Малому бизнесу не хватило доли в госзаказе

Доход от государственных закупок у малого и среднего бизнеса предлагается увеличить с 15 до 25 процентов

Малому бизнесу не хватило доли в госзаказе

Фото Геннадия Михеева

Депутаты Госдумы от ЛДПР хотят увеличить долю предприятий малого бизнеса в государственных заказах. Ожидается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении в марте.

Госзакупки как спасение

По действующему закону о закупках для государственных нужд они должны осуществляться у предприятий малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Авторы предлагаемого законопроекта считают, что этого недостаточно для стимулирования развития малого предпринимательства. «Вопрос очень важный в условиях кризиса, когда предприятия малого и среднего бизнеса могут просто разориться и стать обузой для государства. Важно сохранить рабочие места в этом секторе», — сказал автор документа, член ЛДПР Иван Абрамов.

Малый и средний бизнес способен обеспечить экономический рост и улучшить социальный климат в стране, уверен депутат. Однако кризисные явления в экономике отталкивают граждан от открытия собственного бизнеса. Значительное число представителей малого предпринимательства работают «в тени». По различным оценкам их доля составляет в пределах от 30 до 50 процентов.

«Предлагаемое увеличение объёма совокупного дохода закупок с пятнадцати до двадцати пяти процентов позволит привлечь к процессу закупок большее число предприятий малого бизнеса. А  значит — даст им толчок в развитии, что позволит поддержать реальный сектор экономики, сократит число субъектов, работающих «в тени», снизит существующие риски, препятствующие нормальному развитию малого и среднего бизнеса в стране», — говорится в пояснительной записке к документу.

«Надеюсь, что законопроект, наконец-то, будет рассмотрен Госдумой в первом чтении на следующей неделе», — отметил Иван Абрамов. Ранее его рассмотрение неоднократно откладывалось.  Уже не первый год Президент России говорит о том, что надо поддерживать малый и средний бизнес, напомнил Абрамов. «Ведь основа любого государства — средний класс. А у нас есть очень богатые и очень бедные. Разрыв между зарплатами населения очень большой, такого не должно быть», — уверен депутат.

Чиновник побоится договариваться с каждым

Госзаказ — это  очень большой рынок, который оценивается в размере порядка 12 триллионов рублей. «Мы говорим о том, что необходимо повысить долю малого и среднего бизнеса в закупках для государственных нужд до 25 процентов. Это всего лишь четверть из оборота госкомпаний. Думаю, это не такая большая цифра», — сказал Абрамов. Это отчасти и антикоррупционный закон, считает он. «На фоне всех госзаказов плодится коррупция, когда один чиновник отдаёт аффилированной фирме другого чиновника большой заказ сразу и требует за это какие-то блага. А когда мы будем отдавать заказы малым предприятиям, наверное, чиновник побоится за каждым малым предпринимателем бегать и договариваться», — предположил депутат.

Такие крупные компании как Роснефть, Газпром должны служить мультипликаторами и поддерживать малый и средний бизнес своими заказами, считает Абрамов. «Нужно просто раздробить большой заказ на более маленькие, это уже будут не миллиарды,  а десятки миллионов».

Законопроект касается многих сфер нашей жизни — начиная от строительства учебных заведений и заканчивая нефтяной отраслью — везде, где проходят тендеры и есть государственное участие.

Предлагаемая инициатива будет носить позитивный характер для поддержки и развития малого предпринимательства, считает и президент Корпорации ТехноНИКОЛЬ, член Генерального совета «Деловой России» Сергей  Колесников. «Кроме того, это соответствует также мировому опыту, существующему в странах БРИКС и «большой семёрки», где преференции малому бизнесу осуществляются в основном за счет государственных закупок и закупок компаний в регулируемых секторах экономики. Доля закупок у малого бизнеса определяется по отношению к общему объёму закупок и не зависит от выручки компаний», — отметил Колесников.

Потянет ли малый бизнес госзаказы?

Однако Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал к отклонению эту инициативу. Как говорится в его заключении, у авторов нет обоснования возможностей субъектов малого предпринимательства осуществлять поставку товаров, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в предлагаемом объёме.

«Необоснованное увеличение обязательного объёма госзакупок у субъектов малого предпринимательства может привести к срыву обеспечения государственных и муниципальных нужд», — считают в Комитете.

«Увеличение объёма закупок у малого бизнеса это конечно хорошо, но для начала надо заполнить ту квоту, которая есть», — считает глава Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков.  Сейчас квота малого бизнеса в поставках для крупнейших госкомпаний, по его словам, составляет 10 процентов — это примерно 1 трлн рублей. Но она заполнена только на 20 процентов. «Надо двигаться поэтапно. Квота может быть большая, но должно быть соответствие требованиям, которые выставляются компаниям на поставку соответствующей продукции», — сказал депутат.

Недавно был принят закон, по которому теперь будет вестись реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по видам деятельности. «Будет понятно, кто, что производит и с кем можно работать, чтобы они могли поставлять продукцию и заполнять квоту, которая сегодня существует», — сказал Аксаков.  Нам нужно ещё выращивать предприятия малого бизнеса, давать им кредиты, чтобы выйти на соответствующий уровень качества и объёма продукции, а это большая работа, уверен парламентарий. «А просто увеличить квоту — это попахивает популизмом. Мы можем и 100 процентов написать, звучать будет красиво, но закон выполняться не будет. Возможно, мы до 25 процентов дойдём, как предлагают авторы законопроекта, но пока до этого далеко. Как только существующая квота начнёт заполняться, можно будет ставить вопрос об её увеличении. Эта цифра должна не с потолка браться, а исходя из реальных возможностей», — считает Анатолий Аксаков.

Конечно, надо работать и с правилами, которые госкомпании выставляют при распределении заказов на поставки, уверен Аксаков. Сейчас, к сожалению, эти правила очень сложны для предприятий малого и среднего бизнеса и часто они невыполнимы. «Это уже вопрос возможной коррупции и работы госкорпораций», — отметил депутат.  Корпорация развития малого и среднего бизнеса, по его мнению, должна следить за тем, как госкомпании работают с малым бизнесом, создавая благоприятные условия для участия в конкурсах.

Коллегу поддержала и депутат от «Единой России» Елена Панина: «Надо создавать условия, чтобы малый производственный бизнес развивался. А для этого надо малым предприятиям в упрощённом порядке давать территории, инфраструктуру, дешёвые кредиты, беспроцентный лизинг оборудования. А просто установление увеличенной квоты в доле госзаказа для малого бизнеса никак не повлияет на его развитие». Сегодня не хватает малого бизнеса, который бы мог выполнять часть государственного заказа крупных предприятий, уверена она. «Сегодня малый бизнес процентов на 60 — это сфера торговли и услуг», — отметила депутат.

Ещё больше наплодятся посредники и торговые дома

Простым увеличением доли  предприятий малого бизнеса в госзакупках проблему не решить, считает и руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Хотя в постановлении правительства 1352 есть норма о том, что «годовой объем закупок заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок», по её мнению, на практике происходит иная ситуация. «Самое опасное, что там заложен понижающий коэффициент. По факту получается, что закупки именно у компаний высокотехнологичной и инновационной продукции составляют всего 0,5 процента.  И эти закупки не обязательно проводятся у российских компаний-производителей. То есть, вся эта норма нацелена на закупку не у производственных МСП, а у торговых МСП, посредников», — сказала Алехнович. По её мнению, внутри действующей доли нужно увеличить закупки высокотехнологичной и инновационной продукции и обязать государственные компании осуществлять закупки именно у производственных, а не торговых компаний малого и среднего бизнеса, работающих на территории России. Иначе поставленную задачу стимулирования развития этого сектора посредством системы госзакупок не решить, считает Алехнович.

Что касается предложенной инициативы ЛДПР, здесь должна быть оценка с точки зрения рисков, считает замдиректора института правовых проблем административного регулирования Елена Овчарова.

«Изначально основным критерием в госзакупках было самое низкое ценовое предложение. Этому критерию соответствовали индивидуальные предприниматели, которые не имели ресурсы для надлежащего исполнения обязательств по договорам о поставке товаров и исполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. Здесь важно не допустить прежних ошибок», — сказала Овчарова. Надо сделать так, чтобы эти компании обладали необходимыми ресурсами для выполнения обязательств по госконтрактам, уверена она.

Несмотря на критику своей инициативы, Иван Абрамов не собирается отступать от своей идеи.  «Да, заключение комитета отрицательное. Но все, думаю, понимают, что это необходимо делать. Сегодня и доля в 15 процентов в госзакупках для малого бизнеса, установленная в законе, не выполняется. Но чтобы обратить на это внимание, надо и планку повышать. Партия ЛДПР всегда отстаивала интересы малого бизнеса. Мы концептуально говорим о том, что нужно увеличить долю малого и среднего бизнеса в госзаказах, а дальше можно обсуждать поправки ко второму чтению», — заключил он.

Только цифры

В России зарегистрировано более 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства.

В их работе задействованы 25 процентов от общей численности занятых в экономике и приходится около 25 процентов от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. 

62 процента из числа зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства — это индивидуальные предприниматели, 38 процентов — юридические лица. 

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (40 процентов) и предоставление услуг (35 процентов).


Просмотров 2254

11.03.2016

Популярно в соцсетях