинается скандал вокруг очередного кредитного банкрота, виновных нет. Крайними остаются физические лица с депозитами больше страховых лимитов. И юридические, не имеющие вообще никаких гарантий.. Они и виноваты, раз доверились банкам на свой страх и риск.

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что соответствующее подразделение МВД, управление Ф, даёт результаты, раскрыв, к примеру, «Молдавскую схему» вывода и обналичивания денег.  Однако произошло это при полной индифферентности Центробанка, который хотя и не препятствовал расследованию, но и на запрос с просьбой предоставить некоторые документы ответил отказом — мы не обязаны этого делать.

А что же обязаны делать кураторы коммерческих банков, состоящие в штате Центробанка, если накануне недавнего банкротства Внешпромбанка аж на 180 миллиардов рублей (54 миллиарда приходится на депозиты физических лиц) была проведена проверка, обнаружены тревожные признаки вывода активов, и… ничего, процесс продолжался, деньги вкладчиков (и не только) благополучно меняли собственника, перемещаясь за рубеж. Кто понёс ответственность?  На этот вопрос председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко первый заместитель Председателя ЦБ ответил с восхитительной наивностью: «Ведём административную проверку». Для справки: административная проверка может закончиться максимальным наказанием — увольнением. И то при наличии довольно сложного юридического обоснования. Самое вероятное — выговор. Может быть, строгий. Столько стоит сегодня 54 миллиарда рублей страховых выплат, произведённых в конечном итоге за счёт остальных граждан России.

В Конституции определены особые обязанности Центробанка. В соответствии с ними он имеет уникальные права. Но не прописана особая ответственность, которая гарантировала бы «защиту от дурака». Иначе — если Центробанк возглавит волей случая абсолютно некомпетентный и слабый руководитель, то меру ответственности за его решения логично и экономически оправданно определять не только административно, но и финансово. Равно и центробанковский куратор того или иного прогоревшего банка должен нести ответственность не только административную или уголовную, но и материальную, если в результате его действия/бездействия будет нанесён ущерб государству или вкладчикам. Доходы в ЦБ высокие, не скупятся финансисты на поощрение самих себя, поэтому было бы справедливо за каждый миллиард ущерба взыскивать с соответствующих чиновников сто тысяч штрафа, за пару лет, глядишь расплатятся, хотя бы по Внешпромбанку. Руководителю  ЦБ можно было бы установить суммы поменьше, но за все в совокупности прогоревшие банки. А выплаты производить не за счёт всех подведомственных банков, а из прибыли главного регулятора, которая в 2015 году составила около 380 миллиардов рублей. Вполне достаточно, чтобы ответить за собственную несостоятельность.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2021