Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Зачем ретейлерам Совет

Проигнорировавшие инициативу Минпромторга могут лишиться права торговать алкоголем и табаком в выходные

03.03.2016 16:38

Зачем ретейлерам Совет
Фото: РИА Новости

Министерство промышленности и торговли разослало участникам продовольственного рынка концепцию объединения производителей и ретейлеров. Согласно документу, ретейлеры, которые проигнорируют предложение вступить в Российский национальный совет потребительского рынка, могут лишиться права торговать алкоголем и табаком в выходные и праздничные дни. По мнению участников рынка, членство в создаваемом Совете не даёт никаких преимуществ. А депутаты считают инициативу «странной».

Идея Минпромторга о создании так называемого Российского национального совета потребительского рынка, куда должны войти торговые сети и их  поставщики, не нова. Ещё в 2014 году подобный Совет был создан среди поставщиков отопления в дома граждан. Его основной задачей было воспрепятствовать росту цен на тепло. Задача эта выполнена не была: в конце февраля 2016-го из Минэнерго в Правительство поступило предложение цены на отопление увеличить.

Что касается потребительского рынка продовольственных товаров, то там проблема роста цен стоит намного острее. В Правительстве создана комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. В ноябре и декабре прошлого года, когда рост цен на продовольственные товары буквально галопировал, она многократно собиралась. Звучали радикальные предложения об установлении предельной наценки в торговых сетях, введении продовольственных карточек для малоимущих.

В итоге принято достаточно мягкое решение — создать очередной Совет участников продовольственного рынка и решать проблемы, как говорится, по мере их поступления. Концепция такого совета предполагала, что он будет состоять из двух палат - розничной торговли и палаты производителей и поставщиков. Каждая из них будет делегировать по 9 членов в правление Совета. Предполагалось, что вошедшие в совет торговые сети, поставщики и производители будут уплачивать определённые сборы в фонд организации, который, в свою очередь, будет тратиться на содержание национального торгового арбитража  (находится в структуре совета). Арбитраж и будет разбирать споры между участниками рынка. Из образуемого фонда также могли бы выплачиваться компенсации пострадавшей стороне.

На бумаге всё выходило гладко, однако участники рынка не проявили должной заинтересованности и вступать в объединение не спешили. Тогда концепцию в Минпромторге решили ужесточить. В документе, разосланном участникам рынка, речь шла уже о санкциях для тех, кто проигнорирует приглашение вступить в Совет. А именно о том, что торговым сетям запретят продавать в выходные и праздничные дни подакцизные товары (алкоголь и табак) и открывать новые гипер- и супермаркеты в городах. Санкции для поставщиков более расплывчаты — они лишатся гарантий защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями.

Между тем законодатели считают меры, предлагаемые Минпромторгом, довольно странными. «С одной стороны, ситуация в экономике сейчас такая, что без государственного регулирования не обойтись, — замечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономическому развитию Михаил Емельянов. —  С другой  — не совсем понимаю, как данный Совет может решить проблему потребительских цен. При этом санкции, о которых говорится в концепции Минпромторга, очень серьёзные. Но они, в таком случае, должны вводиться поправками в закон, а не уставом какого-либо объединения. В общем, странная инициатива и юридически она вообще никак не проработана».

Коллега Михаила Емельянова по Комитету Виктор Звагельский считает, что в данном предложении Минпромторга отчётливо видны нарушения  антимонопольного законодательства. «Это  легко оспорить в суде», — убеждён он.

Что касается главных участников рынка продовольствия — производителей и ретейлеров, — то большинство из них считает, что для того, чтобы компании вступали в Совет рынка, им нужны стимулы. Запреты же таковыми быть точно не могут.

Прямая речь

Председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко:

 — Безусловно, производителям и торговым сетям необходимо достичь договорённости о том, каким образом в дальнейшем будут строиться их отношения. От этого, кстати, напрямую зависит и ситуация с ценами на рынке продовольствия. Если мы вспомним мировой опыт формирования кооперации, то там для её участников предусматривались льготы. И именно это стимулировало торговлю и производителей садиться за стол переговоров. Еще недавно для участников отечественного рынка таким стимулом была неизбежность поправок в закон о торговле. Сейчас эта острота снята, поэтому, если государство намерено этот рынок регулировать посредством объединений с участием экспертного сообщества и бизнеса, то, прежде всего, сами участники должны собраться и порассуждать о том, какие преференции должно обеспечивать им участие в таком объединении. И санкции здесь точно работать не будут. Поэтому концепцию создания Совета национального потребительского рынка надо разрабатывать всем вместе.

Член правления X5 Retail Group Станислав Наумов:

— В прошлом году участники продовольственного рынка, практически все крупные игроки  подписали Кодекс добросовестных практик. Создаваемый Совет, по идее, должен контролировать, кто и как из участников рынка соблюдает это соглашение. Поэтому предложение Минпромторга с этой точки зрения следует оценивать  положительно. О методах я бы поспорил. Если речь идёт о наведении порядка на рынке алкоголя, а его наводить действительно нужно, то надо не сетям запрещать торговать, а мелким магазинам, которые торгуют суррогатом или без лицензии. Так что в документе Минпромторга есть некоторая путаница. Никто из добросовестных участников рынка не против создания его Совета, так что санкции просто излишни. А вот вопрос суррогатного алкоголя надо обсудить всем вместе в рамках созданного Совета и принять решение. Также представляется логичным, если Совет обсудит вопросы тарификации на маркетинг и логистику. Надо выработать единую форму договоров между поставщиком и торгующей организацией, тогда ни одна из сторон не будет считать себя ущемлённой.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2099